Демиурги, Язычники, Языкотворцы. Вечность И. Царев

Демиурги, Язычники, Языкотворцы. Вечность И.Царева-11

http://www.youtube.com/watch?v=8ycQVGnnXrk - стихотворение "Город",
http://www.youtube.com/watch?v=bQCw5c1rfsE - "Тобол"
http://www.youtube.com/watch?v=IMS6YhQ-Rdk
- еще три стихотворения Игоря Царева


Есть демиурги языка,
Язычники, языкотворцы -
Восторгом золотых пропорций
Играет каждая строка…
И. Царев

Тайна поэта -  то послевкусие, которое остается после его стихотворений, та свеча, которая не гаснет, звезда, все еще горящая на небосклоне – это и есть нерукотворный памятник для творца, он остается, когда  сам  поэт уходит в вечность, он освещает тьму, и пока он светит, мы живем и радуемся жизни.

Жизнь поэта всегда делится на две части, они могут быть и вовсе не равными, но если с уходом простого смертного, чуть раньше или позднее она обрывается, то для поэта жизнь продолжается, а часто она только начинается после ухода в вечность. Пока он ждет нас в уютном домике, беседую с близкими людьми, мы пытаемся понять то, что было совершено, то, что он попытался сказать нам важного. А в стихотворениях, рецензиях Игорь Царев говорил только о самом главном, он никогда не тратил времени на пустые разговоры – только о самом главном и часто был невероятно краток и невероятно точен в своих оценках и суждениях.
Именно о вечной жизни творца  говорил Игорь Царев, после внезапного ухода у  нас на глазах Михаила Анищенко. Все случилось так же мгновенно – так же внезапно, в один миг остановилось сердце, так же прилетело из Самары страшное известие, а накануне  мы говорили с Михаилом о Са-Маре - богине смерти у славян, которая вроде бы хранила этот его мир – центр вселенной, как любил подчеркивать Михаил, но наверное, ей не хватило поэта такого уровня, и она поспешно забрала его  с собой, мелькнув на одной из улочек города.

Так вот, как только была написана статья о Михаиле, и посмертно вручена ему премия «Народного поэта»( это случилось одновременно) Игорь Царев в  рецензии  на статью Памяти Михаила Анищенко написал:
Любовь, спасибо за теплые слова о Михаиле. Это действительно Поэт.
Ему был дан Дар.

Дар - это нелегкая доля. Он как раскаленный уголь на ладони. Да, гонит прочь тьму, но и обжигает, и приносит нестерпимую иногда боль.
И, так печально устроен этот мир, что судьба Поэта, как правило, только и начинается после смерти носителя Дара. И потому именно сейчас так важно каждое слово о Анищенко. Чтобы не дать тьме забвения завалить, затоптать тот свет, который вложил Михаил в свои строки.
И.Ц.
Игорь Царев   09.12.2012 00:28
 
Кто тогда мог подумать, что  все оказалось важно, необходимо не только для  Михаила, но и для самого Игоря,  покинувшего нас в апреле, когда не прошло и полгода со дня смерти Михаила Анищенко. Они оказались очень близко друг от друга не только на одном сайте, но и в Дальневосточном журнале - на соседних страницах публикация, и на сцене, когда вручались литературные премии. При вручении премии   Михаилу Анищенко, у Игоря Царева хватило мужества  выйти на сцену и прочитать его стихи.

Его же стихотворение на вручении премии «Поэт года» читал Марк Разовский, и это было стихотворение о Марине Цветаевой.

Зачтет ли он свечу в горсти,
Молитву с каплей стеарина?
Мой Бог, ее зовут Марина,
Прости, бессмертную, прости.

Эта первая такая пронзительная мольба о  другом поэте, за которой кто-то слышит текст романа века, когда Маргарита просить за Фриду,  для меня голос Игоря Царева сливается с голосом Бориса Пастернака, уж кто, как не он просил о Марине вместе с А.Ахматовой, вспоминая всех, кого они так рано  потеряли в  кошмаре той  реальности.

Так кто же он такой  Поэт, откуда пришел, где живет, что творится в его жизни и душе?

Круг поэтов Игоря Царева  наметился с самых первых  статей о нем: Александр Блок, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Владимир Высоцкий, Николай Гумилев, Марина Цветаева. Стихотворение «Есть демиурги языка» обращено именно  к ним.

И сразу понятно, как   уверенно и уютно  чувствует себя Поэт  в этом дивном кругу, и он прекрасно понимает и свою высоту, и свою мощь.  Иногда Игорь скромно называл себя в рецензиях не худшим, на самом деле он, конечно, был лучшим среди поэтов  конца 20 начала 21 века, чему есть бесчисленные признания тех профессионалов, кто столкнулся с его творчеством и навсегда остался его поклонником.

Кто-то сказал о том, что  если собрать вместе все искренние восторги  самых разных людей в его адрес, то  Игорь  просто был обречен на бессмертие..

Поэтов такого уровня Игорь Царев  называет демиургами. Поэт сразу же уточняет, кого именно он считает таковыми

ДЕМИУРГ (греч . demiurgos - мастер, ремесленник), в античной философии (у Платона) персонифицированное непосредственно-творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с логосом, умом (нусом).
Если опираться на это энциклопедическое определение, то составляющая из ремесленника во мне вне сомнения присутствует. А вот с творческим космическим началом - это уже вопрос спорный. Не мне судить. Но хотелось бы верить, что ОНО во мне есть:)

Игорь Царев 27.03.2003 13:37

Есть демиурги языка...
Игорь Царев

Есть демиурги языка,
Язычники, языкотворцы -
Восторгом золотых пропорций
Играет каждая строка…
Кто ниспослал им этот дар?
Кто научил так изъясняться,
Что их слова ночами снятся,
Питая души, как нектар?
Их слог - то строг, то вводит в транс
Тем, как божественно небрежен,
Как между строк туманно брезжит
Высокий смысл иных пространств…
Но кто бы знал, какой ценой
Им достается почерк легкий,
И сколько никотина в легких,
И сколько боли теменной,
Как прогорая до трухи
В стакане копятся окурки,
Как засыпают демиурги,
Упав лицом в свои стихи

http://stihi.ru/2003/03/27-513

Будь моя воля, я бы именно это стихотворение выдавала как визитную карточку всем, кто мечтает о поэзии, кто хочет  понять, что же это такое – поэзия, чем она отличается от стихоплетства, от рифмования  строк и записи их столбиком.

Целые книги написали наши исследователи, чтобы ответить на этот вопрос, и вдруг  в небольшом стихотворении, есть то, что нам объясняется в томах исследований и сути и назначении Поэзии…
Демиург- Мастер – это высшее звание для поэта, это тот Демон поэзии, который по мнению Блока и был первым поэтом, а Демон прежде всего Душа – та энергетика, без которой тело человека или тело стиха мертво. Сколь бы прекрасным оно не было, но его требуется оживить, а силу для оживления Демиург берет у огня свечи, которую Игорь называет Подругой поэта атрибутом творчества  в другом стихотворении. Поэзия мертва, если нет живого огня, если свеча погасла.

Есть демиурги языка,
Язычники, языкотворцы -
Восторгом золотых пропорций
Играет каждая строка…

Когда кто-то из читателей напомнил автору о том, что это скорее связанно с Демонами и даже Сатаной, терпеливо  и последовательно Игорь объясняет свое лексическое толкование, тот смысл, который он вкладывает в  этот образ... Это необходимо знать и нам, чтобы не заблуждаться, не путаться в понятиях.

Само слово "демиург" греческого происхождения и возникло во времена, когда бал на Земле еще правил "Зевс со товарищи". О Сатане тогда и слыхом не слыхивали. Естественно, что с развитием человечества старые слова меняли информационную нагрузку и тональность восприятия, особенно когда становились именами собственными и начинали отождествляться с героями их носившими. Но, если вы обратили внимание, я пишу слово демиург с маленькой буквы. У меня это не демоническое имя, я использую слово в его первоначальном основополагающем смысле - "творец и ремесленник". И мне хотелось бы, чтобы его воспринимали именно так :)

Игорь Царев 04.01.2004 13:37



Уже в первой строфе есть главное правило для демиурга- языкотворцы пишут так, что каждая строфа попадает в золотое сечение пропорций и начинает отражаться в нем, у стихоплетов так не получается, но они и не заботятся об этом.

Гармония в природе свойственна всем ее созданиям, и человеку тоже, только его беда в том и состоит, что чаще всего он уходит от этой гармонии, и демиурги – те немногие, кто о ней помнит всегда.
 
Кто ниспослал им этот дар?
Кто научил так изъясняться,
Что их слова ночами снятся,
Питая души, как нектар?

А вот на вопрос о том, кто послал им дар, мы можем догадываться, вспомнить о том, что Лада у славян была не только богиней любви, но еще и богиней гармонии, а потому это конечно небесный дар, благословение самой богини. Увы, за многие века человек чего только не сделал, чтобы отказаться от гармонии, но всегда  есть те ее хранители, которые пытаются нам напомнить при помощи Слова, которое было изначально основой о том, что утеряно.

Если их строки совершенны, то они ночами снятся, они та дивная молитва, которая и возвращает нас к истокам, делает совсем другими, поэзия –нектар для души ( мед – в понимании скандинавов). Потому очень страшно, когда тысячи стихотворцев пытаются нам вручить не мед, а яд и заставляют принимать его, уверенные, что они творят добро…
А в чем же отличие настоящих поэтических строк?

Их слог - то строг, то вводит в транс
Тем, как божественно небрежен,
Как между строк туманно брезжит
Высокий смысл иных пространств…

Конечно, настоящая поэзия – это заговор и заклинания, об этом много писал Александр Блок,  она отзывается в душах, и чем больше душ, в которых она отзывается, тем сильнее накал поэтической страсти, а это еще и страсть, потому что бесстрастными бывают только графоманы.
И вот мы уже перемещаемся в иные пространства – в рай-ирий- вырий, где и существует та гармония, которой нет и не может быть на земле.

И снова теория Олега Чертова о том, что поэты были посланы на землю, чтобы влиять на наши души.

Господь нас собирал перед отбытьем,
Перстом листая судебные книги,
И нам в лицо показывал друг друга,
Чтоб мы не потерялись на Земле.
И отсылал затем в мирскую битву,
Отягощая души воплощеньем,
А мы бредем и ищем звездных братьев -
Огня живого ищем в мертвой мгле.
Бредем во тьме, рассеянное братство,
И забываем вещие страницы.
Само обетование Господне
Нам кажется нелепым детским сном.
Но помнят крылья звездное пространство,
И нас своими почитают птицы.
И чувствую, как Божие дыханье,
Молочный снег – пылающим лицом!

1982
http://olegchertov.narod.ru/lirika.html

Когда я перечитываю стихотворения Олега сегодня, в контексте стихов Игоря, то чувствуется этот диалог в пространстве и времени- конечно, это строки, которые звучат на небесах, их слышат и записывают только демиурги, а потому кроме всего прочего в них брезжит, просвечивается  «Высокий смысл иных пространств».

Думаю, никто не сомневается в том, что Игорь Царев может говорить от имени всех ушедших поэтов, но это еще и его собственный жизненный опыт, о том, как дорого приходится платить за все происходящее

Но кто бы знал, какой ценой
Им достается почерк легкий,
И сколько никотина в легких,
И сколько боли теменной,

В отличие от Пушкинского мифического пророка, с которым происходили страшные метаморфозы, этот демиург вполне земное создание. В  нем угадываются черты любимого поэта, но мы ведь никогда не видели его таким, да и мало кто из близких вероятно видел, потому что есть реальность, а есть  состояние творчества, когда подругой становится свеча, а сам он ради гармонии переживает муки равные тем мукам, которые испытывал единственный воскрешенный на Голгофе. То, что перед нами  реальный человек – еще усиливает впечатление от всего
творящегося в этом мире.

Как прогорая до трухи
В стакане копятся окурки,
Как засыпают демиурги,
Упав лицом в свои стихи

 Удивительный, жизненный и точнейший финал для классически совершенного стихотворения.
И сразу становится понятно, как тяжек крест поэта, какова его роль, как сжигает и его самого на пути к совершенству это пламя и внутреннее и внешнее …

Всегда вызывает улыбку заявление ремесленников о том,  что вот написал он как написалось, и пальцем не пошевелит, чтобы поработать над текстом –пусть так и остается.  Вот и остаются «горы словесной руды», к поэзии отношения не имеющие, и только избранные могут творить такие  заговоры и заклинания, «что их слова ночами снятся, питая души, как нектар».

Конечно, на это стихотворение было очень много откликов,  иногда эти отклики были в стихах, и особенно ценны строки от близких людей. Вот  о чем  пишет в ответ Евгений Дерлятко, автор перевода «Ворона» Э.По, самый близкий Игорю поэт.
Рецензия на «Есть демиурги языка...» (Игорь Царев)

Да, демиург - "творец", "создатель",
Но и - "ремесленник", "гончар" -
Ночной растрепанный мечтатель
И тонкий ткач словесных чар...

Когда бы знать наверняка им
О том, чтО свыше, чтО от них -
Но не дано. "Безвестно канем -
Иль это был наш звездный стих?.."

Поэтому в объятья Сети
Бросают тексты вновь и вновь...
Вдруг стих родную душу встретит?..
Эй, Муза! Кофе приготовь!

Евгений Дерлятко

Вдруг начинают звучать очень современные строки о сети, где  сегодня только и остается жить и писать настоящим поэтам.
Кстати, для поэтов это самое важное пространство, потому что стихи тут сохраняются, звучат,  поэт мгновенно получает отклики,  может побеседовать со своим читателем.  Об этом предшественники могли только мечтать

Прекрасный и "миллиметрово" точный отклик :) Ведь демиург (даже по энциклопедическим определениям) - это и вдохновенный творец, и ремесленник. И без этих  двух составляющих невозможно написание стихов. На одном вдохновении - без ремесла и тягостной пахоты, ничто и ни у кого не состоится по настоящему.
Спасибо!

Игорь Царев 27.03.2003 13:32

Когда кто-то отмечает беспомощность поэта, но и на это есть вразумительный ответ:

На счет беспомощности - это вы зря. Вернее, все мы испытываем нечто похожее, но с этим надо и можно бороться. Ежедневно и не жалея сил, как если бы речь шла о жизни и смерти... Хотя, легко поучать, :) сам я нередко сачкую в этом вопросе

Игорь Царев 27.03.2003 17:23

Что еще может сравниться с живым диалогом, с возможностью посмотреть на стихотворение со стороны, уточнить какие-то неясные, неточные образы и  смыслы? Более продуктивно Поэты, вероятно, не работали никогда прежде

Здесь же  поэтически решается проблема и с куревом у поэта, когда кто-то на нее намекает ( каюсь, сама часто говорю о чрезмерности и  выпивки, и курева в стихотворениях) Игорь отвечает:

Ах, Саша, курево - не хлам...
Хотя я весь проникатинен,
Я без него, признаюсь Вам,
Подобен скользкой рыхлой тине.
А чашка кофе, сигарета,
Да искра странного огня,
Все вместе делают поэта.
По крайней мере - из меня.
Игорь Царев 24.04.2003 12:40

Но если  все уже и без того  перешло на личность поэта, а как по-другому может быть в рецензиях, то  стоит взглянуть на другое стихотворение о поэте и поэзии, где уже в заглавии появляется местоимение «Я» - от демиургов, от поэтов его круга, а круг этот уникален, мы возвращаемся к суровым будням. «Я рядовой словарного запаса» - это второй полюс творчества.

Я РЯДОВОЙ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Стихи бывают как листы осоки –
Не прочитать, не искромсав души.
В них корни слов сквозь строки гонят соки,
Суть отделяя от предлогов лжи.
По тонкой грани между тьмой и светом,
Сквозь рифмы, как сквозь рифы корабли,
Проводят нас Верховные Поэты
К божественному краешку земли...

Я не ношу атласные лампасы
И не смотрю на рифмы свысока -
Я рядовой словарного запаса,
Я часовой родного языка.
Неровной строчкой гладь бумаги вышив,
Пишу, еще не ведая о чем,
Но ощущая, будто кто-то свыше
Заглядывает мне через плечо.

http://www.stihi.ru/2003/11/17-595

Поразительнейшие строки о поэте и поэзии, где снова пересекается Пастернак с его фирменным »Быть знаменитым некрасиво «, а Игорь сказал бы скорее «неловко» - это для него точнее, и В.Высоцкий с его «Поэты ходят пятками по лезвию ножа, и ранят в кровь свои босые души».
А вот и Игорева строчка из этого же ряда

Стихи бывают как листы осоки –
Не прочитать, не искромсав души.

И снова тяжело и больно воспринимать стихотворения такого накала, но сразу же возникает вопрос, а могут ли они быть другими, нужна ли нам поэзия, в которой вместо крови клюквенный сок, возможно это и нормально для театральной постановки, не убивать же каждый раз актеров, но вот для Поэзии неприемлемо…Забегая вперед,  могу сказать, что как и воин Высоцкий погиб на передовой поэзии, так и мудрец волхв Игорь Царев пал в этом сражении, увы не дописав, может быть самых главных своих строк.

По тонкой грани между тьмой и светом,
Сквозь рифмы, как сквозь рифы корабли,
Проводят нас Верховные Поэты
К божественному краешку земли...

А вот  тут уже бесспорно появляется  Николай Гумилев с его «Капитанами», погибший  от реальной пули, но  в вечности все наши смерти уже ничего не значат, они  не оставят в беде тех, кто сегодня должны вести корабли в неведомые страны.

И они снова соберутся там – демиурги, посланные в этот мир, на вечный бой, чтобы он стал хоть немного лучше и гармоничнее

Я не ношу атласные лампасы
И не смотрю на рифмы свысока

– это уже и вовсе  из Гумилевского мира, а поэты близки и по отношению к морю, и сути поэзии ее дивной прозрачности, но Игорь скромно определяет себя рядовым, хотя сам отмечал, что  у него есть  офицерское военное звание, а о поэзии и говорить нечего – там оно генеральское, не меньше.

Неровной строчкой гладь бумаги вышив,
Пишу, еще не ведая о чем,
Но ощущая, будто кто-то свыше
Заглядывает мне через плечо.

Вот это признание дорогого стоит, помня насколько трезвомыслящим поэтом остается Игорь Царев, рассказывая  о том невидимом помощнике, который руководит нашим творчеством, диктует строки, потому что если его нет, то и остается стихоплетение, и только когда мы ощущаем поддержку второго ( без него было невыносимо тяжело даже В.Высоцкому, не говоря об остальных) только в этом случае и рождается та великая и великолепная Поэзия, которая приводит в восторг многих.

Беседа о поэтах и поэзии будет продолжаться, но сегодня в финале хочется напомнить строчки «Недописанного». С этого стихотворения, которое читает сам автор, начинается и мой день, как только врубаю ролик, и для меня лично Игорь Царев снова и снова читает:

Недописанное
Игорь Царев

...Так важно иногда, так нужно,
Подошвы оторвав натужно
От повседневной шелухи,
Недужной ночью с другом лепшим
Под фонарем полуослепшим
Читать мятежные стихи,
Хмелея и сжигая глотку,
Катать во рту, как злую водку,
Слова, что тем и хороши,
Что в них - ни фальши, ни апломба,
Лишь сердца сорванная пломба
С неуспокоенной души
http://stihi.ru/2012/04/06/11665


Рецензии