Пророческая загадка стихотворения Ольги Берггольц

Статья и декламация Зеры Черкесовой.




 Вдохновила декламация этого стихотворения Аллы Демидовой.

 О загадке одного стихотворения Ольги Берггольц

 Не знаю, не знаю, живу — и не знаю,
 когда же успею, когда запою
 в средине лазурную, черную с края
 заветную, лучшую песню мою.

 Такую желанную всеми, такую
 еще неизвестную спела бы я,
 чтоб люди на землю упали, тоскуя,
 а встали с земли — хорошея, смеясь.

 О чем она будет? Не знаю, не знаю,
 а знает об этом июньский прибой,
 да чаек бездомных отважная стая,
 да сердце, которое только с тобой.

 ........................................

 До войны оставались считанные месяцы...

 Ольга Берггольц. Что говорило это имя широкому читателю? Корреспондент газеты, автор детских стихов, не слишком широко известных.
 И вот за несколько месяцев до начала войны Ольга пишет эти стихотворные размышления.
 Прочтение их тонким интерпретаром поэзии Ольги Берггольц-Аллой Демидовой-натолкнуло автора этой статьи на обнаружение удивительных параллелей.
 Чтобы увидеть их, надо погрузиться в бытие этой незаурядной и по своему уникальной поэтессы.
 Имя Ольги Берггольц-священное на скрижалях истории под названием «Ленинградская Блокада». «Блокадная Муза»-титул еще при жизни прочно утвердившийся за ее именем.
 900 дней и ночей Ольга,как признавалась в известнейшем Реквиеме Анна Ахматова-»оставалась со своим народом».-»Там, где мой народ, к несчастью был...»
 Всю Блокаду Ольга Берггольц день за днем, словно античная Пифия, вещала перед микрофоном Ленинградского Радио. Поддерживая дух ленинградцев, на которых обрушилось небывалое в истории испытание на стойкость. Фашисты занесли Ольгу Берггольц в «почетный» список лиц по взятии Ленинграда подлежащих немедленному уничтожению.В тот же Список, как известно, входил Юрий Левитан, передаваший вести с фронта «В последний час» и возвестивший Победу.

 Именно Ольге Берггольц принадлежала идея исполнения в осажденном городе Седьмой Ленинградской симфонии Шостаковича-акции, потрясшей мужеством мир, и несомненно подорвавшей безусловную веру оккупантов в легкости «блицкрига».

 Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, высеченные на Пискаревском Мемориале жертвам Блокады: »Никто не забыт, и ничто не забыто».

 Если жизнь человека можно визуально представить как кривую, то Блокада-высшая точка в ее судьбе - наполненной столь отчаянным трагизмом, что кажется, что это слишком для одного человека. Но все это было до и после войны. Война же и была Бытием ее, в чем она и признавалась:В 1942 , ненадолго оказавшись в Москве, пишет в письме: "Тоскую отчаянно… Свет, тепло, ванна, харчи - все это отлично, но как объяснить им, что это вовсе не жизнь, это сумма удобств. Существовать, конечно, можно, но жить - нельзя. Здесь только быт, бытие — там…"
 И вот перечитывая уже в уме эти легкие, как паутинка, так сами собой ложащиеся на память строки ее предвоенного стихотворения -поражаешься прозорливости поэта.

 Не знаю, не знаю, живу — и не знаю,
 когда же успею, когда запою
 в средине лазурную, черную с края
 заветную, лучшую песню мою.

 Заветная лучшая песня Ольги Берггольц-была песня блокадная.Ее стихи, читаемые ею же ежедневно на протяжении всей Блокады из репродуктора, который был для Города единственной связью с внешним миром.

 в средине лазурную, черную с края

 Эту строчку понять непросто. Почему лучшая заветная песня представлялась ее воображению в таких красках. Черная с края. Но однако: в средине лазурную.
 Синий-цвет мира, лазурный-радость, духоподьемность...Посреди черноты ленинградской трагедии раздавалась лазурная песнь поэтессы. Интересно и то, что автор стихотворения мыслила свое лучшее-как Песню. Когда запою...заветную лучшую песню свою. И точно: спустя несколько месяцев она стала неотъемлемой от микрофона Радио, с которого декламировала свои стихи месяцы, превращавшиеся в годы Блокады. Это уже не просто издание своих поэтических сборников-это именно авторская Песнь Граду и Миру.


 Такую желанную всеми, такую
 еще неизвестную спела бы я

 И правда:не было желаннее, наверное, для ленинградцев, кроме, конечно, хлеба,- чем слышать из черных тарелок репродуктора голос своей Музы-ведь это по крайней мере значило, что Ленинград все еще не сдан врагу.Что надо держаться:она же держится! Хотя сама признавалась по Радио в стихотворных строках, что разделяет с народом всю тяжесть Блокады. Да, и нормы хлеба те же...Частенько не было сил идти домой, так и засыпала у микрофона радио. До следующего выхода в эфир.

 еще неизвестную спела бы я

 Едва ли даже самые изощренные знатоки мировой поэзии припомнят аналогичные опыты поэзии. Песня Ольги Берггольц, ее «Февральский дневник», это и была та будущая «еще неизвестная песня» невиданная в истории.


 чтоб люди на землю упали, тоскуя,
 а встали с земли — хорошея, смеясь.

 Так и встают при чтении этих поразительных строк в памяти много раз виденные кадры Хроники и фильмов о Блокаде:
 люди, едва влачащиеся по глубокому снегу, замотанные в кучи платков, перевязанных крест накрест, падают в снег. Потом медленно подымаются и продолжают тянуть за собой бидончик с водой.

 Люди падали на землю, тоскуя...Не всегда зная-достанет ли сил подняться.
 Но тут из жерла Репродуктора раздавался знакомый голос, каждый день , как на боевом посту, держащий дух Города-и люди:

 а встали с земли — хорошея, смеясь.

 Как точно.Если уж не смеясь, то наверное "хорошея"-наполняясь пусть малой, но новой энергией и волей. А, может быть, иной раз и смеясь, как знать.
 Тем смехом, что даруется на пределе отчаяния.

 О чем она будет? Не знаю, не знаю,
 а знает об этом июньский прибой,
 да чаек бездомных отважная стая,
 да сердце, которое только с тобой.

 Июньский прибой...И здесь пророчество. Стихи были написаны и опубликованы в марте за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны. Не в июне! Но почему Ольга в стихе пишет об июньском прибое, который знает ответ?..
 Война-то началась 22 июня того же года! Через несколько месяцев после написания этого стиха, датированного мартом.

 Поэзия сродни пророчествам.Воздадим должное подвигу наших предшествеников, склоним головы перед их мужеством.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.