Анализ творчества шизофреников

Наткнулась на занимательную выдержку из, по-видимому, дипломной работы студента факультета психологии.*далее следует затяжная цитата, авторство неизвестно*

/Стихам, отнесённым к модусу “дерево” - присуща формалистическая гладкость, стилистическкое однообразие, замедленность темп, поверхностность смысла, тривиальность, статичность, банальность. В стихах проявляется вязкость и монотонность, равновыраженность оборотов, невыразительность до выхолощенности, интонационная сглаженность Ознакомимся с ними...

 

Посвящение В.Высоцкому

Оборвалась струна гитары

Володя больше не поёт

Но память истинного дара

В сердцах поклонников живёт

Цветы от тех, кому Володя

И после смерти дорог был

И в чьё безудержное горе

Он верой в правду вдохновил

Да, тяжело поверить в это

И осознать что никогда

Не всколыхнётся жар поэта

И не порадует струна

 

Первое впечатление - механическое перечисление штампов, каждое из которых могло бы быть заголовком передовиц газет коммунистического периода нашей истории :-)...

Здесь выявляется абсолютное отсутствие акцентов и дефицит прерывности. Создаётся впечатление, что для автора важнее соблюсти размер, которого он придерживается очень тщательно, нежели передать содержание, которое поражает своей шаблонностью, эмоциональной блеклостью и экспрессивной бедностью Характерным здесь является размывание самой личности автора. Стихи могут быть атрибутированы любому человеку из толпы. Но ведь творческий посыл в аутентичном своем виде всегда несет в себе отпечаток творца-создателя. В богословских концепциях человек является образом Бога, а в человеческом творчестве мы видим самого творящего. Например, в картинах Дали мы видим в какой-то мере самого эпатирующего испанца, а в стихах Пушкина мы всегда улавливаем живость речи, импульсивность, быстроту ассоциаций, присущую характеру Александра Сергеевича. В тоже время в стихотворчестве, выделяемом нами под условным именованием “дерево”, мы видим нивелировку личности, в смысле утраты ее уникальности. Нами было подмечено, что пациенты такого рода вырезают какие-то стихи из журналов и газет, меняют в них несколько глаголов или местоимений и предъявляют их исследователю в качестве собственного творчества без всякого стеснения и на наводящий вопрос исследователя: “Но это вы прочитали и это просто видоизменение того, что вы прочитали”. На что мы слышим ответ: “Но ведь видоизменение проведено же мной!”. Итак, если в модусе “стекла” происходит болезненное гипертрофирование аутистических личностных черт, то в модусе “дерева” мы видим их постепенное исчезновение, в котором, собственно, и проявляется основной феномен шизофрении, сводимый к обезличиванию, то есть здесь происходит просто уход от индивидуального начала./(с.)

Стихира кишит похожими "механическими перечислениями штампов", "безэмоцианальностью" ( которая, к слову, проявляется иногда дабл/трипл знаками восклицания). Но главное, что мне чуждо и непонятно, - нивелирование персональности. Среди жалкого количества, проявляющих внимание к моему творчеству, абсолютное большинство норовит научить меня писать стихи. Мол, ритм, размеры, бла-бла-бла.... А ведь суть то, не в том, дорогие мои, чтоб хлебнуть из кубка Есенина... а, впрочем, при чем здесь суть...
Слишком тонка грань между нормой и патологией - то,что кажется нормой обитателям стихиры, для студента-психолога является отклонением. Забавная штука жизнь =)

За сим, вынуждена отклониться от курса и откланяться. Всем успехов


Рецензии
Солгасен, одно дело опечатка- подправить, а другое- перекраивать под себя, учить в полном смысле, наставлять и плакаться ..... ужастьььь( жесть)с ув. Стас

Станислав Зарудний   17.07.2013 14:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.