Отзыв о книге Ю. Воробьёва Философские размышления

                Радуга дарования
Книга Ю. Воробьёва «Философские размышления, стихи, рисунки» представляет нам плоды вдохновенной творческой деятельности многранного одарённого человека - философа, поэта и художника.
Открывается она философскими размышлениями Ю. Воробьёва о жизни. Светскому атеистическому пути развития автор противопоставляет путь религиозный христианский. В рассуждении «Мудрецы» Ю. Воробьёв говорит: «Христос предлагает Крест: кто хочет,…отвергнись от себя и следуй за мной.» Поражают удивительно глубокие мысли автора об абсурдности  некоторых человеческих пороков, прочитав которые люди могут избавиться от своих негативных чувств. Например, о зависти Ю. Воробьёв пишет: «Кто же станет завидовать людям, которые в богато убранном вагоне, в роскошной обстановке пьют и несутся навстречу крушению?» Одно из рассуждений Ю. Воробьёва напомнило мне слова Иисуса Христа:  «. Мф. 7, 3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» « Очень неприятно наблюдать за людьми, когда они пытаются возложить вину за свои неудачи на других… Ищем врага на стороне, а он внутри нас». Мировидение Ю. Воробьёва органично христианскому. Есть в его рассуждениях и юмор, вскрывающий противоречивость, а часто ханжество многих жителей Земли. «Люди клянут олигархов, а сами мечтают выиграть миллион».
Своими мыслями о мире Ю. Воробьёв делится не для того,  чтобы покрасоваться перед обществом умом и остроумием, но для того, чтобы читатель задумался и исправил что-то в себе. «И если можно спасти человека, то никаких своих книг не пожалел бы», -говорит автор.  Спасать же  человека надо прежде всего от средств массовой информации, которые раньше оплотом воспитания личности, а сейчас стали средством развращения индивидов. Ю. Воробьёв очень точно замечает: «Для того чтобы развратить молодое поколение…, достаточно почаще показывать того, кто уже развратился». Спасать же людей надо альтернативными массовому искусству художественными произведениями: духовными стихами, беседами, живописью, в которой есть и ум, и чувство.
Второй частью книги являются стихи Ю. Воробьёва. Поэтические произведения автора часто касаются религии. Например,
Сказал безумец: «Бога нет!»,
И помутился белый свет.
Действительно, когда люди лишаются веры, то они, действительно, теряют нравственную основу бытия, а впоследствии и само истинное бытие. 
Стихи Ю. Воробьёва образны, и образы их трогательны:
Память – тоненький листочек,
Старый лист календаря,
Где среди коротких строчек,
Чья-то жизнь прошла не зря.
Интересно, что даже в одном четверостишье автор может изобразить человеческую драму в виде точечного сюжета для  новеллы.
И любить довелось, и страдать,
На душе: то огонь, то прохлада.
Мне хотелось вам всё рассказать,
Но вы тихо сказали :
                «Не надо».
Среди образов встречаются и архетипичные, идущие из коллективного бессознательного, из древних традиций, но в новом поэтическом тексте они сверкают новыми гранями. Например, образ птицы сам по себе является символом души, но как зримо представлена она у поэта:
Поклевав земного хлеба,
Тихо крыльями шурша,
Уплывает прямо в небо
Сизым голубем душа.
Быть может, эта живописность вытекает из главного дара Ю. Воробьёва: он одарённый художник-профессионал.
 В третьей части книги представлены рисунки автора: его графика. Но я бы сказала, что это графика, которая выходит за свои пределы: рисунки оживают в воображении, становятся самостоятельными феноменами бытия. Дивный белый георгин, пышущий жизнью; портрет матери, глубинно напоминающий икону; заброшенный дом, пробуждающий чувство печали и фантазию.  Особенно трогает картина «Спиленное дерево». Кажется, что это - древо жизни, когда-то столь мощное и могучее, а теперь умирающее из-за неразумности человека. Ещё живые, многочисленные изломанные ветви  взывают к небу, к Богу, символом которого является расположенная в центре картины, на заднем плане, церковь, похожая на большую точку перспективы, в которой, как известно, сходятся все линии, в данном случае линии судеб. Между спиленным деревом и церковью – человек, но каким же маленьким и ничтожным кажется этот нерадивый хозяин природы! Полотно несёт и  вечный глубокий философский смысл и является актуальным. Сколько могучих деревьев спиливают сегодня в городах ради стоянок автомашин, расширения дорог, не думая не только судьбе самого дерева, с которым связаны судьбы многих других живых существ, но и  о жизни и судьбах людей, которые остаются без кислорода. Интересно, что новые деревья на месте спиленных сажают потом часто настолько неправильно, что они просто  не вырастают! Судьбы людей, их неповторимые внешние и духовные черты запечатлены и в талантливых портретах художника. Особенно запоминается картина «Улыбка матери. Взгляд». Здесь видно проникновение божественного бытия в человеческое. Взгляд женщины похож на взгляд девы Марии: и счастье, и любовь к сыну, и  печаль, и задумчивость – всё соединилось в душе. И так доверчиво приник к материнской груди спящий и, кажется, сладко посапывающий во сне, ребёнок. Женщина освещена лучами солнечного света, кажется, что внутри пространства картины звучит нежная музыка. Темы живописи Ю. Воробьёва многранны: и жизнь цветов и трав; и тайна заброшенных домов; и оптимизм тех, кто на деле познакомился со страшным словом преодоление; и мир людей; и души ангелов. Книга заканчивается положительными отзывами читателей, к хору я с радостью присоединяю и свой голос. Хочется пожелать автору здоровья, новых творческих успехов и увеличения количества поклонников его таланта.
И. С. Лесная-Иванова, член С. П. России


Рецензии