Романс для подворотни

Мне кажется: стоит свернуть в переулок
и в школу зайти,
и, может быть, снова на лестнице шумной
мне встретишься ты.
И снова, и снова с лицом затвердевшим
я мимо пройду,
не смея, не смея, не смея, не смея
исполнить мечту.
Опять не посмею сказать я ни слова,
ни слова тебе,
и только проклятье беззвучное брошу
безвинной судьбе,
за то, что грядет торжества выпускного
безжалостный день,
за то, что не встречу тебя уже скоро
я больше нигде.
Да нет, не сверну, не сверну я с проспекта,
я знаю, что там
другие девчонки бегут по ступенькам,
что там - пустота.
Эх, брошу я бомбочку в черную "Чайку",
и имя мое,
неужто, планету наполнив до края,
тебя не найдет?
И ты, прочитав про мое преступленье,
поймешь, может быть,
что я без тебя на холодной планете
не мог больше жить.
 1989


Рецензии
"И снова, и снова с лицом затвердевшим
я мимо пройду,
не смея, не смея, не смея, не смея
исполнить мечту".
Всё та же тема, что и в "3 стихотворениях". Это так перекликается с моей собственной жизнью, я так много передумала о похожем - устала уже от этих мыслей... Пытаюсь вот их изложить здесь, но не смогу, наверно.
Конечно же, жалко этого молодого юношу, так жаждущего настоящей, воплощённой, а не "внутри себя", любви с девушкой. (Я понимаю, что "Романс" - многоплановый, что речь здесь идёт и о школьнике, и о более зрелом мужчине, вспоминающем себя. Но сказать обо всех тонкостях не получится, не взыщи уж, Илья.) Нам жалко героя, эти стихи у многих найдут отклик в душе, - но ведь причина в нём самом, никто больше не виноват. Лирический герой уже и сам это понял:
"...и только проклятье беззвучное брошу
БЕЗВИННОЙ судьбе...
за то, что не встречу тебя уже скоро
я больше нигде".
Времени в школе у него было немало - он сам всё прозевал, так и не решился вступить в реальный контакт с ней. Теперь приближается выпускной - и можно ли надеяться на то, что что-нибудь изменится между ними в эти последние денёчки? Почему же он ни на что так и не решился, упустил все возможности? Я думаю, что картина тут сложная, причин не одна и не две, а много. Причём многое очень смутно - многое лежит в тайниках души, и ни сам человек не понимает себя до конца, ни со стороны не объяснишь всего толком...
Так вот, одна из причин (первая) - это: юноша излишне идеализирует девушку. Почитаем вот созвучный отрывок из триптиха:
"...и опять уходишь навсегда,
как в туман далекая звезда,
до которой сотни тысяч лет
добирается от Солнца свет,
а Земля и вовсе не видна
с той звезды - и чья уж тут вина..."
(О, какая поэзия! И сколько выражено этой коротенькой фразой: "и чья уж тут вина"...) Или вот отрывок из данного "Романса":
"Да нет, не сверну, не сверну я с проспекта,
я знаю, что там
другие девчонки бегут по ступенькам,
что там - пустота".
Конечно, когда любишь - тебе нужен именно тот, единственный человек, все остальные - это "пустота". Но я вижу и нечто другое. Такой юноша/мужчина всегда будет идеализировать свою избранницу - потому, что сам себя считает прямо замечательным, чуть ли не совершенством. Ему подходит только идеал. И он находит идеал. Вернее, на свете ни одна женщина не идеальна, но какое-то время, пока вы на расстоянии друг от друга, пока ты не соприкасаешься с ней часто, в разных ситуациях, - какое-то время она и правда может выглядеть верхом совершенства. Так вот, влюбляется этот юноша не в кого попало, а в самую лучшую из девчонок. Потому что другие, по его мнению, не дотягивают до его уровня; они не смогут его понять, ему с ними будет скучно. Он считает, что в нём заложен огромный потенциал, который развернётся в будущем, - но нужно, чтобы этот потенциал оживляли, подстёгивали. Нужно лицезреть "богиню" рядом с собой - тогда только раскроются все твои душевные силы и таланты.
Хорошо, нашёл он "богиню" - но теперь вот оказывается, что до неё не дотягивает уже он сам. О ней ему можно только мечтать. А если предложишь ей встречаться - наверняка получишь отказ. Юноша это заранее знает, вот и боится предлагать ей что-либо. Такой мне видится одна причина (первая). Поглядим на стихи:
"Эх, брошу я бомбочку в черную "Чайку",
и имя мое
неужто, планету наполнив до края,
тебя не найдет?
И ты, прочитав про мое преступленье,
поймешь, может быть,
что я без тебя на холодной планете
не мог больше жить".
За душу берёт: "И ты... поймешь, может быть, что я без тебя на холодной планете..." Чудесные стихи, полные любви, измученные от неразделённости. Но они подтверждают мою мысль о том, что его девушка - это "богиня". Во всех прочих случаях, когда они бывали рядом, она его не замечала. Он был для неё слишком "сереньким". Ему понадобилось бы сделать нечто совершенно особенное, такое, что "планету наполнит до края" (кстати, это гениальная строчка). Или вот ещё, уже из триптиха:
"В степи разбушевалась вьюга,
играет телевизор дома.
И, может быть, ты скажешь внуку,
что ты была со мной знакома...
Вот так, оставив крематорий,
моя душа с твоей душою
на миг соединится вскоре,
придет к тебе из телешоу".
Мужчины всегда завоёвывают женщин, стараясь чем-нибудь прославиться, совершая рыцарские подвиги, становясь великими художниками или там миллионерами. Это нормально. Сначала он привлекает к себе внимание женщины, потом убеждает её в том, что она может создать с ним семью. Правду говорят: любовь движет миром. Но в этих двух стихотворениях Ильи - уже что-то извращённое. Даже подвиг позволит герою сблизиться с любимой женщиной лишь на какой-то краткий миг. Мечтаешь сверкнуть перед нею, как падающая звезда, - на большее рассчитывать не приходится. У "богини", очевидно, уже есть (или появится скоро) другой избранник - более "великий", чем герой стихотворений. Так не надо было замахиваться на "богиню", слышишь, Илья?.. Ну а теперь остаётся только испытывать постоянную горечь:
"Жду письма я, выходить боясь
на телепатическую связь,
потому что знаю наперед,
что мне биополе принесет.
Жду письма - и в кассу не бегу,
словно бы проснуться не могу.
Не лечу к тебе скорей-скорей,
не ищу тебя среди степей.
Только иногда, в глубоком сне
сквозь туман являешься ты мне,
говоришь: "Ведь я уже сказала,
разве непонятно, разве мало?"..."
И есть ещё вторая причина. Очень важная, но скажу о ней коротко - умные поймут. Люди подобного типа, как лирический герой Ильи, в глубине души сами знают, что они идеализируют своих возлюбленных. Они знают, что - начнёшь общаться с любимой девушкой поближе, и очень скоро придёт разочарование. У кого-то так уже было не раз: влюбляешься, восхищаешься ею - а когда вы побудете вместе, всё очарование пропадает. И тогда мужчина решает, что лучше уж он будет любить издалека. Пусть лучше будет любовь "внутри себя", любовь-мечта, но пусть она не уходит.
Много и других причин. Нежелание заводить семью, например. Ведь юноша понимает, к чему ведёт реальная любовь. А ему лучше жить в одиночестве, ни под кого не подлаживаться, жить, как ему удобно, как он привык. Упаси Боже заниматься бытовыми делами!..
Правильно: "и чья уж тут вина"?..

Марина Андреева 10   15.08.2017 16:10     Заявить о нарушении