О ангелоподобное творенье

О ангелоподобное творенье,
ты к нам с небес явилась, я свидетель.
Прещедро добродетель
тебе отмерил бог любви всевластный.
Какой-то чудный дух в тебя вселился,
и из очей излившись, поразил он
меня, едва узрел я лик твой, дива;
и вторгся, и во мне укоренился,
и душу с сердцем в бегство обратил он –
оцепенели бедные пугливо,
когда он воцарился горделиво,
сопротивленье оказать не в силах;
такой удар хватил их,
что к смерти уж готовились ужасной.
Потом душа, оправившись отчасти,
вскричала: "Что ж ты, сердце, не на месте?
иль умерло? – не разберу, признаться!"
А сердце безутешное, от страсти
чуть живо, не могло ни встать, ни сесть, и,
с трудом сумевши с силами собраться,
взмолилось: "Подсоби, душа, подняться,
и возвратиться в крепость разуменья!"


Лапо Джанни


Лапо Джанни – поэт второй половины XIII и начала XIV вв


ЛАПО ДЖАННИ [Lapo Gianni] — итальянский поэт второй половины XIII и начала XIV вв., флорентийский нотариус, произведения которого — баллады, канцоны и сонеты — сохранились в многочисленных сводных рукописях XIV—XVIII вв. О личной жизни Лапо Джанни сведений не сохранилось: во флорентийских актах и документах этой эпохи упоминается о нескольских Лапо Джанни, но попытка Эрнесто Ламма установить тождество одного из них с поэтом остается мало убедительной.
Лирическая продукция Л. Д. образует как бы связующее звено между любовной схоластикой Гвидо Гвиницелли и болонской школы и поэзией dolce stil nuovo. С поэтами "сладостного нового стиля" Л. Д. связывали очевидно и узы личной дружбы — Данте посвящает свой знаменитый сонет о "зачарованном челне" Гвидо Кавальканти и Л. Д.: "Guido, vorrei che tu e Lapo ed io…" ("Гвидо, я хотел бы, чтобы ты и Лапо и я…").
Черты dolce stil nuovo выступают уже достаточно четко в творчестве Л. Д. Как у Гвидо Кавальканти и Данте, и у Л. Д. образ земной любви превращается в символ высшего совершенства, поклонение которому очищает от скверны и суетности: "Благородный промысел, который я обращаю к юной владычице, мне явившейся, побуждает меня презреть низость и подлость" (баллада "Dolc’; il pensier"). Как у них, у Л. Д. переносятся на возлюбленную с "ангельской красотой" (angelica delezza) традиционные славословия гимнов к Мадонне: "Как волхвов звезда, так ведет меня любовь узреть ее" (баллада "Si come i magi"). Философское содержание лирики Л. Д. соединяется у него, как и у других поэтов dolce stil nuovo, с "земной", реальной все же концепцией любви — отсюда восхваление "радости" и "веселой юности", прославление "нежного смеха", "сияющих, как звезды очей" и "белокурых кос". Но стиль Лапо Джанни еще схоластичен — его манера медлительна, важна, порой суховата, и лиризм его канцон подавляется нередко схоластически-утонченным обсуждением проблем любви и смерти.


Рецензии
Интересно. Василий Вулкан.

Вася Вулканчиков   19.05.2013 23:52     Заявить о нарушении