Русский север - пожар в Каргополье
Пятого мая 2013 года, в Великий Праздник - ПАСХУ, в самом заповедном месте России, Архангельской области, Каргополе, ПОЛНОСТЬЮ ВЫГОРЕЛ ЛЯДИНСКИЙ ПОГОСТ, 17-18 век.
Сгорел шатровый Храм Покрова Пресвятой Богородицы \1743-1761г\ и Колокольня - выгорело 400 кв. метров.
Осталось одно Пожарище....... В память об этом удивительном ПАМЯТНИКЕ, чтобы помнили и охраняли оставшееся, пишу .... с состраданием .
Лядинский погост (Лядины – место, расчищенное от леса) расположен в 38 км от Каргополя. В XIX веке погост был настоящим «гнездом» селений и объединял семь деревень : «Лядинский погост был расположен на открытой ровной площадке на краю группы деревень, улицы которых вели к погосту».
Лядины – один из самых древних населенных пунктов Каргопольской области - 15 век.
В собрании Государственного Эрмитажа хранятся несколько богослужебных предметов, из Храмов пПогоста: Запрестольный выносной крест датирован концом XV века, икону «Сташный Суд», середина XVI века и образ святого великомученика Георгия.
На Лядинском погосте было два храма: шатровый храм Покрова Пресвятой Богородицы и двенадцатиглавая церковь во имя Богоявления Господня /1793 год/, шатровая колокольня/1820/
Погост представляет собой редкий пример тройного ансамбля, распространенного на Русском Севере. Сейчас их осталось совсем немного, пример - Храмовый ансамбль в КИЖАХ..
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была удивительно гармоничным сооруженим.
Б Ы Л А..... Её и Колокольни уже нет!
Она была видна за несколько километров. Величественный восьмигранный шатёр как бы парил
в Пространстве Бытия!
С востока был "прирублен" алтарь, перекрытый нарядной «бочкой» . С западной стороны к четверику примыкала трапезная и паперть. Очень красиво было решено декоративное покрытие: Главки на шатре и алтаре покрыты лемехом, удачно дополненным изящным «воротничком» («епанчей») . Фигурный "гонт" покрывает поверхность алтарной «бочки» , а грани шатра украшены рядами теса с фигурным краем. Такое богатство приемов – само по себе явление уникальное в деревянном зодчестве.
В двух этажах церкви размещены два ее престола.
Большой интерес представлял собой почти полностью сохранившееся внутреннее убранство. В трапезной перекрытия между этажами поддерживали два резных столба. Они выполнены в виде тройной «дыньки» с двумя перехватами тройным «жгутом». К столпам примыкали массивные скамьи. Такие же скамьи, но с более нарядной резьбой тянутся вдоль стен трапезной.
Верхний – Покровский храм – украшен еще более нарядно. В нем частично сохранился старинный иконостас. Два нижних ряда иконостаса украшены пышной ажурной резьбой, сложными резными навершиями с изображениями херувимов.
Особое великолепие придает убранству двенадцатигранное «небо» конца XVIII века, притягивающее взгляд почти первоначальной яркостью красок.
«Небо» - это вид внутреннего потолочного перекрытия шатровых деревянных церквей и часовен Русского Севера.
Оно выполняется в виде усеченной пирамиды с гранями от восьми до восемнадцати, которые сходятся к центральному кольцу. Широкое распространение «небеса» получили в XVIII-XIX веках.
Роспись «неба» Покровской церкви это «Небесное воинство». В центральном медальоне - Бог-Отец держит на коленях своего Сына – Иисуса Христа. На груди медальон с Духом Святым в виде голубя, изображения шестикрылых серафимов. В нижнем ряду в рост представлены фигуры семи Архангелов, стоящих на облаках: Архангел Михаил показан с мечом, Архангел Гавриил с зерцалом, Архангел Рафаил с отроком. В остальных четырех гранях евангелисты: Иоанн – с орлом, евангелист Лука – с тельцом, евангелист Марк – со львом и евангелист Матфей с ангелом. В Центральной восточной грани - «Распятие с предстоящими»: изображены Пресвятая Богородица с Марией Магдалиной и Иоанн Богослов с Лонгиным Сотником. На четырех угловых сегментах были фигуры трубящих ангелов. Дополняли убранство небольшие иконы в медальонах и квадратных обрамлениях над входами в храм и его окнами.
Весь облик Покровской церкви : это был единый гармоничный ансамбль, рассчитанный на восприятие его со всех сторон и взаимосвязанным с летним храмом Богоявления Господня (1793 год) и его шатровой колокольней (1820 год)
Желание показать осложнено пока.
http://sobory.ru/pic/06000/06028_20130316_004950t.jpg
http://sobory.ru/pic/06000/06028_20130316_004950t.jpg
http://www.radonez.ru/upload/turs/f10/.jpg
Свидетельство о публикации №113050805516