По конк. Настроения весны ч. 2. Разбор стихов
http://www.stihi.ru/2013/05/11/3321 Итоги Конкурса
начало статьи http://www.stihi.ru/2013/05/14/3588
Начну разбор стихов, просматривая анонимный пакет конкурса, из которого я буду выбирать самые разные стихи – не обязательно лучшие, но те, на которые мне хочется обратить ваше внимание, показать, что в них понравилось или наоборот – как мне хотелось бы их немного поправить. Как обычно, имена авторов я называть не буду: у меня нет цели ни возвеличить, ни унизить мастерство авторов. Приведенные ниже тексты – не более, чем материал для практического обучения.
№1
Обожгла дождинка холодом плечо.
А потом - ещё! ещё! ещё! ещё!
Пусть холодный, но весенний дождик льёт,
В небесах и на земле чечётку бьёт.
Свистнул ветер, за дождём пустился в пляс.
И кусты за ветки лысые потряс.
Он, как струны, провода перебирал:
Что-то ветреное, бойкое играл.
И в деревьях покрутился. Раскачал.
Сны их зимние развеял - разогнал.
Голосами, хрипловатыми от сна,
Лес запел: "Привет! Привет тебе, весна!"
Стихи понравились их жизнелюбием, энергией, в пейзаже все одушевлено и все тропы подчинены единому образному ряду – природа танцует, радуясь весне. Это единообразие тропов, кстати, встречается не столь уж часто: иногда автор в угоду рифме всовывает в одно стихотворение винегрет из разных, плохо совместимых друг с другом образов и сравнений.
Схема расположения Иктов – ритмических сильных ударений, здесь такова:
001 0001 0001
001 0001 0001
001 0001 0001
001 0001 0001,
То есть, мы имеем 3-х стопный пеон4 с усеченной первой стопой или логаэд, где 1стопа – анапест, а 2 и 3 стопы - пеон4. К сожалению, местами автор уходит от заданного звучания и при том же количестве слогов иногда переходит на ямб:
«А потом - ещё! ещё! ещё! ещё!»
001 01 01 01 01
Мало того, что пропал ритм пеона4, так еще и утомительно для слуха и бедно по содержанию звучит это 4-х кратное повторение одного и того же слова(что годится для рэпа, маловато для конкурсных стихов! )
Или здесь:
«Лес запел: "Привет! Привет тебе, весна!"»
001 01 01 01 01 (также наблюдаем уход от четырехсложного ритма).
№2
По зеркалу апрельских вод,
Робея от своей отваги,
Вчерашний снег на юг идёт,
Сбиваясь в шустрые ватаги.
Шалят, качаясь на волнах,
В душе совсем ещё мальчишки,
Но лёд искрится на висках,
Размякло тело, есть одышка.
Прищурив рыхлые бока,
От солнца прячутся под воду,
Тесны им Волги берега,
Свободы хочется, свободы!!!
Пример того, что для создания зримой картинки природы совершенно не обязательно многословное описание многих деталей. Всего 8 строк, а мы зримо видим пейзаж весенней реки, по которой идет лед. Так же, как в предыдущем стихотворении, стихи исполнены в едином ряду образов: льдины одушевлены и описаны как ватага плывущих по реке людей – пожилых («лед на висках», «одышка», но «в душе – шалящих мальчишек»). И хорошая концовка «Свободы хочется!», которая точно передает настроение автора.
№3
Распутицы вешней пороги:
Вконец измочаленный снег
Застрял на границе дороги
И вида на жительство нет
Ему. Ненасытные лужи,
Шипя под напором колес,
Эмалевые полукружья
Вонзают в него. Гол и бос
Горелый лесок на пригорке –
Калек вереница.За ней –
Застиранные гимнастерки
Свисают с еловых ветвей.
Сочатся унынье, тревога
С еще не промытых небес.
Но верю: осталось немного
До первых веселых чудес!
И солнце натянет на пяльцы
Свою золотую канву,
Чтоб веток упорные пальцы
По ней вышивали листву.
Дождавшись заветного мига,
Земля отодвинет засов,
И снова откроется книга
Познания вечных азов!
Это стихи, написанные рукой мастера: в них интересные, нестандартные образы, авторские рифмы, впечатления. Что здесь не понравилось? В пейзажной лирике, в отличие от жанра эпистолы (письма, монолога в стихах), не стоит делать переносы или энжамбементы ( франц. enjambement, от enjamber — перешагнуть), – разрывы строки концом предложения. Конец предложения, как и конец строки всегда предполагает цезуру – паузу при чтении. Поэтому такие строки, как:
«И вида на жительство нет
Ему. Ненасытные лужи,»
Возможны, но нежелательны: после «нет» мы невольно делаем остановку, которая неестественна в этом месте предложения. Так же ситуация и в последующем отрывке:
«Шипя под напором колес,
Эмалевые полукружья
Вонзают в него. Гол и бос
Горелый лесок на пригорке –
Калек вереница. За ней –»
Для мастера не представляет труда, подумав немного, постараться закончить предложения в более удобных для прочтения (а главное – для звучания) стихотворения местах: пейзажная лирика хороша, когда она музыкальна, легка для чтения, когда ее можно петь…
№4
Остатки красок на моем мольберте…
Но рисовать мне хочется весну!
Я бело-голубым помечу ветер,
А в облака – добавлю желтизну,
Как будто рвётся теплота от солнца
Поближе к нам. И в розовой дали
Мелькают ласточки, сливаясь с горизонтом,
Синея вместе с линией земли.
И в фиолете- кляксины проталин,
Сиреневым раскрашу дряблый снег…
Картину назову: «Весна желаний».
Её я вижу в собственном окне.
Стихи неплохо задуманы и отвечают условиям приема, но мне здесь не совсем нравится использование слов и небольшой сбой по ритму. Из 5-стопного ямба (01 01 00 01 01 0) явно вырвалась строка: «Мелькают ласточки, сливаясь с горизонтом» (01 01 00 01 00 01 0) – 6 стоп!, которую хочется заменить на «мелькают птицы, слившись с горизонтом». Не понравились мне и слова непонятного происхождения, такие как «фиолет» (есть «фиолетовый цвет»!) и «кляксины» вместо «клякс». Кто как, а я - не любитель коверкать слова, изобретая новые там, где в этом нет никакой необходимости! И, наконец, авторский посыл «Картину назову: «Весна желаний»» для меня не раскрыт до конца: из самого стихотворения он никак не следует….
№5
Ну вот, наконец-то, зима и сдалась.
Так женщина, видя своё пораженье,
Упрямо принять не желает решенье,
От долгих сомнений вконец извелась.
Весна, сознавая победный итог,
Безумство соперницы пережидала
И с явною ленью в тени наблюдала
Последний, отчаянный снежный плевок.
Навстречу апрелю она поднялась
И, страсть не скрывая, с размахом, с азартом,
Уставшая ждать и намучившись с мартом,
Невиданным паводком вся растеклась .
Здесь тоже использован всегда выигрышный для автора прием олицетворения природы: весну и зиму описывают как соперничающих женщин. Но по лексике – не всё удачно. Во второй строфе о Весне есть фраза: «безумство соперницы пережидала»… А где в первой строфе видно ее безумство? Ни слова там об этом, наоборот - «зима сдалась»! И еще: «И с явною ленью в тени» … Как-то некстати здесь это «в тени» - типичная ритмическая заплатка: аА что на солнце Весне нельзя было наблюдать за Зимой? И что, это очень существенно, что она в «тени»? К тому же , непонятно, чья здесь лень – Весны или тЕни….
В стихах нет (не должно быть!) ни свободных мест, заполненных абы чем, ни случайных упоминаний: каждое слово, каждое определение и образ, как чеховское ружье, должно «стрелять» (его необходимость должна раскрываться дальнейшим текстом), или уж тогда вообще не упоминаться, например, «и с явною ленью ОНА наблюдала»… Дальнейшая фраза «И, страсть не скрывая, с размахом, с азартом, уставшая ждать….» тоже падает на нас, как снег на голову: то Весна лениво наблюдала, устала, намучилась и тут же вдруг «с азартом». Слишком неожиданный переход, каких-то логических связей, дополнительных строк здесь мне не хватает…
№6
Ни весна, ни зима – межсезонье
всё в помарках последнего снега,
зреет в воздухе уж благовонье
талых луж, озорного набега
колесниц уходящих морозов.
Перезвон колоколен, прогнозов,
робкий стук молодого побега,
бесшабашное счастье воронье,
воскрешенья дрожащая нега...
Ни весна, ни зима – межсезонье.
Эти стихи я привела в пример только для того, чтобы обратить внимание: не только каждое слово должно логически быть выверено, продумано, но и место, на которое его поставили в строку, должно быть продуманным. Иначе, благодаря заданному ритму у нас появится незапланированный УЖ, несущественное междометие, вставшее на место ИКТА и потому превратившееся в живого «ужа»!!!): «зреет в воздухе УЖ, благовонье…» Типичный ритмический распад ударений…
№7
Обвяжу талыми проталинами свою талию,
перепрыгну лужу из памяти ,была послушная.
На торосы льдин горячим воздухом, водой талою
выдохнула всю себя, стылая стала, бездушная.
Захлебнулась. Молоко топленое,река мутная
разливалась по поймам; тонут печи затопившие.
Напою собой , без пути-без дороги, беспутная
пожалела, на ресницах слезы грез не остывшие.
Заколдую косами, косяками журавлиными.
Мартом маюсь, успеваю без времени маятника;
весной виновата, ливнем-захмелевшими, винными.
Подождем под вечерним дождем крылатого всадника.
Здесь у меня появилось сразу несколько проблем, хотя стихи - понравились, заинтересовали какой-то непонятной магией выбора слов. Первая проблема - ритма: явная претензия автора на акцентный (тоническое стихосложение) стих:
001 1000 10000 1 1 00
001 01 001 0001 01 00
001 01 01 01 0001 01 00
1 0001 01 1 001 001 00
Но если это – акцентный стих, то почему тогда количество иктов в строке то 5, то 6, что не характерно для тоники: либо мы пишем с делением на однотипные стопы (силлабо-тоника), либо, если нет стоп, должно быть постоянное количество иктов в строках (тоника)! Здесь ни то, ни другое, но при желании можно поправить все на 6-и иковый акцентный стих.
Вторая проблема стихов – смысл. Сознаюсь, в авторской записи и авторской пунктуации я не поняла, что именно поэт хотел сказать. Стихи, даже будучи загадочными, должны давать читателю хоть какие-то ориентиры смысла. Набравшись наглости, я записала эти стихи так, чтобы смысловая нить в них протянулась хоть как-то:
Обвяжу талыми проталинами свою талию,
перепрыгну лужу из памяти: была послушная!
На торосы льдин горячим воздухом, водой талою
выдохну всю себя… Стылая стала, бездушная.
Захлебнулась. Молоко топленое, река мутная,
разлилась по поймам - тонут печь затопившие.
Напою собою их. Без пути-дороги, беспутная,
пожалею - на ресницах слезы грез не остывшие.
Заколдую косами, косяками журавлиными.
Мартом маюсь, живу без биений маятника;
весной виновата, ливнем - захмелевшими, винными.
Жду под вечерним дождем крылатого всадника.
Хотя, автор, конечно же, моим вольностям и инициативам не обрадуется и будет прав…
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2013/05/15/4975
Свидетельство о публикации №113051504114
Анна Сабаева 24.05.2013 03:21 Заявить о нарушении
А если честно, я, наверное, эти статьи для самой себя пишу. Читаю чужие стихи, как свои - анализирую их, учусь на них, думаю, как бы я сделала их лучше, от чего бы в них отказалась - и после опыта чужих ошибок исправляю собственные, ранее не замеченные. Все это записываю. Кому эта моя "кухня" интересна - пусть читают. А кто сам безгрешен - это не для него статьи.
С уважением,
Алкора 25.05.2013 09:54 Заявить о нарушении
Анна Сабаева 26.05.2013 11:41 Заявить о нарушении