Бельканто в Венеции
Подходит поезд, вот уже вокзал,
Сбывается, о чём давно мечтал, -
Я в нетерпенье первой встречи.
Стемнело, в освещении неярком
Вдоль улиц, переулков, наугад,
Иду, любому повороту рад,
И вдруг - на площади Сан Марко.
Толпа, потоки света, два оркестра -
Один играет лёгкий Венский вальс,
Другой – знакомый мелодичный джаз, -
Нарядно, весело и тесно.
Картина праздника, ночного бала,
Как будто, вправду, с корабля на бал,
Не ожидая сам того, попал,
Мне в память навсегда запала
Лагуна, солнце, дожи и гондолы,
Каналов замутнённая вода -
Всё это было завтра, как всегда -
И ожидаемым и новым ….
Этими стихами я несколько лет назад постарался передать свои первые впечатления от состоявшейся давным-давно, ещё в Советские времена, встречи с Венецией - одной из главных жемчужин замечательного ожерелья городов, которые мне удалось посетить в Италии: Рим, Милан, Венеция, Флоренция, Рим.
Простое перечисление названий этих городов уже достаточно и не требует каких-либо дополнительных комментариев: они были бы бледны и не оригинальны. Поэтому я хочу поделиться впечатлением только от одной сценки, увиденной в этой поездке, но часто вспоминаемой и значимой для меня. Признаюсь, что мною движет ещё и тщеславное желание хоть как-то сохранить память о ней во времени.
Итак, Венеция. Не помню точно, но, кажется, это было на следующий по приезде день. После насыщенной туристической программы (экскурсия по городу, Дворец Дожей, прогулка на гондоле по каналам) выпало свободное время, и я опять направился в центр города, к площади Сан Марко.
Общеизвестно, но когда с этим встречаешься воочию, в Венеции поражает отсутствие на улицах машин, автобусов. Солнце, толпы беззаботных туристов заполнили всю ширину улиц и мостов.
Вот на одном из таких мостов через канал мне повстречалась весёлая, красивая компания из четырёх человек. Это были итальянцы, очевидно, две семейные пары, все среднего возраста - примерно, лет сорока. Они шли по середине мостовой, освещённые ярким солнцем, в хорошем настроении, оживлённо беседуя. Мужчины выглядели слегка подвыпившими - я ещё тогда подумал, что, скорее всего, эта дружеская копания возвращается из какого-нибудь небольшого ресторанчика, отметив встречу или семейный праздник. Один из мужчин пытается громко петь что-то из Верди, жена его одёргивает и выговаривает ему, смущённо оглядываясь по сторонам.
Всё это стоп-кадром отпечаталось в моей памяти, я прошёл мимо, не придавая особого значения этой встрече, и тут же забыл о ней.
Спустя довольно продолжительное время, нагулявшись по городу, его небольшим магазинчикам (ах, какое в них прекрасное цветное венецианское стекло и хрусталь!), я возвращался в гостиницу. Неожиданно, недалеко от места первой встречи, я снова увидел "того" мужчину из "той" компании.
Одинокий, трогательный, обиженный и покинутый всеми, он стоял на коленях на тротуаре, спиной к прохожим. Руками он обнимал позеленевшую водосточную трубу на углу старого серого дома. Глаза его были полузакрыты - он самозабвенно, хорошо поставленным (бельканто*), или прирождённым голосом, продолжал, очевидно, всё это время что-то петь из классического оперного репертуара...
И это всё.
Только сейчас, как иллюстрация к этой сцене, припомнились строки Маяковского: "А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?" Дальше можно было бы рассуждать о том, как глубоко музыкальная культура укоренилась в итальянцах, как они любят и знают оперную музыку, как они милы и живописны, даже, если слегка пьяны, и о том, что когда наши мужики....
Из Италии вернулся очарованным всем, но особенно, Венецией, Флоренцией, Ватиканом. Сразу по возвращении и годы спустя, по исконной русской традиции и некоему чувству патриотизма, что ли (чем мы хуже!), я стал искать, что можно противопоставить красотам Италии, других стран, нравам европейцев (не всех, конечно).
Так, размышляя о музыкальной культуре, я вспомнил, наверное, невпопад, услышанное раньше, что кто-то и из наших великих басов (кажется, Александр Степанович Пирогов?) будучи в Венеции и проплывая по каналам на гондоле, от избытка чувств, исполнял любимую русскую народную песню "Ах ты, ноченька" и другие песни и как ему с мостов и набережных каналов восторженно аплодировала публика.
А когда в одну из поездок в Ленинград, я впервые совершил прогулку на катере по рекам и каналом любимого города и увидел его под новым ракурсом, мои сомнения окончательно рассеялись, и я закончил, приведённые в начале стихи, словами**:
Ревниво годы я искал аналог
Подобным впечатленьям на Руси,
Теперь скажу: – Венеция, прости!
Я видел Питера каналы!
Так привлекал моё вниманье Таллин,
Пока соборы Пскова не предстали.
И всё же, мне до сих пор было бы интересно знать, кто тот венецианский певец, и что с ним сталось?
__________
* Бельканто (итал. bel canto - прекрасное пение), стиль вокального исполнения.
** http://www.stihi.ru/2009/08/03/2897
22.06.09. - 01.05.13.
Ил. - Венеция, пл. Сан Марко; СПб, каналы.
Свидетельство о публикации №113051802756
ПОТРЯСАЮЩИЙ!!!
С восторгом и восхищением.Т.
Татьяна Звёздочкина 25.02.2018 15:02 Заявить о нарушении