Аноним
"Что я есть? Что значит есть? Человек это вопрос о бытии, но не оно само" Люк Яхве
...Стыд пропорционален царящей в обществе морали.
Мораль же, напрямую связанная с понятием свободы, определяется степенью нашей экзистенциальной уязвимости.
"Жизнь прошла, а я шубы приличной не сносила" -- помните?
В социологии отсутствует человек, его место занято статусом.
Чем ниже статус, тем больше стыд.
Можете представить, какова мораль в племени каннибалов, если в очереди за распределением человечины, кому-то достаются по родовому наследованию мозги жертвы в качестве деликатеса и "силы ума", а кому-то лишь ступни.
Современный социум со всеми его культурными и техническими приобретениями лишь эвфемизированная форма архаичных обществ -- всё в принципе на "высшем" эволюционном витке осталось как прежде.
Казалось бы религия, как хранитель ценностей, способна дать универсальные критерии морали, ан нет, и там мы видим привязку морали к соблюдению догматов и степени близости к объекту верования.
Это ни плохо и ни хорошо, так есть и всё.
К моему же личному сожалению, мир в своей объективной иерархичности крайне циничен в отношении личности, личности, которую современный постмодерн без сожаления взял и отменил.
Человек оказался некой "чёрной дырой" вокруг которой вертится весь социальный космос.
Странное дело, космос, как структура знаков, почему-то существует, а человека нет.
Что же он есть и есть ли он на самом деле, остается загадкой.
Но, если вдуматься, то положение может оказаться не таким уж и безнадёжным в своей фатальной неопределённости -- "Под каждой бездной глубже бездна есть".
Выход из релятивистского штопора может обнаружится в традиционной духовной системе понятий в эзотерической глубине которой отношения между субъектом и объектом так же как и в постмодерне парадоксальны до нечёткости того и другого...
Что если, следуя библейскому тезису "по образу и подобию", не предположить, что видимая бессодержательность того, что зовётся Человеком, на самом деле есть апофатическая бессодержательность Бога, как чистого Ничто по отношению к тварному бытию в котором Он по причине принципиально иной природы проявлен только как идеальный интерпретационный объект.
"У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может" (Ж.-П. Сартр).
"Дыра" это намёк не на отсутствие Бога, а на Его непостижимость , которая для нас равносильна ничто.
В этой аналогии Человек может оказаться таким же Великим анонимом как и сам Бог.
И если уж до конца следовать в русле этого философского пафоса, то в последней своей глубине Человек может оказаться чистым сознанием выглядывающим через призму индивидуального Я из Вечности во Время.
(Отрывок из эссе "Тайна тайны" стр.77)
Свидетельство о публикации №113051005134