По конк. Настроения весны ч. 3. Разбор стихов

http://www.stihi.ru/2013/04/17/3227 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/05/11/3321 Итоги Конкурса

начало статьи http://www.stihi.ru/2013/05/15/4114

Продолжаю разбор некоторых стихов конкурса, начатый в предыдущей статье.

№8
Нынче солнце в азарте
и сыплет слои перламутра.
Но в апреле – не в марте! –
нетронутый утренний снег...
Занимается розовым
каждое раннее утро –
и по-стайерски день
начинает весёлый разбег!

И берёзы – грачиные гнёзда –
светло и престольно
улыбаются утру
 и всякому новому дню
и, забыв о нарядах,
на солнце горят белоствольно,
раскрываются людям
 в своём зачарованном "ню"...

И раскинулось поле,
что слева от главной дороги –
не заморское чудо,
а павлопосадский платок,
чьи узоры невинны,
как ласковый взгляд недотроги,
а под снегом – их нежность,
как первый весенний цветок

Красивые стихи, интересные с точки зрения образов и рифм. Написаны они длинной строкой, состоящей из двух полустрок, которые автор записал отдельными строками – имеет на то полное право! Но…Мой совет тем, кто готовит текст своих стихов на конкурс: если ваши полустроки не срифмованы, и уж тем более, если они срифмованы НЕ ВЕЗДЕ, как в данном стихотворении, то лучше не искушать судей и записать стихотворение длинной строкой, а именно:

Нынче солнце в азарте и сыплет слои перламутра.
Но в апреле – не в марте! –нетронутый утренний снег...
Занимается розовым каждое раннее утро –
и по-стайерски день начинает весёлый разбег!

И берёзы – грачиные гнёзда –светло и престольно
улыбаются утру и всякому новому дню
и, забыв о нарядах, на солнце горят белоствольно,
раскрываются людям в своём зачарованном "ню"...

И раскинулось поле, что слева от главной дороги –
не заморское чудо, а павлопосадский платок,
чьи узоры невинны, как ласковый взгляд недотроги,
а под снегом – их нежность, как первый весенний цветок.
(В поле прячется нежность – весенний неброский цветок)

Для чего это полезно сделать? Чтобы прикрыть свою недоработку хотя бы  от глаз малоопытных членов жюри (а таких, как правило, в моей команде бывает не более одного-двух!). Увидев  внутреннюю рифму «марте-азарте»  в самом начале текста  и не обнаружив внутренней рифмовки далее, член жюри просто отбракует стихи по технике и будет прав: у него есть из чего выбрать!

Кроме того, мне не понравилась лексика последней строфы: во-первых, «ласковый взгляд недотроги» - несколько противоречивое сравнение: либо ласковый взгляд, либо недотрога (хотя, возможно, я придираюсь!). Во-вторых, фраза  «а под снегом – их (т.е. узоров!) нежность, как первый весенний цветок» не совсем точна: у узоров есть снег? Да и сравнение нежности с первым цветком в контексте всей фразы (а фраза эта началась вместе с началом  длинной строфы!) окончательно делает конструкцию предложения запутанной и неестественной. Хочется правки текста в этой строфе… А еще я не увидела, почему поле похоже на павлопосадский платок с узорами – сравнений дано много, а  ясной картинки того, что же видит автор - нет.

№9
Невидимый певец с восходом солнца,
Разносит в небесах благую весть,
То жаворонка песня льётся звонко:
-Закончилась зима! Зиме конец!
01 00 0 /10 10 10
01 00 0 /10 10 1
01 00 0 /10 10 10
01 00 0 /10 10 1
Студёная прошла пора мороза,
Меняется на милость ветра гнев.
Терниста у весны была дорога,
Но рушится незримо зимний плен...

Прощальные объятья солнца жгучи,
Ласкают посеревший, рыхлый снег.
Весенние деньки звучат певуче
И выпустил подснежник свой побег

Неплохие стихи с учетом того, что автор только начинает свой путь в поэзию. И сразу же - заявка на логаэд: выбран довольно сложный ритм!  Здесь, как и в предыдущем стихотворении, строка тоже состоит из двух полустрок: первая написана ямбом с безударной стопой, вторая – хореем. Как говорится, «круто»! Но поскольку ритм сохраняется по всем строфам, то - почему бы и нет? Оригинально!
В строке «То жаворонка песня льётся звонко» я бы переставила слова: «То жаворонка песня звонко льётся», чтобы получить рифму «солнце- льётся» (ибо «солнце-звонко» – на мой слух, хуже!)
К подбору слов стихотворения у меня есть небольшие придирки:

-«Студёная прошла пора мороза» - «студеная» и «мороза» – это повтор смысла (масло масляное): в коротких стихах каждое место строки – сверхценно, нельзя заполнять его тем, что нам и так ясно…

-«Меняется на милость ветра гнев» Почему именно ветра? Почему гнев? Мы ничего до этого ни про ветер, ни про гнев не слышали, поэтому текст  выглядит, как случайное заполнение строки.

-«Прощальные объятья солнца жгучи, ласкают посеревший….»  Если «жгучи» (оттенок неприятного), то рядом стоящее «ласкают», относящиеся к тому  же солнцу, выглядит странно…

- «деньки звучат певуче» Троп «звучат» можно отнести к тому, что способно издавать звуки, «деньки»  - это не совсем то, что для этого образа годится. И почему именно «певуче»? Не раскрыто это другими строками…

-«И выпустил подснежник свой побег». «Побег» - это скорее к кустарнику, к ползучему растению подойдет, а у подснежника – «бутон», «цветок», «росток». Выглядит, как подбор слова ради рифмы.

В идеале, мы должны так писать наши стихи, чтобы авторская кухня подбора рифм и заполнения ритма была незаметна читателю. Главное – это смысл, естественность фразы, точность подбора слов, а в рифму-не в рифму – это наши авторские проблемы: мучайся, но ищи и находи рифмы не в ущерб смыслу …

№10
Шествует кошкой рыженькой
Солнце по небу синему,
Вносит сумбур с сумятицей
В жизнь городских котов.
Принарядилась вишенка:
Ну до чего ж красивая
В светло-зелёном платьице,
С бантиками цветов!

Что-то воркуют голуби
Серым подружкам вкрадчиво,
И перламутром пёрышки
Воротничков блестят.
На изумрудном пологе
Тысячи одуванчиков –
Яркие эти солнышки
Нежно ласкают взгляд.

Ночи уже короткие –
Тёплые, соловьиные:
Так певуны стараются –
Напрочь лишают сна!
И ожиданья робкие,
Добрые и невинные
В душах людских рождаются…
Значит, пришла весна!

На первый взгляд, все очень просто, но все образы – авторские, незатертые, небанальные. Живая, запоминающаяся картинка весны. Настроение автора чувствуется, причем  без специальных занудных пояснений. Придраться не к чему.

№11
Она сумасшедшая! Точно, шальная!
По снегу, смеясь, совершенно босая!
И медных кудрей золотистая грива...
Красива, красива, безумно красива!
Веснушки толпятся под тенью ресничек,
У ног её стайка синичек, синичек!
Сверкнула глазами таёжного цвета…
Весна её имя! В цветастый одета
Она сарафан, жёлто-розово-синий -
Красива, красива, беспечно-красива!
Причёсана ветром, умыта капелью,
Всё красит волшебной своей акварелью!
Проказница, стой, дай к тебе прикоснуться!
Хочу обновленья! Мне надо проснуться!
Но вдруг упорхнула она, словно птица…
Лишь талых следов на снегу вереница.
Вернись же! Тебя я едва лишь коснулась!
Тут яркое солнце в окно…я проснулась.
Так это был сон! Никакого везенья…
Вдруг в зеркале вижу своё отраженье:
Вся зелень лесов в незнакомом мне взгляде,
И льются каскадами медные пряди,
И россыпь веснушек янтарного цвета,
И кожа атласным сияньем одета!
И вот выбегаю на снег я босая!
Весна я! Весна я! Весна я! Весна я!

В стихах много энергии, настроение весны здесь  значимее, чем сам пейзаж, автор самого себя олицетворил с весной – интересная композиция стихотворения.
Но не безупречная лексика.

- « По снегу, смеясь, совершенно босая!
И медных кудрей золотистая грива...»
Как ни крути, а в предложении хочется сказуемого, тем более, что если есть деепричастный оборот «смеясь», то надо бы и глагол сюда, а его нет… Для разговорной речи – это сойдет, а для стихов, тем более, на конкурс, надо бы доработать фразу.
-« Красива, красива, беспечно-красива!». Повтор слов…. Конечно, для текста песенки («песенюшечки» ), для рэпа, для разговорной речи – все это очень даже сойдет, а вот для пейзажной лирики на конкурс я бы не поленилась и хотя бы одно «красиво» чем-то еще подходящим заменила…
- Аналогично и с последней строкой: «Весна я! Весна я! Весна я! Весна я!». Эмоционально, но … четырехкратный  повтор одного и того же слова – явное расточительство для строки лирических стихов.
Ну, и наконец, как мне самой недавно подсказал один автор СТИХИ.РУ, к мнению которого я прислушиваюсь, форма окончаний слов  –ЬЕ, -ЬЯ (вместо более предпочтительной –ИЕ, -ИЯ) допустима, но когда ее слишком много в одном стихотворении, тоже стоит  подумать о возможных заменах, хотя бы уменьшить число этих –ье, -ья.

№12
Развесеннилось: порастаялось,
Разгрязнилось и позаляпалось,
Растревожилось и размаялось,
Порасхлябилось... пораскапалось...
Повсходило и порастра'вило,
Разговелось и порасцветилось:
Распушило-разароматило.
Раскаштанилось, рассиренилось...

Растюлпанилось нарциссируя.
Абрикосится ! Сливится ! Вишнится!
Раздевчатилось декольтируя.
Раздыша-а-алось...И не надышится.

Оригинальные стихи – целиком состоят из форм глаголов, что не помешало автору нарисовать весенний пейзаж. Здорово!

№13
Крошки-феи Апрельского Ливня
Пляшут в лужах, срывая овации
Гондольеров Зелёных Травинок…
Снегом память слегка присолив мне -
В целях лучшей её консервации,
Март ушёл – зачарованный инок.

Извините, весна неизбежна:
Первоцветы в бутоны не спрячутся,
Журавли не изменят маршрутам…
По полям в драпировке из бежа
Леприконы, решив подурачиться,
Рассыпают свои изумруды…

Избавляйся от мыслей тяжёлых,
Выжигай их – к чему церемониться?
Пусть горят, как осенние листья!
Все пустоты заполнятся – жёлтым:
Мать-и-мачеха, крокус, лимонница –
Краской капают с солнечной кисти…

Интересные образы, интересная структура строфы (треугольная рифмовка шестистрочника АБСАБС), богатый язык. Не совсем пейзаж, стихи скорее о настроении автора, чем о картине природы, но и нельзя сказать, что это не пейзажная лирика… Хорошие стихи. Профессионально выполненные.

№14
Играя, солнце щекотало окна…
Они смеялись, стеклами блестя…
Трещали всюду птицы без умолку …
Земля зевала - сонное дитя …
Сухой травы воспрянули волокна...

И облака торжественным поклоном
Приветствовали ровные ряды
Кустов, скамеек, радостных балконов…
Нам не пророча никакой беды,
Покой витал над всем микрорайоном…

Идиллию нарушил резкий ветер:
Он, словно смерч, ворвался в облака
И стал сгонять их - так же на рассвете
Пастух сгоняет стадо на луга …
Пыль поднялась… и сеялась, как пепел…

В клубок сцепившись с ветром, хлынул ливень…
Забарабанил в окна что есть сил:
Он внутрь хотел, но был, увы, бессилен…
На землю рухнул… там заголосил:
Он сам себе, похоже, стал противен…

Исчез и ветер. Снова – полный штиль
На ясно-голубом небесном море…

Трагедию иль старый водевиль
Сыграл Апрель? И что увидим вскоре,
Когда красавец Май зажжет фитиль?

Не совсем поняла, почему эти стихи получили мало симпатий членов жюри. На мой взгляд – все условия конкурса выполнены, прекрасная техника исполнения, литературная речь, у стихов есть свое лицо, авторский взгляд. Умело использован прием олицетворения – здесь вся природа  очеловечена, полна активной деятельности!  И форма хороша: строфа-пятистрочник, довольно трудная рифмовка. Мне очень понравились стихи. Кстати, одни из немногих, которые получили даже 10 очков у одного из членов жюри моей придирчивой и скупой на «десятки» команды судей. 
 
№15
...и только лишь к концу апреля,
с трудом очнувшийся от спячки,
наш мир с разбега, без раскачки,
и зеленея, и хмелея,
заколобродил по полянам,
траву напитывая соком...
а почки, истомлённо-пьяны,
к светилу повернувшись боком,
готовы лопнуть от желанья,
прорвать препоны и преграды,
предутренней апрельской ранью,
без благодарности в награду...

...так чувства наши созревают
зимой, под маской безразличья,
чтоб по весне, под пенье птичье,
взорваться вдруг в угоду маю,
в угоду первым клейким листьям,
благоуханью первоцветов,
и небесам бездонно-чистым,
сияющим лазурным светом...

Использован интересный прием: автор сразу же вовлекает нас в свой внутренний мир – без предисловий («без разбега и раскачки»). Стихи словно ворвались к нам из заблудившейся где-то весны, начавшейся только в апреле, и мир «захмелел и зазеленел». Талантливые и точные образы, интересная форма письма. И тут же, сразу после яркой картинки природы (одними крупными мазками!), переход на тему чувств «так чувства наши созревают…» Мне понравились стихи.

Стихи победителей конкурса, ставшие призерами  за счет суммирования симпатий всех судей, тоже в этот раз были хороши. Ссылки на них вы можете посмотреть в Итоговом Протоколе, а сами стихи прочитать на странице «Лауреаты ВСМ» - http://www.stihi.ru/avtor/velstran9

С уважением, ваша Алкора. 15.05.13.


Рецензии
Алла,
1. "мне не понравилась лексика последней строфы" - это ВАШЕ ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ, оно никогму не интересно, смею заметить.
.
2. "«ласковый взгляд недотроги» - несколько противоречивое сравнение: либо ласковый взгляд, либо недотрога (хотя, возможно, я придираюсь!).
Вы не придираетесь, Вы просто не чувствуете языка. "либо" здесь быть не может. Вспомните недотрог :Олесю Куприна, Оленьку Скворцову Чехова...
.
3.ПРЕСТУПЛЕНИЕ: Вы выбраковываете ХОРОШЕЕ:
.
И раскинулось поле, что слева от главной дороги –
не заморское чудо, а павлопосадский платок,
чьи узоры невинны, как ласковый взгляд недотроги,
а под снегом – их нежность, как первый весенний цветок.
(В поле прячется нежность – весенний неброский цветок)
.
Алкора: "Хочется правки текста в этой строфе… А еще я не увидела, почему поле похоже на павлопосадский платок с узорами – сравнений дано много, а ясной картинки того, что же видит автор - нет."
Алла, милая, у автора есть всё, что Вы не увидели, потому что ВАМ ЭТОГО НЕ ДАНО. НО СТРОФА-ТО - ПРЕЛЕСТЬ!
Чудо, а не строфа!
И картинка(пошлость какая, Ал!) есть, и образы на месте, и язык хоро. ПОЧЕМУ НЕ ВИДИМ, АЛЛЛЛА?
ВОТ ЭТО нужно делать меньше всего:
01 00 0 /10 10 10
01 00 0 /10 10 1
АЛ ЛА, Вы, милая, не видите ПОЭЗИИ!
Дальше читатиь не буду, потому что понятен итог.
Вы - не диверсант, Вы, как обозвал Вас один из сильных авторов, ТЕРРОРИСТ, подрывающий русскую литературу.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ, Аллл лла!
Найдите в себе мужество, дайте ссылку на автора, чьё стих-е Вы испоганили ПСЕВДОРАЗБОРОМ, извинитесь перед ним за свой НЕпрфессионализм и ПЕРЕСТАНЬТЕ МОРОЧИТЬ ЛЮДЯМ ГОЛОВЫ!

Миоль   28.05.2013 15:46     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.