Двойственность Души. Отвергнись себя...
Христос, как и Будда,
учит двойственной природе человека,
имеющего две души.
“Отдай свою жизнь, если хочешь жить”
Задолго до Будды – тем более, задолго до рождения Иисуса –
Книга Золотых Правил1) учила учеников сокровенных Ашрамов
Тибета: “Отдай свою жизнь, если хочешь жить”. Это означает,
что надо отдать все личное, чтобы жить в Духе. Это означает то же
самое, что скажет потом Христос другими словами.
Откроем Евангелие от Матфея, главу 16 (13-28).
Однажды, придя в страны Кесарии Филипповой, Иисус поин-
тересовался у учеников, за кого люди принимают Его, Сына Чело-
веческого? Они отвечали, что одни считают Его Иоанном Крести-
телем, другие принимают за Илию, третьи – за Иеремию или дру-
гих пророков.
“Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же
Петр, отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго... Тогда
Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что
Он есть Иисус Христос.
С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что
Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старей-
шин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий
день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему:
будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана!
ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но
что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто
хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и
следуй за Мною, ибо кто хочет душу** свою сберечь, тот по-
теряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обре-
тет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а
душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
1) См. “Голос Безмолвия” Е. П. Блаватской.
81
“кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее...”
Библия, которой я здесь пользуюсь (издание Московской Пат-
риархии, 1983 г.), трактует слово “душа”,1) как слово “жизнь”.
(Это специально указано в сноске.) Но остро мыслящий верую-
щий человек, подставив предложенное теологами слово “жизнь”
вместо слова “душа”, получит немало неразрешимых вопросов.
Изучающие же сокровенное строение человека вообще не со-
гласятся с такой заменой, так как знают, что под словом “жизнь”
(“дыхание”, “прана”) скрывается всего лишь одна из оболочек
(проводников) “души”, причем, души низшей – животной. Конеч-
но же, когда “дыхание” прекращается (уходит из тела), – мы при
этом правильно говорим, что “жизнь” ушла. Мы говорим также,
что “душа покинула тело” (“дух вышел”), но никогда никто не го-
ворит, что с прекращением жизни “душа погибла”, “исчезла” (“по-
терялась”, “пропала”). Мы знаем, что с исчезновением дыхания,
прекращается только жизнь физического тела, существование же
животной души, вышедшей из него, еще некоторое время про-
должается. Человеческая же душа вообще бессмертна, так как
едина с Душой Мира – Миром Христа.
Я уверена: каждый, усвоивший даже те азы, которые обозначе-
ны в предыдущих книгах, пусть в общих чертах, но уже знает
ответ на вопрос, что именно нам нужно отвергнуть – что “поте-
рять”, а что “сберечь”. И всё-таки, мне кажется, нам не повредит
немного поразмышлять вслух в этом направлении. Если зайдет
разговор на тему формулы “Отвергнись от себя”, то иной наш
собеседник, еще не подошедший к Учению, вполне может задать
нам пару неожиданных вопросов.
Например, он может спросить: “Отвергнись от... чего?”
На первый взгляд такой вопрос покажется абсурдным, ведь ясно
сказано, что отвергнуть надо себя.
Но этот человек может сказать так: “Себя” – это возвратное
местоимение. В первом лице единственного числа это местоиме-
ние “я”. Если я отвергну себя, то что же от меня останется?”
Логично? Пожалуй.
“Но, – будет продолжать размышлять наш собеседник, – все
или не все надо отвергнуть? Если отвергнуть от себя все, то что же
тогда может последовать за Христом?”
1) Как и в Библии, это слово здесь также выделено двумя звездочками.
82
“Отвергнись от себя” – краеугольная формула Христа
Такие размышления вовсе не праздные. В них скрыто рацио-
нальное зерно догадки. И оно имеет отношение к... двойственной
природе человека, о которой мы постоянно говорим.
В приведенном фрагменте из Евангелия Христос дает понять
человеку, что его природа двойственна – у него... две души. И
нам не так уж и трудно понять, что именно нам нужно “поте-
рять” (т. е. отбросить), а что терять ни в коем случае нельзя, а
наоборот, необходимо приложить все силы, чтобы “сберечь”.
“...отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что ду-
маешь не о том, что Божие, но что человеческое”. Даже эти
слова, словно меч, рассекают надвое привычно неделимое ощу-
щение нашего я и указывают, что это я двойственно, а значит, в
нас живет две сущности. Одна – рассуждает и делает, как ограни-
ченный, загрязненный страстями, эгоистичный земной человек.
Примагниченный ко всему земному, этот человек (эта душа) поис-
тине является противником (или “сатаной”) другой сущности
(другой души) – человека богоподобного, небесного.
О том, что Христос в данном выражении говорит именно о двух
душах человека, еще более подчеркнуто у Иоанна в главе 12:
“ Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в
мире сем сохранит ее в жизнь вечную”.
Обратим внимание на выделенные мною слова. Я это сделала
для того, чтобы мы не отнесли слово “ненавидящий” к словам “в
мире сем”, как это автоматически все-таки делают некоторые.
Один молодой человек утверждал, что здесь просто применена
инверсия слов, и не будет ничего страшного, если мы указанные
слова переставим. При перестановке, которую он предложил, из-
речение “ненавидящий душу свою в мире сём”, выглядело так:
“ненавидящий в мире сем душу свою...” . Тогда я спросила: “А
почему в “мире сем” надо ненавидеть душу свою? Разве Христос
не говорит обратное: люби ближнего, как самого себя?” Молодой
человек подумал и ответил, что, похоже, и в самом деле в данном
изречении есть указание на... две души человека: и одну надо бе-
речь, а другую следует отвергнуть, как все неприемлемое для духа,
как все ему ненавистное.
83
“кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее...”
Именно так. В рассматриваемой части изречения Христа идет
речь о душе, предназначенной для работы именно в “мире сем”
– о душе “мира сего”. Именно эту душу и не следует “любить”, а
следует “ненавидеть” (другими словами, нельзя подпадать под ее
власть – под власть низшей природы).
Душа, чья родина “мир сей” (Мир Материи), не может сле-
довать за Христом, который не случайно же открытым текстом
сказал, что Он “не от сего мира”. За Христом, в Его Царство
может идти лишь душа человека – высшая, которая так же, как и
Христос, “не от сего мира”, чья родина Огненный Мир Духа.
Но чем питается, чем растет высшая душа? Теми духовными
зернами, которые во время жизни на Земле соберет для нее очеред-
ная личность – душа низшая (работник высшей души). Но эти
драгоценные огненные зерна не есть нечто, отдельное от души мира
сего, наподобие того, как отдельны от сеятеля и жнеца взращен-
ные им на земле обычные зерна.
Духовные зерна, собранные низшей душой для высшей, это
самая замечательная часть ее естества – это ее духовная плоть и
кровь. Эта часть души животной настолько утончена, одухотворе-
на, что она может пересечь границу “сего мира” и свободно
войти в “не сей мир”. Личность в этом случае становится еди-
ной с Индивидуальностью (пусть даже она будет одухотворена
не полностью, а лишь малой частью своей). Такая личность все
же получает право на жизнь вечную в Мире Блаженства. В этом
случае, уподобившись Христу, эта часть земного человека может
сказать: “Я и Отец Мой – одно”.
Размышляя так, мы приходим к выводу, что отнюдь не вся душа
в мире сем должна быть “ненавидима” (не все ее качества и уст-
ремления). Следовательно, должна быть отвергнута не вся часть
себя, а только та, которая не одухотворена (т. е. то, что составляет
элементарий).
Низшая (животная) душа должна как бы умереть в “мире сем”,
– т. е. она должна стать как бы утерянной для сего мира. Все его
прелести, все его ценности такую душу уже перестают интере-
совать, как средства, доставляющие удовлетворение.
Но сама душа жить и действовать вовсе не перестает!
Наоборот, она работает намного активнее. Но совсем в другом
84
“Отвергнись от себя” – краеугольная формула Христа
направлении – не ради себя, не ради своих выгод и удовольствий.
Она делает то, что нужно ее духовному учителю и водителю –
высшей душе. Как только такое сотрудничество достигнуто, эво-
люция человека продвигается очень быстро. Он больше не раз-
дваивается.
Как видим, такая отвергнутая низшая душа вовсе... не от-
вергается в высшем понимании. Она преобразуется, утонча-
ется. Она ведётся высшей душой к бессмертию.
Согласитесь, такая потеря души “в мире сем” – т. е. потеря
животной душой своих животных устремлений – есть на самом
деле ...обретение души, которая “не от сего мира”. Это добытый
личностью в трудном бою в земном царстве ее собственный ключ
от Царства Небесного.1)
Но о том, что же нам делать со своими двумя душами – кото-
рой из них самоотверженно служить, а которую отвергнуть (не-
навидеть) – надо твердо решить, еще при жизни в физическом
теле. Ведь много раз повторено: что не вложено в сознание при
жизни на Земле, того мы нигде не вложим. Если человек решит
жить только устремлениями души мира сего (решит именно ее
сберечь, оберечь), то такой человек, как мы уже знаем, будет мер-
твой единицей – живым мертвецом, “сухой ветвью”, предназна-
ченной для удаления из среды человечества и сжигания в горниле
–
Пространства
из ...Шамбалы. IV том. "Отвергнись от себя"
Свидетельство о публикации №113050907501