Реферат по культурологии - 1999 год

Уважаемые читатели! Чем-то этот реферат (кажется, он был больше) мне дорог, решил сохранить его в Сети. Спасибо.

Министерство экономики Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Институт профессиональной переподготовки специалистов
Кафедра экономической социологии


Реферат
ХХ век: феномен массовой культуры. Впечатления советского человека.


Дисциплина Культурология
Преподаватель Сидорина Татьяна Юрьевна
Специализация Финансовый менеджмент
Поток 5
Студент Будницкий Александр Исаакович

Москва 1999



Содержание
Введение
1. Феномен массовой культуры
1.1 Культура речи
1.2 Литература
1.3 Киноискусство
1.4 Музыка, танцы, песни и пляски, архитектура, символы
1.5 Информатизация общества
1.6 Безмозглая интеллигенция
1.7 Культура дискуссии
1.8 Культура преподавания
1.9 Васька слушает
1.10 Страх
1.11 Культура и экономика
2. Инфициирование
Заключение
Литература




Spero meliora - ­надеюсь на лучшее

 
Введение

     Мысли могут мешать. Одно дело: обсудил - забыл. Другое - когда не с кем их обсуждать. В этом случае возможны два варианта: первый, в традициях российской культуры, высказаться после стакана водки, оппонент, вполне сможет тебя выслушать, особенно если он тоже принял как следует! Второй вариант - написать и послать куда-либо ... Обсуждения, скорее всего, не последует, зато мысли не обратятся в пепел - пепел мыслей хуже радиоактивного, он не рождает даже мутантов.

     Поэтому данная работа представляет из себя гибрид желания, привитого к учебно-методическому древу. Надеемся, плоды его не будут ядовиты.

***

     Мысли бывают разные. Постараемся, чтобы прочтение сего опуса не вызвало следующих резюме:
воистину, сон разума рождает чудовищ!
ну и винегрет же у него в голове, вот уж действительно, сильные мысли - не для слабого рассудка!
лучше бы он был неграмотным! или списал откуда-нибудь ...
ну ни одной же собственной мысли!

 
Начнем с набора тезисов. Позже они будут притянуты, если выдержат "уши", к теме реферата.

     1. Вопрос о существовании Бога - вопрос личной веры, наука здесь бессильна.
Автор считает себя материал истом и атеистом. Но подкову, подобно Нильсу Бору, может над дверью и прибить.

     2. Цель человека - жить вечно. Человек = ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

     3. Биосфера породила ЧЕЛОВЕКА, человек должен настолько оторваться от нее, чтобы слиться с ней.

     Слияние с биосферой и захоронение - не одно и то же.

     4. В общем и целом, в главном и основном люди похожи - все люди братья.

     5. Характеры у людей разные. Главные черты характеров формирует общество, прежде всего - семья. Общество может "слепить" практически что угодно.

     6. Люди бывают сильные (духом) и слабые.

     7. Люди, разные, могут жить рядом без войн "на уничтожение" – межличностных (и межобщинных). Со временем люди так и станут жить.

     8. Тезис 7 носит вероятностный характер. Люди могут жить и без уважения друг к другу, но это - дорога к гибели (по мнению автора).

     Пути к гибели нас не интересуют. Мы лишь помним об их существовании.

     9. Культура, ее накопление и переход количества в качество ­дорога к вечности (но не на кладбище!). Очень важно увеличивать непрерывно количество носителей культуры.

     Культуру (образование, этикет, навыки использования бытовых и общественных приспособлений, гигиену, гигиену умственной деятельности и Т.П.) в массы - будем жить!

     10. Под культурой будем понимать способ жизни - в каждом его проявлении.
     Например, привычка бюрократии пополнять личный бюджет взятками - это элемент культуры. И управленческой, и обывательской. Управленец на протяжении веков берет, обыватель на протяжении веков помнит:
     - Не подмажешь - не поедешь.

     11. "Массовая культура (фИЛОС.,социол.), обобщенная характеристика господствующего в современном буржуазном обществе типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные черты - примитивизм изображения, сведение социальных конфликтов к столкновению "хороших" и "плохих" людей, развлекательность, сентиментальность, натуралистическое смакование насилия, секса, разжигание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и Т.П., имеют целью подчинение сознания масс буржуазным ценностям и образу жизни,"- определение из "социалистического" словаря [1].

     12. Расширим приведенное выше определение:

Массовая культура – культура подавления, культура осуществления господствующей идеологии в индустриальном обществе, продукт, производимый для потребления "низами" общества.
Массовая культура, обобщенная характеристика господствующего в индустриальном (и постиндустриальном) обществе типа культуры, превращенной в технологически-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные черты - примитивизм изображения, сведение социальных конфликтов к столкновению "хороших" и "плохих" людей, культ лидерства, развлекательность, сентиментальность, натуралистическое смакование насилия, секса, оживление-разжигание предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и т.п. Имеет целью подчинение сознания масс воле господствующей элиты.
Массовая культура - продукт забвения тезиса о том, что рабовладелец не может быть свободным.

     13. Новелла дня: если раньше ошибки и преступления господствующего класса приводили к его физическому уничтожению, к обновлению элиты, теперь элиты могут "обновлять" подвластные народы, вплоть до их полного истребления - знание и технология позволяют!

     Тринадцатой новелла получилась случайно, суеверия - вздор! хотя...

     14. Производство и торговля - элементы, инструменты, самопознания общества - наравне с наукой и искусством.

     15. Хороша та культура, которая способствует укреплению жизни: в одни исторические периоды - простому росту населения ­носителей культуры, в другие - росту материального богатства при малом увеличении числа носителей культуры, но всегда - росту потребности в самостоятельном мышлении, в интересе ко всеобщему и в попытке заглянуть за горизонт вчерашней повседневности. Культура непременно должна повышать возможности выживания ее носителей, иначе - мы имеем дело с антикультурой.
Знание - сила, культура - гуманная сила.

     16. Важнейшая характеристика культуры - уважение к жизни, к свободе.

     17. Земля одна. Нет земли русской, чеченской, немецкой.
Если представитель национальности У взял в руки оружие, утверждая, что не может жить на одной земле с представителем национальности Z, и так же действует представитель национальности Z, решение вопроса одно: братская могила на общей земле.

     18. Гора родила мышь. В борьбе с товарищем Карлом Марксом "буржуазная" экономическая наука перекричала "коммунистов":
     - Потребности безграничны, ресурсы - редки и ограничены! и именно они, а не общественно необходимое для производства время определяют наши перспективы ...
     Стоит договориться о масштабе:
     Микро – Годы, десятилетия, столетия. Ограничены и ресурсы, и потребности!!! Потребности - короткие: сегодня носят мини-юбки!
     Макро – Этапы НТР. Ограничены и ресурсы, и потребности, ВРЕМЯ и культура- главные ограничения! Потребности короткие - мы можем изготовить миллиард транзисторных радиоприемников, но , возможно, скоро появится что-нибудь новенькое ...
     Мега – Культурные эпохи. Человек способен решить любую задачу:
экосистему починить, зажечь дополнительное светило, слетать в соседнюю галактику - хватило бы времени на осуществление проекта! Время - единственный ограниченный ресурс. Потребность - одна: жить по-человечески. Она, впрочем, существует на протяжении всей истории человечества, но лишь постепенно оформляется в осознанную необходимость.

     Так надоели эти потребности! Они безграничны, а рекламные агенты гоняются за нами и формируют их, и формируют:
     - Купите "Сникерсы"! Купите "Тампаксы" - у вас же безграничные потребности!!! купите, пожалуйста! Мы точно знаем, что без них вам не жить достойно, не быть здоровыми и жизнерадостными! купите-е-е!

     19. Наука не бывает ни буржуазной, ни социалистической. Наука­либо не наука.
Очень глупо выглядели наши, когда кричали о буржуазности. Любая наука, по отношению к философии (мировоззрению) - это просто инструмент, а инструмент не может быть ни буржуазным, ни социалистическим - только пригодным или непригодным. Наверно также выглядели и ненаши.

     20. Великих идей много. Великих идеологий гораздо меньше.
     Отметим иудаизм, христианство, ислам и коммунизм.

     Нужно было быть идиотами, чтобы отказываться от идеологии.

     Почему нельзя было в дополнение к КПСС и на ее базе сформировать компартию для строительства монархии, компартию для строительства капитализма? Идеология все это позволяет – диалектика. По-видимому, не только Бухарин не был у нас вполне диалектиком. Зато теперь будем искать национальную идею!

     21. Культура позволяет "сжать" время – уменьшить потребность в этом ресурсе.

     22. По воспоминаниям Г.В. Плеханова пришелец из деревни не считался рабочим, не имея стажа работы на заводе лет эдак 10.

     2З. Мы сейчас повторяем опыт сталинских "шарашек", Только одно отличие: власть публично поощряет и пропагандирует воровство и вымогательство,

     24. Выморочная политика - сознательная политика - сначала нужно было дождаться ухода "красных директоров", сейчас нужно воспитать поколение 'винтиков' - технических специалистов, чей кругозор будет ограничен сферой непосредственного применения их интеллекта и ценностями массовой культуры.
     Ошибочная политика.

     25. Как следует понимать лозунги Великой Французской революции:
Свобода – это осознанная необходимость – Ф. Энгельс
Равенство – это взаимное уважение
Братство – это отсутствие принципиальных различий

     26. Необходимо трансформировать сложившуюся у нас культуру жертвенности, она досталась нам от православия, а возможно и от более ранних мировоззрений. Каждый имеет право жертвовать собой, но никто не имеет права принуждать к самопожертвованию в обычной жизни.

     Демонстративное нищенство наших власть предержащих: «Сколько вы получаете, Юрий Михайлович?»
Пауза. Молчание становится неудобным, Лужков произносит с нажимом: «Миллион».
Стыдно. ...и глупо.

     27.Настойчивое ожидание подвижничества – одна из форм принуждения ... И неразвитости.

     28. Потребность в развитии - одна из важнейших для человека. Как жаль, что ее все время придавливают. Может быть из-за этого в мире столько религиозных сект?

     29. Отличие собственного мировоззрения человека от научного или формально исповедуемого состоит в существовании неявных внутренних установок личности:

     Человек – это грязь. Человек слаб. У каждого человека есть дефект. Любого можно сломать. Любого можно купить.

     У любого человека есть «дефект массы», то есть человек немножко больше чем он есть.

     Удивительно, что внутренние установки не определяют принадлежность человека к той или иной идеологии.
 
     30. При социализме было трудно купить приличную обувь – жала. Нужно было искать румынскую или финскую. Капитализм нес надежду ... Обманули. Нужно его уничтожить и ходить босиком.


1. Феномен массовой культуры

      Массовая культура - это простейшая форма удовлетворения некоторых природных потребностей человека, например, потребности в общении, потребности в информации. Простейшая, поскольку она обращена к "исходному" человеку, доверчивому, она базируется на искушении во всех его вариантах. А. Эйнштейн шутил: господь изощрен, но не злонамерен. Массовая культура – поскольку желание продать себя становится маниакальным – враждебна человеку и, часто, злонамеренна, но всегда примитивна: ложь, страх, секс ... секс, ложь, страх ... ЛОЖЬ.

     Как замечательно вскрыл ложь нашей пропаганды Грэм Грин, когда просто и доходчиво объяснил в "Монсеньоре Кихоте" марксово "религия – это опиум для народа"! Опиум применяли в медицинской практике для облегчения страданий богатых. Бедным он был не по карману. Речь, оказывается, совсем не о наркотиках ... Теперь религию заменила массовая культура.

     Это лирическое отступление, а теперь "начнем урок с ходьбы"!


1.1 Культура речи

     Не соревнуясь с г. М.Задорновым, отметим лишь следующее:
     К середине 90-х годов "Правда" стала совсем скучной газетой, испортился и её язык: стало плохо с грамматикой, логикой, стилем, утомила апокалиптичность.
 
     Поиски приличной газеты положительного результата не дали: "МК" демонстративно опустился до уровня дворовых хулиганов. Не далеко ушли и "Известия", "Независимая", "Российская газета".

     Пресса оказалась не единственной жертвой перестройки и "демократии". Телевидение заменило дикторов комментаторами. Это было разумное решение в рамках психологической войны против собственного народа. Диктор - это официальная точка зрения, а живой комментатор, с его шепелявой импровизацией - это сама правда жизни!
 
     Как убедительно звучало: « Нам такая гласность не нужна, нам нужна свобода слова!»
И совершенно неважно, что гласность – это обязанность некоторой открытости, а свобода слова – это право стать по собственной инициативе общественным источником значимой, по вашему мнению (то есть практически любой), информации. Важно заплевать оппонента.
 
     А что произошло с "не" и "ни"! Почти никто уже не знает, где что должно стоять – речь не об оговорках и фрейдистских толкованиях оных, но о полнейшей сумятице в головах соотечественников.

     Отдельная песня - это телереклама. Хочут оне свою образованность показать и говорят, например, "ПИ-АШ" (ph) вместо "ПЭ-АШ" или "Мак-З" вместо "Мах-З" (речь, судя по отваливающимся у самолета крыльям, о скорости звука - числе Маха). И получается, что товарищ Березовский Борис Абрамович, другие, которые знают, что орт - это вектор единичной длины, лелеют и приумножают кичливое хамство, образованщину, по выражению товарища А.И.Солженицына.
 
     Конечно, появляется некоторая надежда, что эра экономико­менеджеральных школ подходит к концу, надежда основывается на изменении задач, стоящих перед правящим классом.

     Сумятица в головах и скверный русский язык были необходимы для осуществления первичного передела собственности: деморализованный народ не способен на противодействие.
Сейчас пора потихоньку поднимать страну. Самое простое и наглядное – заговорить на литературном русском. Кажется, "Коммерсант" начинает?


1.2 Литература

     Жаркая волна поднялась от основания живота и, постепенно усиливаясь, охватила всю её. Она ощутила его в себе. Ее молодое сильное тело напряглось, руки крепче сжали Сэма в объятиях, стройные голени скрестились над ним и, когда его огонь наконец извергся, она вся содрогнулась и ... (это не цитата)
 
     Не читал. Но осуждаю.
 
     "Эротическая литература", ужастики-детективы, комиксы насытили рынок. Кто затрудняется найти удовольствие или стресс в жизни, тот вполне может найти их за 15-20 рублей на любом книжном лотке. Ни переломов, ни нежелательных беременностей, ни других напастей. Дешево и сердито. Натуралистично. И алфавит не забудешь.
Подобная литература, по-видимому, была в большом количестве всегда. Лишь в период строительства социализма ее заменили материалы съездов и конференций. Но, похоже, сегодня она поднялась на новый уровень благодаря технологии книгоиздания и персональным компьютерам новых классиков.
 
     Естественно, осуждаемы не люди, читающие, пишущие и издающие массовый хлам. Осуждаемы условия жизни, которые гипертрофируют до безобразия некоторые вполне нормальные человеческие качества и задавливают другие, столь же нормальные, но не ставшие еще источником обогащения для находчивых и понимающих психологию.

     Опасность лишь в том, что "другие" качества никогда не разовьются: оторвите человеку ноги – он обязательно будет покупать костыли и протезы.


1.3 Киноискусство

     Красота - понятие женское. Что может быть красивее молодого, здорового, сильного женского тела?!

     Мужчина может быть совершенным. Совершенство - это венец развития, смерть, в известном смысле.

     Женщина - это очаровательное несовершенство, это перспектива, это жизнь.

     Эмбрион мужчины проходит, если верить учебникам, стадию женщины как промежуточную. Женщина – это "полуфабрикат", мужчина ­ это "конечный продукт".
 
     Сперматозоид вызревает дольше яйцеклетки. Он меньше и, по-видимому, совершеннее по конструкции. Он действует в "коллективе": один оплодотворяет, другие - способствуют проникновению сквозь мембрану, воюют, если нужно, с чужими сперматозоидами.

     Мужчины логичнее, они четче воспринимают действительность, поступают "разумнее". Женщины не ограничены логикой, воспринимают мир целиком – чувственно, и, по-видимому, очень ярко ощущают "силовые линии" жизни.

     Словом, мужчин тянет к женщинам, женщин - к мужчинам. И это хорошо, и это очень сильно и ярко. Это любовь. Это Жизнь. И на этом можно делать деньги. Большие деньги.
Нужно только ПОМНИТЬ, что вы работаете для людей, а люди имеют зоны чувствительности, и революционер Зигмунд Фрейд сказал, что на либидо можно ставить - беспроигрышный вариант!
 
Вот выросла дикая орхидея.

Американка из глубинки. Отличница из строгой семьи. Девственница. Приехала в большой город Нью-Йорк на работу в большую контору.
Растеряна. Получает начальницу - бывшую хорошую девочку, прошедшую огонь большого бизнеса и суровую школу жизни. Вместе с начальницей, которая готова обучить несмышленыша всем премудростям женской доли, она летит из мрачного делового центра на праздник жизни в Рио-де-Жанейро!

Но она, бедняжка, и к празднику не готова. Она пуглива как дикая лань. Обходит стройку, натыкается то ли на лилового негра, снимающего со стройной мулатки манто и трусики, то ли на зверски темпераментную мулатку, снимающую подштаники с негра, словом, на очень жизнеутверждающий процесс. Она, добропорядочная девушка, не может уйти, оторваться, не смотреть ... танец завораживает, манит, увлекает! А они так хороши! так темпераментны! так естественны - просто представители животного царства в человеческом образе ... ах, эти природные инстинкты. Но то, что притягивает ребенка, то и отталкивает. Девица пугается чего-то внутри себя и, не досмотрев до конца, убегает.
Но солнце ... Но опытная начальница ... но школа уже открыта ...

... И ... знакомство с миллионэром-романтиком, который не хочет, чтобы его любили за деньги - лишь за красоту души! Душевный миллионэр готов не только встретить чистую любовь, но даже воспитать её ... Чем он и занялся со всей тщательностью квалифицированного инвестора.
Участие в небольшой оргии. Только наблюдение. Поездка на танцы, доказавшая, что белые человеки делают "динь-динь" не менее увлекательно, чем темнокожие - всё это повысило культурный уровень цветка, но не подняло волну её желаний до нужной отметки - она все еще дичилась мужчин. Нужен был еще один решительный урок.

Атос говорил д'Артаньяну, что искать любимую женщину в постели другой женщины менее продуктивно, но более приятно. Наш же романтик действует "от противного": ради чистоты воспитательного процесса он уговорил свою будущую супругу отдаться ее будущему контрагенту ­ противнику на переговорах, ради которых и прибыли две очаровательные американки в Бразилию. Аргумент учителя был совершенно неотразим: "Он так хочет, что готов платить!" Вот уж, действительно ... куда там Ромео и Джульетте!
Потом возник скандал.

Потом - урок группового секса, прерванный романтиком на самом интересном месте. Где-то еще был многомиллионный подарок - деньги для романтика не главное.
... И они уехали на велосипеде к счастью, которое сочетало в себе все просмотренные ранее позы и некоторые новые ... ИЛИ сначала были позы, и лишь потом - велосипед?
Скелеты. Почти без мяса. И так во всех фильмах, будь то сериалы о Си-Си, Никите, будь то отдельные фильмы ...

А с другой стороны, ну не "Добровольцев" же народу показывать! От народа требуется быть экономическим агентом, субъектом бизнеса, а вовсе не какие-то там сверхусилия, стремление к самосовершенствованию и прочая чушь!


1.4 Музыка, танцы, песни и пляски, архитектура, символы

     Советский рок - самый осмысленный рок в мире. В смысле, самый содержательный.
Похоже, так оно и остается до сих пор. Более конкретно утверждать сложно, поскольку всякие фаины-девочки-мои забивают – фон слишком силен.

     Москва становится чертовски красивой. Но странные памятники, но сносим Кремль - строим магазин ...

     Замечательна символика нашей жизни:
Флаг: на крови стоим, душою - в небеса воспаряем, голова пустая.
Почти гимн: Москва - гремят колокола! Попировали, голова гудит.
Архитектура: много домов серии "ма-аленькая голова плюс большо-ое тело".


1.5 Информатизация общества

     Наркотизация и информатизация - ближайшие родственницы. Персональный компьютер создает громадные удобства, открывает море возможностей, в том числе - возможностей для общения. Но, что более важно, он позволяет прятаться от жизни - уводит в виртуальную "реальность".
 
     Метро. Вагон. Вечер. На полупустой скамье молодая женщина. В руках электронная игрушка. Быстрый успех, промах, снова успех, попала! еще раз попала! лицо то бледнеет, то краснеет, нога закинута на ногу, бедра сжимаются-расслабляются в такт событиям на дисплее...

     Перестройка. Главк продал 40 тонн никеля. Взяли компьютеры.

     Лаборатория отраслевого нии получила пару. Выделили отдельную комнату. Наладили. Вечер. В комнате невозможно дышать. Молодой человек курит одну за одной ... Он на "F-18". Он выполняет миссию. Он сбивает "МиГ-25", еще один, еще один, а вот РЛС и зенитно-ракетный комплекс ... Раз или два раза в неделю вызов мастера. Клавиатура не выдерживает бешеного темперамента! Какая уж тут семья, аспирантура...

     А еще можно прятаться, "бежать от свободы", в новости: информационные и информационно-аналитические программы следуют одна за одной - это ведь тоже элемент массовой культуры, поставка новостей.

     Вы предпочитаете получать информацию по радио? Пожалуйста! Газеты? - сколько угодно!

     Дайте нам вашу голову, уважаемый, мы информатизируем ее до предела, и в ХХI век вы войдете с полным отсутствием собственных мыслей – мы промоем вам мозги самым свежим информационно-аналитическим экстрактом!


1.6 Безмозглая интеллигенция

     Мысль - не гвоздь, она подобна бриллианту. Мысль "играет" в зависимости от точки зрения исследователя. Интеллигенция работает не с гвоздями, с мыслями. Поэтому она неустойчива перед лицом искушения "посмотреть на проблему иначе", поэтому она "безмозглая".

     - Ты знаешь, Саша, я тут недавно большую статью киргизского автора прочитал (разговор происходил году в 1989, поэтому точно не помню, киргизского или казахского, где). Он сравнивал свой народ и русский. Он нашел потрясающие различия! Я не могу тебе всего передать, но вот, например, он сравнивал пословицы. У них есть пословица, которая говорит, что не следует показывать гостям грязь, вынутую из-под" ногтей. А у русских говорят: "Хоть горшком назови, только в печь не сажай!"

     - Сволочь он, этот ваш автор. Гад. Расстрелять его надо, негодяя. Все люди - братья! - было дано показательное выступление.

     - Почему ты так говоришь? Как тебе не стыдно?

     - Гад он, и логика у него нарушена: если в огороде бузина, то в Киеве - дядька! А про сор, который из избы выметать надо он не знает? А про бельё с полосканием? На заказ он писал, ваш автор, сознательно вражду сеет.

     - Ты знаешь, я как-то не подумал, - сказал научно-технический интеллигент, привыкший уважать чужую точку зрения и доверять печатному слову.



     - Так жить нельзя! - сказал чудак и приравнял коммунистов к фашистам.
 
     Дурак, вы, ваше благородие. Жить можно всяк. И при любых условиях можно оставаться человеком. Другое дело, что вся-то наша жизнь есть борьба за человеческую жизнь! ... и делить общество на классы нужно обязательно. Классификация - один из важнейших элементов любой науки. И уничтожить классы экспроприаторов и экспроприируемых нужно. Уничтожить обязательно - развитием, батенька, развитием! Это по малограмотности вы о пулемете подумали. Учитесь, учитесь и еще раз учитесь думать самостоятельно. Помните любимую марксову цитату из Данте: "Здесь нужно чтоб душа была тверда, здесь страх не должен подавать совета?" А вы боитесь. Вам даровали свободу, и вы боитесь опоздать отблагодарить за нее ... И получить дополнительные возможности за выражение признательности. Это Толстой Лев Николаевич был зеркалом русской революции – он не заискивал, описывал добросовестно и по максимуму, а вы­то пытаетесь сразу анализировать научно-художественно! Так и будете вы пожизненно метаться от безмерно одобрям-с к бездумно осуждам-с.

     Но пресса - не нии. Дали ей хлесткое сравнение: коммунисты это фашисты - и ура! даешь тираж! лови читателя, лови подписчика! Слова чудака взяты на вооружение и до сих пор с ними гоняются за коммунистами: красно-коричневые! ату их! ату!
 
     А вот кто-то из интеллигентов бросил о Ленине с телеэкрана: «Он никогда не работал!»
Да что там Владимир Ильич Ульянов, жалкий помощник присяжного поверенного! И Маркс-то жил за счет жены и друга – не иначе, голубого голубка.

     И это уже вбито в сознание наших интеллигентов-интеллектуалов, и уже только студентка американка способна сообразить в игре "Что? Где? Когда?", что человек, в чьих работах упомянуты все сколько-нибудь значительные мыслители и политические деятели, известные с древности – это Карл Маркс.
 
     У наших же так и останется, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс - это не муж и жена, а четыре разных человека?
 
     А еще наши будут помнить, что большевики уничтожили лучшую часть народа - интеллигенцию. Хотелось бы услышать из уст авторов "Вех" такую самохарактеристику. Ну да что там! Интеллигенция, помни, что ты – лучшая часть и помни тех, кто это открыл!


     А еще здорово ошибся Мастер. Зависть, а не трусость наихудший из пороков. Для зависти не нужны особые условия. Даже другой человек не обязателен – завидовать можно даже себе. Именно зависть разрушает чужие жизни. Трусость можно простить, зависть – никогда. Довести бы это до сведения нашей интеллигенции.

     На заре перестройки в "Правде" случались интересные статьи. В одной из них, на второй странице газеты, цитировался Энгельс. По памяти: «В обществе, где будут царить уравнительно-распределительные отношения ... господствующим чувством станет зависть...»
Там же была другая замечательная мысль, опять по памяти и довольно далеко от подлинника: «...На волне революционного подъема, подхлестываемые нетерпением масс и собственными пропагандистскими обещаниями, мы будем забегать вперед, совершая ошибку за ошибкой, и тогда о нас скажут не только, что мы преступники и чудовища, но, что гораздо хуже, нас назовут дураками...»

     А еще товарищ Энгельс обещал, что в обществе уравнительного, казарменного, социализма бюрократия станет играть роль буржуазии, и средства производства будут принадлежать ей...

     Это все к вопросу об отсутствии у классиков вероятностного, сценарного, подхода к магистральному пути развития человечества и об уровне понимания нашей интеллигенцией тех самых классиков.
 
     Безмозглость советской интеллигенции обусловлена, помимо прочего, тем, что коммунизм был представлен в СССР в Форме массовой культуры: его проходили в школе, в институте, в аспирантуре ...
 
     Пройдено, преодолено, освоено! Не великая это наука, понакручено просто всякой всячины.

     Но времена изменились. Теперь интеллигенция будет безмозглой просто потому, что она вся, снизу доверху станет "технической" - думающей только "от сих до сих", тем более что страдания народа исчезнут вместе с очередями за продуктами. Да в Москве их и совсем нет, очередей, особенно если в "Седьмой континент" зайти или другой приличный магазин. Сталин говорил, что незаменимых людей нет, что люди – винтики. Но Иосиф Виссарионович был диалектиком, он понимал, что революция дала каждому "винтику" индивидуальную резьбу – поэтому людей расстреливали и сажали.
 
     Теперь люди сами станут "винтиками", причем со стандартной резьбой, ее нарежут продовольствием, удовольствием и страхом. И интеллигенция этого не видит, или не имеет сил сопротивляться? или просто боится быть свободной? Впрочем, убирать нестандартных не перестанут. Будут бить на взлете, пока скорость невелика.


1.7 Культура дискуссии

     Сбросив с корабля современности КПСС, наша интеллигенция сохранила шариковский стиль дебатов.

     Профессор Преображенский, скорее всего, в дискуссии априорно полагал оппонента добросовестным исследователем. Так написаны статьи в сборнике "Вехи". Так писал Бертран Рассел в брошюре (к сожалению, запамятовал название) о Великой Октябрьской революции. Так выступал Вавилов против Лысенко.
 
     Большевики вели себя гораздо грубее, а шариковы перешли на качественно иной уровень: они заранее исходили из недобросовестности оппонента (меньшевик, шпион, троцкист).

     Пресса, радио и телевидение, то есть самые значимые инструменты насаждения массовой культуры, к сожалению, сохранили эту методику. Ребятам наверняка известно, что подать соответствующим образом можно все. Так они себя и ведут.

     Но обиднее всего за коммунистов. Название они не меняли, Сталина нет, а они все еще не научились быть свободными и искать пути для сотрудничества, причем, если они "умнее" власть предержащих – для опережающего сотрудничества! КПРФ же до сих пор переходит от истерики к истерике ... и совсем не учатся, не работают головой.
 
     Да, мы, страна, должны запугивать иностранных инвесторов до тех пор, пока в стране не возникнет сильная, конкурентоспособная, производственная и финансовая буржуазия, способная решать большие задачи внутри страны и на внешней арене, но нельзя же десятилетиями быть дураками! Пусть анпиловцы пугают, бандиты, еще кто-нибудь...


1.8 Культура преподавания

     Хотелось бы на старости лет попижонить, сказать молодым: «Я учился в Высшей школе экономики. Это, доложу я вам, был процесс!»

     Нужно-то немного. Преподаватель не должен подозревать нас в недобросовестности. Мы учимся не из-за того, что некуда девать деньги. Более того, учиться нам интересно. И если у нас не хватает сил, и мы становимся стадом и хамами, нас нужно ставить на место, но никогда не делать намеков на нашу недобросовестность.

     Наши преподаватели должны быть святыми и укротителями в одном лице. И учить нужно не только нас, но и наших преподавателей.

     Мы помним, что в "первом" институте нас "заставляли" учиться, преподаватели горели! Это хорошо. А лозунг о том, что мы должны быть более заинтересованы в образовании, чем наши преподаватели и наша школа – ошибка, способ прикрыть собственную неспособность или недобросовестность. Интеллигент обязан быть выше "стада".

     А еще нужно нас любить. В лекционной аудитории душно. Голова варит с трудом. Но кто додумается делать занятия по 40 минут и выгонятьвсех из аудитории, проветривать класс? Кто сделает так, чтобы "семейная лодка не разбил ась о сбыт"?

     ... Спасибо, буфет для нас организовали. Спасибо за литературу.

     Спасибо за некоторых преподавателей. Только предела совершенству нет, и хотелось бы видеть стремление ... Это вдохновляет!


1.9 Васька слушает

     Речь идет об изменении в поведении бюрократии. Раньше бюрократия общалась с народом.
Когда-то, будучи школьником, автор написал А.А.Громыко письмо. Канцелярия МИДа переслала письмо без комментариев директору школы. Директор на всякий случай собрал парторга, классного руководителя ... и устроил "писателю" показательную "порку" в узком кругу.

     Будучи студентом автор повторил "подвиг", написав М.С.Горбачеву, что он ошибается, если думает, будто дети страны Советов только и делают, что бросают друг в дружку черную икру и печатные пряники. Ответа не последовало.

     С началом перестройки бюрократия освободила себя от обязанности отвечать не только за ошибки и преступления, но даже на письма трудящихся. Коклюшкин не смог бы теперь написать рассказ о переписке жильцов и начальника ЖЭКа - он не ответит. Остальное - по-старому. Неуважение бюрократии к народу приобрело форму массовой культуры игнорирования. Но надежда все-таки не только на повара, а и на народ. Он эту форму принял, он ее и ...
Бюрократию надо любить. Она хорошая.

     Она научилась зарабатывать деньги. Делает платные автостоянки. И она много тратит: строит в Москве большие храмы и дороги. Но в ее взаимодействии с бизнесом "вкралась опечатка".

     Бюрократ дает бизнесмену заказ - возможность заработать. В ответ бизнесмен, как умеет, благодарит бюрократа. Это по Островскому ...

     Но вот новация: бюрократ теперь предоставляет не столько возможность заработать, сколько возможность украсть, а бизнесмен ищет не возможность заработать, а возможность украсть. Вот стоят по Москве железные двери в подъездах. Кодовые замки, доводчики ... Вот проводят косметические ремонты, замены труб отопления ... Вот карточный ремонт асфальта ...

     От бизнесмена совсем уже не требуется заботиться о качестве работы – только о формальном соответствии. Бюрократия бесконтрольна и ненаказуема. Следовательно "контакт" будет постоянным.

     По мере того как демократический контроль снизу будет усиливаться, этот "перекос" исчезнет, бизнесмены поймут, что бюрократов надо беречь и холить, выполняя договорные обязательства по максимуму. Пока же ...

     Еще хотелось бы привить нашей бюрократии культуру комплексного организационно-технического решения мелких-грандиозных задач с помощью вверенной ей научно-технической интеллигенции.

     Будут по Москве вести третье кольцо. Обещают спасти жителей близлежащих домов от смога. Не верится, ведь по Тверской улице без противогаза ходить трудно, а здесь-то с угарным газом бороться никто не думает.

     Или платные автостоянки. Стоит машина зимой, мерзнет. Заводи – грей, увеличивай концентрацию "радости" в атмосфере. А уж о вытяжной трубе для выхлопных газов и говорить не приходится.

     Или сосульки, раскалывающие черепа прохожим. Нельзя технологически решить указанные проблемы?

     Или московские дворники. Они теперь тоже люди и начинают работать вместе со всеми, а не в четыре-пять утра, как при диктатуре без совести. Дворники, правда, не совсем люди - униформу им дали, а вот приличного инструмента и малой механизации так и нет. Может, из-за этого они заставляют прохожих прыгать через лопату и бросают снег в проезжающие авто?

     А еще наша бюрократия привыкла жить в нечистотах. Погуляйте по Жуковке и ее окрестностям. Мусор, мусор. Около станции вонь из незакрытых канализационных колодцев. Нет, в оградке все тихо, чисто, опрятненько. А за забором – грязь, созданная нашим вхождением в "культуру одноразовой упаковки" и массированным строительством коттеджей. Поневоле вспомнишь автора "Курочки рябы"...

     Вопрос "дорогой". Казалось бы, можно создать для какого-нибудь нужного человека доходное место. Но у нас этой "западной" бюрократической культуры создания доходных мест под реально существующие потребности нет, а ведь "там" это элемент массовой культуры. Поэтому мусор все накапливается, поэтому вонь над платформой "Ильинское" стоит не первый год, а место все еще не создано. Или коммунальное хозяйство – не аристократическое дело? Или у больших начальников кругозор забором ограничен? Они, вероятно, из вольеров не выходят, бедняжки, а их начальники АХО решают свои задачи. Интересно, как было до 1917 года и при "учителе"?


1.10 Страх

     Речь идет о внутреннем цензоре, который во времена "товарища" Сталина насаждался прямо и нагло, а в наши цивилизованные времена вживляется в подкорку вроде электрода, хирургически аккуратно.

     Мы наследники первого социалиста Чезаре Беккариа. Отменим для преступников смертную казнь. Смертная казнь не исправляет нравы, не уменьшает количества преступлений. Но вот понимал ли итальянец, что всегда существует отличная от нуля вероятность, что один и тот же, оставленный в живых, действительный преступник может повторять убийства, изнасилования и тому подобные деяния вновь и вновь?

     Ерунда.

     Пусть смертная казнь останется только в инструментарии специальных служб (т.е. власти) и преступников. Хорош дуэт?!

     Мы вспомним лозунг "Даешь всеобщее вооружение народа!" только для того, чтобы задвинуть его подальше, замазать каким-нибудь Законом об оружии ... и вооружить бандитов и террористов. В конце концов, вооруженный народ – для власти – опаснее оргпреступности.

     Мы помним о боях за Сталинград и о штурме Берлина. Знаем, что танки в город просто так не вводят, что формируют специальные штурмовые группы и захватывают дом за домом ... А нам рассказывают, что пьяный грачевский штаб в новогоднюю ночь направил танковые колонны в Грозный... И мы помним, что штаб не был расстрелян, если факт имел место, и не был посажен, если трезвость была нормой жизни.

     Бойтесь, ребята, ислама, бойтесь попасть под команду наших генералов, бойтесь дедовщины, медицины и всего-всего...

     Будьте послушными, бюргеры, оставайтесь в стойле, не ходите на волю, мы вас накормим, почистим, подоим и забьем – культура массового страха.


1.11 Культура и экономика

     Экономика, рынок, материальное производство и производство услуг, является наименее осязаемой и наиболее часто упоминаемой частью материальной культуры эпохи промышленных и научно-технических революций. Духовная культура этой эпохи наложила существенный отпечаток на развитие экономики – составляющей производственных отношений.

     Прежде всего, следует отметить влияние науки и образования.

     Просвещение шло вслед за ростом производительности труда и подхлестывало еще больший рост, затем - рост свободы и новый всплеск тяги к знаниям. Духовная культура оказалась своеобразным капиталом – самовозрастающей стоимостью. Потребность в информации, в общении, в образовании стали стимулами к развитию инфраструктуры экономики и средств массовой коммуникации.

     Поголовная грамотность, транспорт, полиграфия, радио, телефон, кино, телевидение, кибернетика, индустрия моды, индустрия образования, военная наука – все это плоды цивилизации, создавшие поэлементно массовую культуру и нашедшие в ней мощный стимул развития.

     Массовая культура – простейший способ удовлетворения потребностей, потому что в ее основе лежит возможность произвести больше, чем можно потребить и возможность заставить потребить больше, чем это нужно тебе лично, решить фроммовскую дилемму "иметь или быть?" в пользу "иметь". Не нужно вытягивать себя за волосы из привычного, из лени, нужно потреблять и быть стандартным!

     Когда-то нам показывали по телевизору загаженный мертвый Рейн. Экономика зашла в тупик: трупам товары не нужны. Теперь в Рейне есть рыба. Говорят, он более-менее чистый. Так и с душами. Их загадят по мере возможности, а потом начнут заниматься экологией человека. Можно надеяться, что не так уж все фатально. Главное - участвовать в процессе, не отдавать его уж совсем в руки элитки.

     Вот как это описывает [2] С.Смирнов, президент Торгово-промышленной палаты РФ: "Происходит ускоренное осознание предпринимателями своей новой социальной роли – как организаторов и исполнителей миссии по возрождению реального сектора экономики России".

     Экономика в ХХ веке стала замечательной формой массовой культуры. Ее можно назвать теперь игровой экономикой, экономикой надежды. Почему игровая экономика? Потому что теперь крах предприятия, если речь не идет о преступлении, не означает личного краха. Уже сформулировано: кто не пережил хоть раз банкротства, тот не настоящий бизнесмен. Уровень жизни таков, что человек со здоровой не надломленной психикой не умрет голодной смертью, разве что умрет от инфаркта или инсульта.

     Массовость же экономики обеспечивается вовлечением в нее непрофессиональных игроков, «любителей». Ярчайший пример – мелкие инвесторы, которых обязательно завлекут, соблазнят и, возможно, жестоко обманут.

     Не менее яркий пример – военно-маркетинговая политика. Доллар держится не только на мощи экономики, не только на военном потенциале, но в значительной мере на периодически демонстрируемом военно­-научном превосходстве американского оружия. «Политика есть концентрированное выражение экономики». «Война есть продолжение политики другими средствами». Короткая победоносная война на чужой территории есть лучшая маркетинговая стратегия для своей экономики.




2. Инфициирование («Бред»)

     С приходом к власти Ю.В.Андропова в нашей стране основной стала культура неявного управления. Речь не о масонстве – о том, что правящая группировка перестала явно формулировать свои краткосрочные цели.

     Неявное управление требует своеобразных инструментов. Говорят, в США инакомыслящего могут без лишнего шума лишить жизни, работы, свободы, опорочить, сделать еще какую-нибудь гадость. Но там стабильное общество – пока стабильна экономика – и в узде нужно держать совсем небольшую часть населения.

     СССР в 1985 году начал глобальную перестройку, она требует более широкого набора методов, нежели в «цивилизованных» обществах.
 
     Сначала необходима была прививка против страха. Ее осуществили с помощью гласности. Помимо гласности использовали и другие специальные методы, в частности, метод досрочного прерывания беременности:

     Предположим в Республике есть группа националистов, ее активизируют, гипертрофируют народную потребность в самоопределении, затем показывают полное бессилие власти – устраивают штурм общественной уборной, которой решил воспользоваться кто-либо из "патриотов".

     Но, в отличие от старых "добрых" времен, "черные маруси" в четыре утра по городу не ездят, эшелоны на восток не идут, власть божится, что она ни сном ни духом ... ищет виновного, двинувшего танки на туалет, все дружно поносят КПСС. В итоге возникает гордый народ, отстоявший в кровопролитной борьбе независимость.

     Естественно, передел собственности в многонациональной стране страшнее атомной войны. Поэтому республики подготовили к отделению и отделили. Решили море задач. Теперь за тяготы реформ в национальных образованиях отвечает национальная бюрократия. Запад больше не боится СССР (чтобы уж совсем не боялись, об СССР говорят только с добавлением слова "бывший"). "Запад" теперь боится "беспорядка", то есть он дезориентирован – нет целого врага, так, "облако в штанах". Созданы замечательные каналы для получения валюты: Эстония как крупнейший экспортер цветных металлов ...
 
     Но от политики автопассионарности и политических абортов наши власти мгновенно перешли к политике разрушения ориентиров.

     Можно ли забыть кампанию по подготовке общественного мнения к созданию института проституции? Газеты, радио, телевидение: "Древнейшая из профессий!" Впечатление такое, будто ребята вымещали свои собственные скрытые комплексы на народе. Но не только это. Рядом – воспевание отечественной преступности! Рэкетиры – это просто более эффективная налоговая полиция! Они - санитары нашей экономики. Они загоняют людей в рамки цивилизованного хозяйствования. А методические указания по взращиванию наемных убийц! А это замечательное определение целого народа: "Совки!"

     Это интеллигенция, лучшая часть народа, совесть нации ... К сожалению, приходится констатировать, что отечественная элита оказалась "девочкой по вызову", ибо слишком значительная ее часть не уважает ни себя, ни свой народ и не обладает способностью критической самооценки, зато чрезмерно склонна переоценивать свои достижения.
 
     Таким образом постепенно сформировалась своеобразная культура жизни без морали и нравственности. Она не стала главенствующей только потому, что противоречит естественным, природным основам человеческой личности, тем качествам, которые можно обнаружить и у животных.

     В массовом сознании власть наша глупа, бездарна, воровата ... Это ошибочное представление.




Заключение
 
     Надеемся, из текста не следует, что массовую культуру следует уничтожить, запретить, прекратить. Нет, ее нужно развивать "с обоих концов": и со стороны производителей, повышая их духовный уровень, и со стороны потребителей, занимаясь их средним образованием так, чтобы они становились не только цивилизованными людьми, но и людьми культурными, чьи запросы не ограничиваются "стойлом" и условиями содержания. Явление должно отмереть благодаря развитию.
 
     И еще хотелось бы, чтобы вслед за индустриальным и информационным обществами мы создали человеческое общество.

     Духовная культура, жажда свободы, способность к самостоятельному творческому мышлению – основа иммунитета общества против рабства в любой форме, в том числе и против массовой культуры. Наш иммунитет еще достаточно силен, но его ресурсы не безграничны. Будем надеяться, наша аристократия породит лидеров, которые сумеют привить ей уважительное отношение к собственному народу. Культура позволяет. Нужно выработать внутреннюю потребность.



Литература
1. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983 - 1600 стр.
2. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства. Вопросы экономики, 1999, NQ 2
3. Маркс К. Капитал. Т.1. - М.: ГИПЛ, 1952 - 798 стр.


Рецензии