Реквием. Музыка печали
её творили композиторы веками,
но люди часто забывали про неё.
Несправедливо наше бытие.
Да, радость бытия прекрасна
и для души,порой, грустить опасно.
О ней мы забываем пока счастье рядом.
Но, знаем и оно проходит,
- простите,но добавлю яду...
и подступает пустота и немота.
Её в моменты скорби, смерти вспоминаем,
как откровение нам эта музыка дана
воспоминанием потери и утраты, но и
на ложе смерти она рядом, и там
нам о любви поёт она.
Спасибо надо музыке сказать.
Она нас заставляет ЖИТЬ, ЛЮБИТЬ,БОРОТЬСЯ!
Божественный катарсис испытать,
не забывать, что сердце бьётся.
И ПОМНИТЬ надо нам, что чашу эту
- всем испить придётся
Как много скорби в музыке скопилось.
Я слышу, как с небес душа явилась
гармонией предстала предо мной
и пролилась печальною слезой.
В ней было всё:
грусть светлая и жалость от потерь,
до ран сердец незаживающих теперь
и тяжких дум о смерти, и о тлене,
о музыке и торжестве творца,
и о божественном предназначении
в котором есть начало-нет конца.
Когда уходит близкая душа,
тоскою струны сердца задевает ,
душа живёт в минор погружена
и болью в музыке печально прорастает.
Струны сердец стенают на прощание
и память всем даёт нам обещание,
что будет вечно помнить эту боль.
Скорбь и потери приготовлены судьбой.
Минутой скорби нам она досталась
для всех- печальной музыкой осталась.
Ах, реквием,-вот музыка небес!
И кто тебя творит изысканно и нежно,
тот с Богом точно говорит
возвышенно и безмятежно.
А музыка та траурною птицей
на сердце хочет угнездиться,
там долго жить, не улетать ,
да, время не вернуть уж вспять.
Ах, время! Говорят, ты лечишь?
Посмотрим, что ты мне ответишь…
***
Вот «Реквием»...- сакральное создание.
Воистину, как грандиозно мироздание...
и музыкой итог подводим мы-
печали и любви полны!
Не торопись, мой друг! Там все мы будем.
Не принято спешить в моменты эти,
цени, пока живёшь на белом свете.
Без суеты послушай и постой,
- для откровения лишь душу ты открой.
Какая музыка! Ты слышишь?
Как прекрасна! И жаждет встречи
с тобой, и всех нас ждёт покой...
Да,слышу музыку - то ля,то си бемоли...
Гений устами Бога говорит.
И свет души в минорной музыке царит.
Он- траурная рама из музЫки
той панорамы жизни, что прошла
и к «свету вечному» героев привела.
И ты пришёл на эту панихиду...
О! Реквием! -духовное творение!
Он вырос в католическом мирУ.
С григорианского хорала начиналось,
с пятнадцатого века всё пошло
и в двадцать первый привело,
не потерялось...да,начиналось всё давно...
Кто из великих «реквием» писал?
Немало, думаю, в истории их было...
Конечно, мы отыщем их начало .
Да, двадцать восемь знаменитых
Точно написало!
Как музыка печали он давно
уж в недрах церкви развивался, жил.
В минуты скорби людям он служил.
Любовь всегда оплакивала смерть...
лишь музыка поможет чувства все сберечь.
Все знаем, что когда любимого теряешь-
всегда слезу из сердца ты роняешь.
***
А у истоков - ЙохАннес ОкегЕм стоял,
он школу нидерландскую возглавил
и полифонию свою прекрасную создал:
с усердием трудился при капелле ,
над мессами...так славу он сыскал,
всё для французских королей играл
и много в этом преуспел и сделал.
Заупокойной мессой он свой труд дополнил
и в католическом соборе всё исполнил.
Особенность в той музыке была:
одновременно-
она отталкивала, и к себе влекла…
Ведь в ней и жизнь, и смерть
звучат попеременно.
Все слито в музыке той воедино...
Ах,как она божественно красива!
А вот творец -« Орфей бельгийский »
ОрлАндо ди ЛассО –
"Божественным Орландо" его звали,
все «князем музыки» считали и
право, было, есть за что!
ДжовАнни ПалестрИна ПьерлуИджи -
мастер хоров и полифонии сложнейшей,
Служил в соборе он святого Петра в Риме
и хоровой капеллой управлял,
всем в удовольствие пел он и играл…
А ЛОтти - известный композитор тоже,
прекрасный реквием писал...О,Боже!
О главном людям в нём он музыкой сказал.
Ещё серьезный музыкант, плюс ещё красавец,
духовной музыки создатель был-
Франческо ДурантЕ, что из НапОля,
там школу создал и её возглавил,в ней учил,
и знаменитым стал заслуженно при этом.
Как жаль,неблагодарный мир его почти забыл!
А далее...ХассЕ на этом поприще трудился.
Гармонией своей он отличился,
прекрасный реквием создал.
Музыкою своей всех услаждал.
Луиджи Керубини,- создал даже два
Сальери, тоже для себя не поленился,
красиво написал, запомним навсегда.
***
Камиль Сен-Санс был сибарит,
со страхом он о смерти говорит:
договориться с Богом в музыке спешит,
дары ему он предлагает... -
о вечной жизни,кто же не мечтает?
Романтики другие – Лист,Брукнер и Гуно,
ФорЕ и Дворжак, Гектор Берлиоз -
картину всю дополнили всерьёз.
Не зря пролились "реки" слёз...
А Бриттен - он «Военный реквием » писал,
Брамс - свой особый создал и издал,
И даже так его назвал…- «Немецкий»!
А «Польский» - создал Пендерецкий.
Джузеппе Верди – оперы маэстро,
он, как всегда, вершинный создал,
там столько хора, музыки роскошной!
Как оперу он реквием писал
и затевал спор вечный с Богом...
за это обвинял его весь свет,
ругал,-что отступал он от канона.
Журил,но роскошь ту не исправлял
и тайно восхищался им,и обожал...
Был реквием и Доницетти для Белинни,
что «Норму» гениально написал.
Ещё был Шнитке и Россини...
Да, много их всех было.
Всех не перечесть!
Кстати ,- Ллойд Уэббер ещё есть...
Но, главное,- что Музыка осталась.
Она была и есть, и будет на века!
Поскольку человечна,
грандиозна,
глубока!
***
А Моцарт? - да,тут тайной всё покрыто.
Он САМЫЙ знаменитый написал!
Шедевр! В нём обо всём сказал.
Тот реквием для графа к годовщине смерти
его жене усопшей он создал...Однако, граф
Франц фон Вальзег - имя своё не назовёт и утаит.
Весь в тёмном человек тот реквием закажет,
таинственно... Кому? И тайно почему? -
он ничего не объяснит, не скажет
и беспокойство тем в жизнь Моцарта внесёт.
От мысли, что себе его он пишет -
его он к смерти ранней приведёт...
О том, что граф так поступил, ходило много разговоров.
Он якобы ещё масоном был, как Моцарт тоже...
и это месть была ему за то,
что ритуалы тайные их в опере раскрыл.
в "Волшебной флейте"- первой опере масонов.
Во все века все говорили много,
а граф ещё хотел и авторство себе присвоить,
...говорят...
Да, гнусная затея - плагиат.
Все знали - Моцарт был великий музыкант!
И музыка его была такой же,он ведь гений!
Всем видно сразу было - кто писал...
Так граф не смог присвоить труд чужой,
но Моцарта уже не стало,
а истина немного запоздала.
Так он в истории оставил след такой,
А реквием -он до сих пор живой -
Духовное окно в прекрасный мир иной
и вечное духовное НАЧАЛО...
О, Моцарт! Восемь тактов Лакримозы
всего ты написал! О! Эти "льющиеся слезы"!
В них Богу так возвышенно ты обо всём сказал!
Затем Зюсмайер потрудился и его закончил,
так получилось, что себе его он создал,
себя тем реквиемом Моцарт отпевал...
Трагично! Как красиво! Грандиозно!
Достойно красоты той вечной розы,
что на соборе, на фасаде вижу
и слышу музыка его звучит в соборе том…
Роза - красивое окно и украшение,
ажурная та дверь на небо заодно.
И Ангелы поют в миноре...
Вот где, пожалуй, утешение дано...
Смерть в музыке оставила той метку,
возьмите её на заметку…
***
«Адажио» я слышу Альбинони.
А может,нет, возможно,не его.
Ведь композитора потерян след.
Война,бомбежка - вот секрет.
Ноты той музыки прекрасной,
нашли в развалинах библиотеки,
там,в Дрездене, их в луже подобрали,
Кто написал – тогда не знали,
И отнесли к твореньям Альбинони…
Адажио - божественно звучит...
душа здесь с Богом точно говорит
и компромисс ей предлагает,
о вечной жизни рассуждает.
Я вижу снег идёт, метель метёт сильнее…
и саван снежный всё становится белее…
как будто белью вышивает белым цветом
по полю белому метель танцует это...
Свой танец… и метёт...Он медленный,
пленительный и нежный, как сон...
обворожительный и снежный,незабываемый!
Да,вечный сон грядет и безмятежный.
Мой,друг! Задумайся о вечном сне...
Грустно звучит «Элегия» Массне.
Еще "марш похоронный" у Шопена есть,
его – то знают все!Такая смерти честь!
И хоронили все его под этот марш ,
впервые там он прозвучал в тот час.
Так Фредерик хотел,он дал такой наказ.
***
Хочу ещё о «Вокализе » я сказать:
Рахманинов- философ в музыке и жизни-
Открытия особого тут нет!
Все знают,что он в музыке - поэт!
Как только «Вокализ» его услышу –
слеза стекает по щеке...
я друга своего как- будто вижу
и вспоминаю Николая...в шарфе
с рисунком черно- белым
клавишей его любимого рояля...
Теперь он там, в хоромах Рая,
играет вечно на струне,
надеюсь, помнит обо мне...
Как он играл в последний раз!
Концерт последний...полный зал...
Там «Вокализ» он исполнял.
С такой душой,так тонко и трагично,
что музыкой становится душа...
она скорбит и плачет,просит жизни,
но вычерпана чаша до конца.
И ощущение давЯщее венца...
какое-то предчувствие тревоги...
О! Боги! Что же происходит?
Вдруг поняла, что он уже уходит,
прощается,а значит, сам
все чувствует и понимает,знает...
Что всё...
и бездну музыкой своей прекрасной
перед собою открывает.
Как горло больно черным бархатом сжимает.
Играет это он в последний раз.
И как играет!!! - просто сердце замирает!
Я понимаю, так Бессмертие наступает.
Так Николай Петров –
Великий пианист играл тогда .
А вскоре, да, его не стало...
осиротел его рояль одетый в траур
и в мире пауза настала...
***
В тот скорбный час там музыка звучала
в его же исполнении - «Вокализ»...
А на концерте он сыграл на бис…
Он в моём сердце музыкой живёт,
пока живу - он для меня, как Бог!
Ну,что, ты время,излечило?
Нет, ничего я не забыла.
Как жаль, что жизнь
нельзя прожить на бис.
и смерти тоже не бывает.
На бис никто не умирает.
Ведь жизнь не театр,-
вот там возможно всё.
Да, нам чуть-чуть не повезло,
ведь мы живём, а не играем,
когда уходим - всё теряем...
Лишь, за такими остаётся след-
как Николай Петров – вот глыба!
Великий музыкант и человек!
За творчество ему– ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!
30.4.2013
Свидетельство о публикации №113050106421
Ольга Борисовна 7 26.02.2019 13:08 Заявить о нарушении
Ольга Сергеева -Саркисова 26.02.2019 22:53 Заявить о нарушении