Вечный огонь

по мотивам статьи Дмитрия Мендрелюка «День Победы – не радостный праздник» и обсуждений к ней:

http://newsbabr.com/?IDE=114887#forum

Для чего им война? – Чтоб в тонусе
за болванчиков нас держать.
Чтоб текли регулярно бонусы --
и – в чулок, или под кровать.

Чтоб товаром для истребления
торговать и вершить закон,
прикрывая зады идеями,
и враньем -- колокольный звон.

Чтоб под плиты в цемент закатывать
волокиту бумажных душ,
наполняя мошну откатами,
и не чуя их смрадный дух.

Чтоб георгиевской регалией
затыкать немолчащим рты,
и задабривать скорбь деньгами, и
на салюты менять бинты.

Чтоб такое еще им вытворить,
чтоб проснулся Руси медведь,
чтоб пинками их с тронов выдворить
и не дать возвратиться впредь?!

И рассчитывать силы силушки --
чтоб однажды и навсегда
расцветали багряным ивушки,
а не в Вечном Огне -- звезда.

Знак перевранный удивительно –
негасим, ведь, огонь в АДУ!
Так, когда ж вы солдат простите-то,
отвративших от нас беду?..


***

В качестве ПРИМЕЧАНИЙ:

"Вечный Огонь как бесовский символ

Представители русской Православной церкви не перестают поражать своей циничностью и наплевательским отношением к истории своей страны и народа.

В этот раз досталось Вечному огню на могиле Неизвестного солдата у кремлёвской стены. Вот уже полвека Вечный огонь является символом неиссякаемой благодарности и вечного почтения нашим согражданам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Однако известный священник C. Чапнин иначе интерпретирует смысл символа солдатского подвига.

Как заявил поп, выступая на заседании Совета по внешней и оборонной политике, «Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геены огненной, гнева Божия…». Традицию возложения цветов к могиле Неизвестного солдата он назвал странным обычаем поклонения вечному огню, в основе которого лежит язычество.

Недовольство у священника вызывает также и тот факт, что «Победа в войне воспринимается сегодня как «единственное «священное» событие нашей истории XX века». Также черты культуры, «в центре которой находится «День Победы» были названы «весьма опасными». К ним были отнесены «сохранение и культивирование «образа врага»; тотальную героизацию войны, острое переживание ущемленной национальной гордости («Мы же победители, а теперь смотрите, как мы унижены»); примитивное понимание патриотизма".

http://oper.ru/news/read.php?t=1051608128&page=1

***

А вот и еще одна, более широкая трактовка:

Символика огня получила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога (Яхве - огонь рождающий). Известно 49 огней Брамы. Это символы центров Высшего Сознания. Саламандра - знак стихии огня, отображает сознание огня с его бесконечной подвижностью и непостоянством. Огонь может разрушать любые формы, а также своей потенцией нести очистительную функцию. В средневековых поверьях саламандра обитает в огненной реке, дает умные советы, живя в огне и олицетворяя его стихию. Ее символика использовалась в магии.
В качестве мужской, активной и невещественной стихии противопоставляется воде и земле и сближается с воздухом в способности символизировать духовные и божественные явления. Так, например, в Библии с образом Яхве связываются прежде всего огонь и ветер. Огонь сопровождает явление Бога, Святой Дух сходит на апостолов в виде языков пламени. Священный негасимый огонь в храме Соломона воспринимается как манифестация присутствия божества. Языки пламени как символ божественности изображались над головами различных мифологических и культовых персонажей во многих странах Востока.
В египетской иероглифике огонь соотносится с представлениями о высоком положении и власти, становясь символом духовной энергии, а также связывается с понятиями жизни и здоровья. Сакрализация огня обусловлена его чудесными, в понимании архаического сознания, способностями: уничтожая растения, он превращает их в вещество, удобряющее землю; ярко светит ночью, может быть перенесен с одного места на другое; если его постоянно питать, обретает вечную жизнь; при кремации отделяет тело от души; отгоняет хищных животных и насекомых, которые вызывают болезни. Огонь считается персонифицированной, одушевленной, живой силой: он стремительно движется; пожирая все живое, остается голодным; он питается и растет, превращаясь в гигантское пламя; будучи красного цвета, он уподобляется человеческой крови; жар огня схож с теплом человеческого тела.

Огонь предстает и как небесный, и как земной по своему происхождению: он нисходит на землю вместе с молнией, и он же живет в вулканах под землей. В целом огонь наделяется амбивалентной символикой, подобно воде. Огонь очага — это символ семейного благополучия и мира; он очищает и защищает, отвращает зло. Огонь противостоит воде, но и тесно связан с ней: он магическим образом отгоняет дождь, но также своим дымом привлекает дождевые облака во время засухи.
Космогонические коннотации образа иллюстрируются в ведийской традиции; так, например, в Ведах сказано: «Закон и истина родились из воспламенившегося жара. Отсюда родилась ночь. Отсюда — волнующийся океан». Отражение и развитие этой идеи можно увидеть в индуистской концепции тапаса (жара), возникающего в результате аскезы и наделяемого высшей созидательной способностью. Согласно ведийским воззрениям, обновление мира происходит через оживление огня во время зимнего солнцестояния и приравнивается к новому творению. Тушение огней перед Новым годом кладет конец существующим формам, которые износились за год, и готовит место для новых. Игра языков пламени послужила «прообразом» для концепции божественной творческой игры, лила. В буддизме представление о существовании как горящем пламени отразилось в понятии нирваны: этимология этого слова восходит к выражению «тушить, задувать (пламя) жизни, перерождений».

Общеиндоевропейская идея об огненной природе бытия также нашла отражение в иранской мифологии («во всем был распространен огонь», — говорится в «Авесте»). Культ огня, первоначально связанный с божеством по имени Атар, приобретает самостоятельное значение в зороастризме, выступая его основным элементом. Для последователей зороастризма огонь — священная стихия, воплощение божественной справедливости (арты). Культ огня продолжает практиковаться парсами (современными зороастрийцами) в Индии: в их храмах священный огонь поддерживается жрецом (при этом используется исключительно древесина сандала); в новые святилища огонь переносится из старых; огонь домашнего очага не выносят за пределы дома; утром члены семейства возносят молитву огню и «жертвуют» ему древесину сандала. Парсы отвергают кремацию (как и погребение в земле), так как подобное использование может осквернить священную стихию.

У Гераклита огонь — то, что лежит в основе всего сущего, и то, из чего все возникает. Как посредник между формами исчезающими и формами создающимися, огонь, подобно воде, является символом преобразования и перерождения. В то же время возникновение космоса из огня Гераклит определяет как «путь вниз», «недостаток огня» (инволюцию). Душа по своей сути есть огненная субстанция, все лучшее в ней связано с огнем, тогда как худшее — пороки, чувственность — с водой («душам смерть — воде рожденье»). Огонь — также воплощение меры, логоса, объективного закона мироздания; сам логос предстает как огонь ума.

Миф об обретении огня фиксирует выделение человека из мира природы. Особый статус закрепляется в этой связи за женщиной как хранительницей домашнего очага. Во многих традициях распространены мифы о первопредках, героях и животных, которые даровали людям огонь. Культурные герои приносят его с небес, нередко с другими благами. При этом огонь нередко оказывается связанным с кузнечным ремеслом. Греческий культурный герой Прометей крадет огонь у кузнеца Гефеста. Персонаж мифологии догонов (Мали), первый кузнец Номмо, приносит на землю огонь и первые полевые плоды. В обеих традициях это культурное достижение ежегодно праздновалось факельными шествиями (которые в Греции носили название «прометеи»). В других местах огонь приносят людям птицы или животные, например, собака (особенно в Африке), возможно, потому, что она непосредственно связывается с домашним очагом.

В вулканических областях огню приписывается подземное происхождение. Мауи, герой маори, похищает его у демонической прародительницы Махуик в глубине земли и помещает в дерево; с тех пор огонь получают из древесины (например, трением). В традициях с развитым культом предков огонь (как и другие блага) считается принесенным из загробного мира (как в Восточной Африке). Долгое время добывание огня трением рассматривалось как сексуальный акт, особенно в Восточной и Южной Африке, Индии, Индонезии и Мексике. В космогонических мифах даяков с Борнео огонь происходит от трения лианы (мужчина) о дерево (женщина), которое рассматривается как совокупление. Добывание нового государственного огня в империи Лоанго (Западная Африка) сопровождается публичным половым актом. Эти воззрения, возможно, являются результатом развития представлений о наличествующем в теле человека огне, являющемся средоточием сексуальности. В особенности часто огненосное начало связывается с женской природой. Так, например, в Новой Гвинее существует представление, согласно которому огонь, появившийся от прародительницы людей с тех пор присутствует в гениталиях всех женщин.

С другой стороны, в некоторых архаичных цивилизациях священный вечный огонь (государственный огонь), помещавшийся в жилищах властителей и в храмах, вероятно, наделялся фаллической символикой. Его поддерживали девственницы, которые считались женами огня. Девы — служительницы культа огня имелись в Древнем Риме (весталки), в некоторых африканских культурах и в доколумбовой Америке. У майя (Центральная Америка) орден покровителей огня был основан божественной «девой огня». Гашение прежнего и разжигание нового огня в ходе церемонии вступления на престол отражает представление о связи духовной и витальной силы правителя с государственным огнем и символизирует циклическое обновление государства в очистительном огне, таким образом знаменуя начало новой эпохи.
Существование в огне (ср. образ саламандры) и прохождение через огонь (в различных ритуальных практиках) являются образами трансгрессии и символизируют выход за пределы человеческих возможностей.
 
"Энциклопедия знаков и символов. Огонь":

http://sigils.ru/symbols/ogon.html


Рецензии
Леночка, Вы заметили, что в отличие от других моих стихов, этот не вызвал бурной реакции защитников войн и парадов и моих же оскорбителей по поводу все и вся?

А, знаете, почему? А у них мозги скукожились! Они привыкли к плоскому черно-белому варианту существования. А жизнь-то... красочней, объемней!

В символизме огня сталкиваются такие противоборствующие стороны, что разобраться сходу не получится.

И тому примеров в Истории -- масса. Достаточно вспомнить Олимпийской Огонь и огонь Священной Инквизиции. Адов огонь, и огонь Данко. Огонь, уничтоживший Александрийскую библиотеку, "огонь батарей" и огонь Попмпеи... Вечный Огонь -- и огневые парады фюрера (!)...

Понимаете?

Мы слишком мало знаем об этой стихии, чтобы говорить о ней походя. Она -- сильнее нас, ибо в основе своей ПРИРОДНА. А Природу мы пока еще не покорили.

Инна Молчанова   15.05.2013 05:18     Заявить о нарушении
Дай Бог - и не покорим. Часть не может покорить целое. А упомянутые "противники" для начала покорили бы собственную несдержанность - это пойдёт на пользу им самим. Ведь при желании всегда можно прийти к согласию. Но нет - хочется кому-то войны!

Елена Гусельникова   15.05.2013 16:38   Заявить о нарушении
Вот это и есть -- "ген войны", Лена. Люди не могут без ссор, ругани, склок и баталий. Они питаются этой энергетикой. Особенно много таковых -- в среде учителей. И когда-нибудь ученые придут к выводу, что агрессия нынешней молодежи -- это результат некачественного педагогического состава и самой порочной в нашей стране педагогики на начальном ее этапе (в садиках и школах). Как мы видим, эта тема уже звучит.

Инна Молчанова   16.05.2013 05:05   Заявить о нарушении
Я встречала разных учителей - и в своей молодости, и когда дочка училась. Есть замечательные люди, но были ТАКИЕ персонажи! К счастью, их было немного.

Елена Гусельникова   16.05.2013 15:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.