Ангел ангелу никто К эскизам к творчеству Николая
«Ангел ангелу никто…»
Поскольку «Маленький пловец» (1989), занырнувший в волжские воды, ускользнул из моих рук, сверкнув худыми лодыжками и сбитыми голенями, обратимся к книге стихов «Змей» (1998), изданной в «Инапресс», без указания тиража. Моё знакомство с творчеством Николая Кононова началось в 1987 году с книги «Орешник». У неё самый большой тираж, десять тысяч. И прошло ещё четверть века, прежде чем я смог обозреть его стихи целиком. Читающему подряд его стихи не может не броситься в глаза переменчивость его музы-искусительницы. Кажется, в своём плавание поэт то и дело меняет стили ; то брасом, то кролем… В новой книге автор предаётся свободному горному течению речи, куда запускает своих форелей.
Горизонталь поэтического дискурса, заползающего за край страницы, не оставляя места для маргиналий, а вовлекая эти маргиналии собственно в текст, сменилась вертикалью повелительного наклонения, не терпящего ни интроспекции, ни ретроспекции.
Всё происходит здесь и сейчас, в сию минуту, в мгновение ока, в нашем присутствии. Повелительное наклонение его глаголов никак не согласуется ни с кантовским «нравственным императивом», ни с гётевским (фаустовским) призывом: «Мгновение, остановись!». В них, в глаголах, есть что-то от армейской военной субординации. Не случайно появление стихотворений из армейской жизни.
«Мурка, мучай жилку, жми, Трезорка», «взлети валторной», «сгореть изволь», «мстя мсти», «спите-спите зимородком», «дрейфуй», «Лилинька, возьми в зев», «смотри ; стада купальщиц», «в три погибели, в самые стропила бей», «плыви, грей сестра Адели, ёрзай», «дай карамельку», «сверкни десною», «лётчик, лечи эпидерму», «бейся, ликуй, мой мышонок», «лампа-луна, лей», «пошёл ты» и т.д. Да, это глаголы эротического доминирования и принуждения. Замечательно вот что: внезапное преображение маленького героя стихотворений Кононова в повелительной речи, сметающей то, что автор называет «интеллектуальным стилем» и «малодушным самоанализом».
Одним словом, нас вовлекают в эрос музыки, влажных звуков, то есть в переживание сугубо эротического момента, который не остановить ни чувственному Гёте, не помыслить девственному Канту. Тут, согласитесь, не до разговора с ангелами, этими бесполыми существами христианской мифологии, призванными для чего-то, быть проводниками в потусторонний мир.
Впрочем, ангел тоже познал трепет плоти. «Неисправимо пылкий ангел…». Заметим, что плоть человеческую ;«цветущую, невесомую» ; Бог собирает в свою щепоть и никогда не бросает в качестве приманки ; известно кому. Эзотерический язык эроса книги «Змей» напоминает язык поэмы Михаила Кузмина «Форель разбивает лёд», а стилистически даже авангардные «загибоны» Андрея Белого.
В эротическом трепете всегда есть «намёк на смерть как будто». Да, трепет сопрягается со смертными судорогами. Из книги «Пловец» вошли несколько стихотворений. Одно из них «Над мёртвым кузнечиком». Автор утешает: «Умрёшь не весь», а в другой раз говорит: «Ведь я весь ; смерть, / Оживший лишь, / Чтоб бок согреть / О твою тишь».
Однако, несмотря на то, что мгновение не поддаётся «малодушному самоанализу», вступительное стихотворение к этой книге посвящается некой картине мира, которую мы должны собрать в своём внимательном уме из разбрызганных по холсту мгновений бытия.
12 мая 2013
Свидетельство о публикации №113051207328