Философемы Глашатай

27.04.2013

Философемы “Глашатай” 09.08.2010 – 08.07.2011
23. 1. У большинства нынешних граждан Украины нет будущего, потому, что оно, как высшая ценность жизни порождается отнюдь не календарной матрицей, а сильным и светлым убеждением, скорее всего даже уверенностью в возможностях Разума построить общество социальной гармонии, утвердить добро, истину и красоту – как первостепенные условия счастья.  Будущее – это перспектива, это – движение  влюблённых в мечту путников. Это прорыв Разума к звёздным системам бытия, над которым никогда не будут  властвовать пороки и прежде всего  скудоумие примитивного собственничества.
Освободившись от удушающих стереотипов  стяжательства, зависти, панического эгоизма и  -  парализующего недомыслия в отношении химерной силы  богатства-без-надобности – ненужного  обилия жилья, пищи, одежды и обуви, человек сможет превратиться в универсальную индивидуальность. От нее будет исходить благодарная сила деяний во имя всех.
23.2.  Применяя иногда религиозные оболочки для толкования проблем антропосоциогенеза, мысль испытывает большие затруднения. Нет вразумительного ответа на вопросы:  нужны ли космосу Адам и Ева для формирования высшего типа жизни на планете; правильно ли толкуется идея Творца Сущего, если в культурное поле жизни апологеты наивного  пантеизма вводят таинственный образ Бога и если божественное созидание мыслится как перманентный во времени процесс?  Зачем просить Бога о помощи - ведь Бог помогает и изливает свое всемогущество на мир не по просьбе живущих,  а в силу божественного волеизъявления. Оно - вездесуще и неисчерпаемо, на что обратил внимание ещё Фома Аквинский. Житель XIII века предложил пять оригинальных доказательств существования Бога, руководствуясь теми же богоцентричными моделями объяснения феноменов движения вещей, их многообразие, совершенства и т.д. Что же касается просьбы о помощи человеку свыше, то она лишь указывает на всемогущество божественных начал, а не порождает их.
23.3. Построив новое общество, советские люди смогли успешно применить интеллектуальный продукт всех прежних тысячелетий. Временные поражения советской системы жизни, социализма – как формационной неизбежности – открытой славянами и другими народами мира - не могут радикально изменить ход мировых событий.
Феодализм и капитализм оказались возвратимыми на территорию Советской страны только в результате катастрофических изменений общественного сознания, индивидуальных представлений многих жителей сел и городов СССР.
Следует признать, что в войне идей, экономик, творческих стратегий, бытовых стереотипов – нет одного фаворита. Речь идет о войне между Западом и Востоком, временным победителем в которой, оказался Запад. Однако реставрация капитализма в СССР, а  в некоторых случаях и феодализма уже после двух десятилетий удаления от Октября и возвращения в не давнее эксплуататорское прошлое - привела к ужасным потерям.
Бедность и безработица не заставили себя долго ждать, а, правда о процветающих капиталистических системах США и Европы – просто американские и европейские будни с их трудностями. К тому же многие теперь заинтересованы глубже  узнать  цивилизацию запада с присущими только ей проблемами организации труда, распределения общественного продукта и т.д. Те, кто постоянно обращаются  к газетным и журнальным публикациям и кого интересуют телепередачи на тему цивилизационного сотрудничества, могут и не знать важнейших деталей, поскольку сами уже оказались в лагере “побеждённых”.  Что же касается “победителей” то их курс остался  неизменным. За пределами США и Европы должны быть установлены и постоянно укрепляться технологии «золотого миллиарда», согласно которым, люди из состава других миллиардов – «деревянных», «матерчатых» и т.п. непременно бедствующих и голодающих включены в пространство «другой жизни». Они уже не могут отойти от навязанных  им западными идеологами – триады успеха: это – частная собственность, приватизация и рыночная экономика. Ряд известных ученых,  как на  западе так и на востоке высказали не утешительные для запада перспективы существования «цивилизации доллара». Они говорят об «угасании белой расы» и «одряхлении капитализма» о дрейфе Северных и Южных Америк и обмелении портов, о космических катаклизмах, в результате которых над американскими территориями свирепствует торнадо. Да, мир меняется, и глаза людей всё чаще отрываются от кошельков и обращаются к звёздам. Per aspera ad astrum  (через тернии – к звёздам).  Да наш мир живёт разными, в том числе,  и возвышающими человека интересами. Поэтому, мы до сих пор любим, творим,  усердствуем в осуществлении несбыточной мечты,  и бесстрашно бросаемся в объятия невозможного.
23.4. Что же им открылось  в событийных потоках конца II-го и начала III-го тысячелетий н.э.? Прежде всего то, что феномен могучей необходимости, согласуя свои действия с которым, разум стал успешным и суверенным – этот феномен уступил место Великой Периодичности, т.е. смене старого новым. О себе заявила, побеждая скепсис, сомнения, слабовольную подозрительность,  трусость, склонность к унизительным компромиссам – Безунывная  Неизбежность.
Во все времена человек получал мало от реальности, казалось бы, открытой всем его инициативам.  Не потому ли, голод и болезни уносили из жизни громадное количество наделённых разумом существ, подчеркнём,  -  по причине странного неумения последних применять свой разум. И в этой связи парадигма «гостя на земле» должна была уступить место «парадигме хозяина», то есть человечеством формируется новая идеология жизни, согласно которой (вспомним ещё раз Б.Спинозу) «дитя природы» успешно развивалось и, не разрывая своих отношений с «природой творящей», училось всё более полно использовать потенциалы «природы творимой». Вступая в диалог с «человеком прошлого», услышим его и поймём, прибывая на позициях современника космических полётов и компьютерных технологий. Мы не такие как он? Мы всё понимаем в действиях своего предшественника? Едва ли. А с учётом огромного числа нежелательных последствий научно-технического прогресса, - и вовсе готовы согласиться с критикой геркулеса наивности или, гипотетического оптимиста - того первого гения,  сумевшего выпустить джина из бутылки.  Да, он рвался к установлению «власти машин».
23.5. Но что же ему оставалось делать? Это знает он сам, будучи историком своей жизни, создателем и собирателем знаний, наблюдательным умельцем, которому всё хочется сделать хорошо.  Так на планете  появился мастер,  и в одном с ним ряду,  по истечение определенного времени появляются учитель,  целитель,  земледелец,  строитель,  рыбак,  охотник, добродетельный мудрец,  путешественник,  воин, политик, поэт, художник. 
23.6.  В этой когорте первоначальных искусников – ими же самими и представлена совершенно-исключительная логика Неизбежности. Те люди шли к прогрессу  или просто к изменениям разумности?  Унаследовав земные и космические потенциалы необходимости, опять же таки – земледелец и ремесленник, путешественник и лекарь уже видели в своей эпохе – новые черты, а их собственный опыт мог во всё больших объемах генерировать идеи подвижнического труда. Созерцатель и прагматик всё больше понимали  происходящее как дело рук своих. Такое дело и воспринималось как благо безынтересного ко всему развития.
24.  Дальше всё было так, как в самом начале сосуществования замечательных субстанций жизни – вещества, энергии, информации. Большой разум вытеснил в людях малый разум, большая  многодневность  – малую многодневность.  И случилось вот что: по космопланетарным законам возрастал Homo Sapiens от - своей биозначительности до всеземного сверхкачества,  будущее человека открывало в нём человека будущего.
Прошлые века бывают плохими или хорошими, но всегда изумительны ближайшие годы и десятилетия. Надежда часто ожидает идущего к ней, но к чему мы возвращаемся? У сокровенных мыслей маршрут один – вне времени и пространства. Вот почему героям не нужны географические карты, дорожные знаки, благоприятные климатические условия, неиссякаемый запас провианта и другие ценности или хорошие вещи. На удобных кораблях плывут не Колумбы, а любители интересных путешествий, охотники за достопримечательностями. Их интерес не сжигает, а согревает душу. Кто же они  – видящие сказку в реальности и реальность в сказке - знатоки и кудесники, по нынешней терминологии «профессионалы» и «специалисты». Классификацию сведущих лиц в регламенте открытого им  XIX столетия предложил Александр Пушкин: «О сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг,
И случай, Бог-изобретатель….»
Версия «просвещённого человека» имеет столько же столетий, сколько их насчитывается в истории общественного развития, всецело наполненных его  делами. И в первобытные времена от такого разумника часто зависело – быть или не быть его племени. Вновь-таки Пушкинская лира выделяет в потоке событий элемент  или императив спасительной осведомлённости человека, пусть и не понятной, но всегда притягательной силы мыслителя. Что ещё можно сказать о светлой героике умудрённых?  Говоря о волхвах, Пушкин прав и прозорлив: «Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык,
Он с волей небесною дружен».
Далёкие от нас жители земли наблюдали звёзды, открывали для себя земные пространства, осваивали и создавали удобные и малоудобные ниши своего присутствия  Здесь.  «Волхвы» – всего лишь имя неизвестных нам гениев проницательности, на которых находило откровение или что-то другое, нужное в буднях собирателя даров, леса и луга, гор и степей, рек и озёр. Жизнь утверждала и защищала себя так – уже в первобытном человеке. Такие люди и создали нас.
25. Свой лик и свои свойства они с неимоверной смелостью присваивали богам, божествам, кумирам, таинственным небожителям и многим странным существам из своего земного окружения. Бездны, горы, моря и океаны, звёзды и вулканы,  благостные и опасные места своего временного приюта – всё это пришло в сферу интересов и переживаний, потребностей и надежд, симпатий  и любви, стоического терпения и по-детски бесхитростной притязательности - желание сотворить ещё один мир – абсолютно человеческий. И необходимость помогла нашему предку в этом, а неизбежность принудила законы и случаи  беспрекословно содействовать  прекрасно бестолковому Демиургу.
26. Перечисленные тут моменты биосоциогенеза и образовали круг победившего смерть существа. Так летит стрела времени. Так повествует о себе природная Разумность.
Уважительно относясь к её немотивированно целесообразным метаморфозам, к ее многовекторному движению по маршрутам никогда не существовавшей судьбы, мы и предложили читателям и коллегам внести в лексикон этой книги понятие – образ «стрела философии». Она летит над планетой, над эпохами, над событиями, над бурлящим пространством Ойкумены. И потому возможен анализ трёх времён и, в частности, психосферы – огромной планеты интеллектуализма – со всеми его деяниями – без начала и без конца.
 Именно так могли думать о мыслящей энергии, о философии, увлеченные её проблемами Фалес Милетский, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Эпикур, Тертуллиан, Марк Аврелий, Сенека и другие.  Их блистательные имена,  их лучезарно неустрашимая мысль,  их учителя и ученики,  их революционная смиренность перед Высшим и незаменимо обычным,  их мастерство быть всегда нужным для летящей мысли,  при этом никого  не затеняя своей славой и оставаясь героями ума – возвращают нас к проблеме школы.
Правы те, кто говорит, что понедельник начинается в субботу, что нас учат будни,  никогда и никому не отдавая пальму первенства в деле просвещения поколений. Мыслить и существовать  одно и то же, - считал Декарт. Буквально: cogito ergo sum -   «Я мыслю, следовательно,  существую».
Нас, живущих на земле, учит мыслить школа, представляя собой открытие всех прежних тысячелетий. Они включают в себя прагматику и схоластику (scholia,  лат.,  -  школа).  И как же мы замечательно едины в своих представлениях о начальном этапе изучения и понимания мира. Римский историк утверждал: «Не для жизни, а для школы учимся». (Сенека-младший 1 век н.э.) Он же уточняет свой взгляд на стратегию и процессы интеллектуализации европейцев с помощью знаний: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным». Ещё раз обратимся к истокам понимания реальности. Не прав ли был Альбер Камю, утверждая: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Где же тогда существует его  школа?  Вне мира?
 И на все сто процентов прав Лоренс Питер, канадский педагог и литератор. Он смело разрушает претензию экзистенциализма на истину: «Кто не знает, куда идёт, вероятно, придёт не туда». 
Аксиома 1.  Мы учимся всю жизнь, - как до школы, так и после неё. И все мы школьники,  никогда не расстающиеся  с первыми учителями в нашем земном движении к знаниям неизвестного, то есть к самим себе. В этом школьном курсе не бывает каникул.
Их замечательные школы, их светоносные заповеди  – и названных выше мыслителей и неупомянутых в силу механической целесообразности, которой подчиняется автор ради движения мысли с  ближайшей точки зрения на  порядок вещей – вот что и хотелось нам уточнить в диалоге с великодушным читателем.
Благородная неизбежность ещё раз напомнила: «правило – любимец свободы».

04.07.2011
24. Патриотизм и украинская ситуация:  второе тысячелетие и второе десятилетие  –  парадоксальны?   Украинскому гражданину не на что ориентироваться,  потому что лучшее позади.
В XX веке Украина была одним из лидеров мирового сообщества, теперь наша страна – экономический аутсайдер с колоссальным внешним долгом. Советская Украина своими абсолютными  высшими  достижениями  потрясла просто мир. Кибернетика –  первая  электронно-вычислительная  машина:  память об этом событии имеет свой мемориальный вариант. В коротком сообщении на не большой доске речь идёт о том, что эпоха искусственного интеллекта – началась.
 Гений Виктора Михайловича Глушкова – убедителен в своих ошеломляющих научных достижениях. Он и его коллеги учили думать машины.  Deus  ex  machine  (бог из машины)  перестал быть только атрибутом истории театрального искусства. В прошлые века ошеломлённый зритель мог наблюдать явления высшей силы: на сцену из каких-то высей опускался таинственный и неповторимый Вершитель судеб человеческих. Украинские же кибернетики изменили ход исторических событий, поскольку началась “технизация” мыслей. Ведь techne, лат., - означает  “мастерство”,  а советские научно-технические революции в послевоенные годы позволили создателям цивилизации мечты, вопреки всяким идеологическим курьезам подчинить интересам человека труда огромные энергии природы и общества. Машина пришла к человеку после того, как он пришел к ней небоясь ни какой железной диктатуры и “механического” своеволия.
Феноменальными были достижения советских кардиологов и авиастроителей, создателей искусственных алмазов и новых сортов зерновых культур: еще раз себя спросим, что же такое – отказ от лучшего? Почему он парадоксален и наказуем? Мировой парадигмальный запрет не однажды был сформулирован и запечатлён в пословицах и поговорках. Говорят: лучшее – враг хорошего; от добра, добра не ищут и т.д. Такова логика истории, экономических отношений, движения ценностных приоритетов.
Философемы “Глашатай” 09.08.2010 – 08.07.2011
23. 1. У большинства нынешних граждан Украины нет будущего, потому, что оно, как высшая ценность жизни порождается отнюдь не календарной матрицей, а сильным и светлым убеждением, скорее всего даже уверенностью в возможностях Разума построить общество социальной гармонии, утвердить добро, истину и красоту – как первостепенные условия счастья.  Будущее – это перспектива, это – движение  влюблённых в мечту путников. Это прорыв Разума к звёздным системам бытия, над которым никогда не будут  властвовать пороки и прежде всего  скудоумие примитивного собственничества.
Освободившись от удушающих стереотипов  стяжательства, зависти, панического эгоизма и  -  парализующего недомыслия в отношении химерной силы  богатства-без-надобности – ненужного  обилия жилья, пищи, одежды и обуви, человек сможет превратиться в универсальную индивидуальность. От нее будет исходить благодарная сила деяний во имя всех.
23.2.  Применяя иногда религиозные оболочки для толкования проблем антропосоциогенеза, мысль испытывает большие затруднения. Нет вразумительного ответа на вопросы:  нужны ли космосу Адам и Ева для формирования высшего типа жизни на планете; правильно ли толкуется идея Творца Сущего, если в культурное поле жизни апологеты наивного  пантеизма вводят таинственный образ Бога и если божественное созидание мыслится как перманентный во времени процесс?  Зачем просить Бога о помощи - ведь Бог помогает и изливает свое всемогущество на мир не по просьбе живущих,  а в силу божественного волеизъявления. Оно - вездесуще и неисчерпаемо, на что обратил внимание ещё Фома Аквинский. Житель XIII века предложил пять оригинальных доказательств существования Бога, руководствуясь теми же богоцентричными моделями объяснения феноменов движения вещей, их многообразие, совершенства и т.д. Что же касается просьбы о помощи человеку свыше, то она лишь указывает на всемогущество божественных начал, а не порождает их.
23.3. Построив новое общество, советские люди смогли успешно применить интеллектуальный продукт всех прежних тысячелетий. Временные поражения советской системы жизни, социализма – как формационной неизбежности – открытой славянами и другими народами мира - не могут радикально изменить ход мировых событий.
Феодализм и капитализм оказались возвратимыми на территорию Советской страны только в результате катастрофических изменений общественного сознания, индивидуальных представлений многих жителей сел и городов СССР.
Следует признать, что в войне идей, экономик, творческих стратегий, бытовых стереотипов – нет одного фаворита. Речь идет о войне между Западом и Востоком, временным победителем в которой, оказался Запад. Однако реставрация капитализма в СССР, а  в некоторых случаях и феодализма уже после двух десятилетий удаления от Октября и возвращения в не давнее эксплуататорское прошлое - привела к ужасным потерям.
Бедность и безработица не заставили себя долго ждать, а, правда о процветающих капиталистических системах США и Европы – просто американские и европейские будни с их трудностями. К тому же многие теперь заинтересованы глубже  узнать  цивилизацию запада с присущими только ей проблемами организации труда, распределения общественного продукта и т.д. Те, кто постоянно обращаются  к газетным и журнальным публикациям и кого интересуют телепередачи на тему цивилизационного сотрудничества, могут и не знать важнейших деталей, поскольку сами уже оказались в лагере “побеждённых”.  Что же касается “победителей” то их курс остался  неизменным. За пределами США и Европы должны быть установлены и постоянно укрепляться технологии «золотого миллиарда», согласно которым, люди из состава других миллиардов – «деревянных», «матерчатых» и т.п. непременно бедствующих и голодающих включены в пространство «другой жизни». Они уже не могут отойти от навязанных  им западными идеологами – триады успеха: это – частная собственность, приватизация и рыночная экономика. Ряд известных ученых,  как на  западе так и на востоке высказали не утешительные для запада перспективы существования «цивилизации доллара». Они говорят об «угасании белой расы» и «одряхлении капитализма» о дрейфе Северных и Южных Америк и обмелении портов, о космических катаклизмах, в результате которых над американскими территориями свирепствует торнадо. Да, мир меняется, и глаза людей всё чаще отрываются от кошельков и обращаются к звёздам. Per aspera ad astrum  (через тернии – к звёздам).  Да наш мир живёт разными, в том числе,  и возвышающими человека интересами. Поэтому, мы до сих пор любим, творим,  усердствуем в осуществлении несбыточной мечты,  и бесстрашно бросаемся в объятия невозможного.
23.4. Что же им открылось  в событийных потоках конца II-го и начала III-го тысячелетий н.э.? Прежде всего то, что феномен могучей необходимости, согласуя свои действия с которым, разум стал успешным и суверенным – этот феномен уступил место Великой Периодичности, т.е. смене старого новым. О себе заявила, побеждая скепсис, сомнения, слабовольную подозрительность,  трусость, склонность к унизительным компромиссам – Безунывная  Неизбежность.
Во все времена человек получал мало от реальности, казалось бы, открытой всем его инициативам.  Не потому ли, голод и болезни уносили из жизни громадное количество наделённых разумом существ, подчеркнём,  -  по причине странного неумения последних применять свой разум. И в этой связи парадигма «гостя на земле» должна была уступить место «парадигме хозяина», то есть человечеством формируется новая идеология жизни, согласно которой (вспомним ещё раз Б.Спинозу) «дитя природы» успешно развивалось и, не разрывая своих отношений с «природой творящей», училось всё более полно использовать потенциалы «природы творимой». Вступая в диалог с «человеком прошлого», услышим его и поймём, прибывая на позициях современника космических полётов и компьютерных технологий. Мы не такие как он? Мы всё понимаем в действиях своего предшественника? Едва ли. А с учётом огромного числа нежелательных последствий научно-технического прогресса, - и вовсе готовы согласиться с критикой геркулеса наивности или, гипотетического оптимиста - того первого гения,  сумевшего выпустить джина из бутылки.  Да, он рвался к установлению «власти машин».
23.5. Но что же ему оставалось делать? Это знает он сам, будучи историком своей жизни, создателем и собирателем знаний, наблюдательным умельцем, которому всё хочется сделать хорошо.  Так на планете  появился мастер,  и в одном с ним ряду,  по истечение определенного времени появляются учитель,  целитель,  земледелец,  строитель,  рыбак,  охотник, добродетельный мудрец,  путешественник,  воин, политик, поэт, художник. 
23.6.  В этой когорте первоначальных искусников – ими же самими и представлена совершенно-исключительная логика Неизбежности. Те люди шли к прогрессу  или просто к изменениям разумности?  Унаследовав земные и космические потенциалы необходимости, опять же таки – земледелец и ремесленник, путешественник и лекарь уже видели в своей эпохе – новые черты, а их собственный опыт мог во всё больших объемах генерировать идеи подвижнического труда. Созерцатель и прагматик всё больше понимали  происходящее как дело рук своих. Такое дело и воспринималось как благо безынтересного ко всему развития.
24.  Дальше всё было так, как в самом начале сосуществования замечательных субстанций жизни – вещества, энергии, информации. Большой разум вытеснил в людях малый разум, большая  многодневность  – малую многодневность.  И случилось вот что: по космопланетарным законам возрастал Homo Sapiens от - своей биозначительности до всеземного сверхкачества,  будущее человека открывало в нём человека будущего.
Прошлые века бывают плохими или хорошими, но всегда изумительны ближайшие годы и десятилетия. Надежда часто ожидает идущего к ней, но к чему мы возвращаемся? У сокровенных мыслей маршрут один – вне времени и пространства. Вот почему героям не нужны географические карты, дорожные знаки, благоприятные климатические условия, неиссякаемый запас провианта и другие ценности или хорошие вещи. На удобных кораблях плывут не Колумбы, а любители интересных путешествий, охотники за достопримечательностями. Их интерес не сжигает, а согревает душу. Кто же они  – видящие сказку в реальности и реальность в сказке - знатоки и кудесники, по нынешней терминологии «профессионалы» и «специалисты». Классификацию сведущих лиц в регламенте открытого им  XIX столетия предложил Александр Пушкин: «О сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг,
И случай, Бог-изобретатель….»
Версия «просвещённого человека» имеет столько же столетий, сколько их насчитывается в истории общественного развития, всецело наполненных его  делами. И в первобытные времена от такого разумника часто зависело – быть или не быть его племени. Вновь-таки Пушкинская лира выделяет в потоке событий элемент  или императив спасительной осведомлённости человека, пусть и не понятной, но всегда притягательной силы мыслителя. Что ещё можно сказать о светлой героике умудрённых?  Говоря о волхвах, Пушкин прав и прозорлив: «Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык,
Он с волей небесною дружен».
Далёкие от нас жители земли наблюдали звёзды, открывали для себя земные пространства, осваивали и создавали удобные и малоудобные ниши своего присутствия  Здесь.  «Волхвы» – всего лишь имя неизвестных нам гениев проницательности, на которых находило откровение или что-то другое, нужное в буднях собирателя даров, леса и луга, гор и степей, рек и озёр. Жизнь утверждала и защищала себя так – уже в первобытном человеке. Такие люди и создали нас.
25. Свой лик и свои свойства они с неимоверной смелостью присваивали богам, божествам, кумирам, таинственным небожителям и многим странным существам из своего земного окружения. Бездны, горы, моря и океаны, звёзды и вулканы,  благостные и опасные места своего временного приюта – всё это пришло в сферу интересов и переживаний, потребностей и надежд, симпатий  и любви, стоического терпения и по-детски бесхитростной притязательности - желание сотворить ещё один мир – абсолютно человеческий. И необходимость помогла нашему предку в этом, а неизбежность принудила законы и случаи  беспрекословно содействовать  прекрасно бестолковому Демиургу.
26. Перечисленные тут моменты биосоциогенеза и образовали круг победившего смерть существа. Так летит стрела времени. Так повествует о себе природная Разумность.
Уважительно относясь к её немотивированно целесообразным метаморфозам, к ее многовекторному движению по маршрутам никогда не существовавшей судьбы, мы и предложили читателям и коллегам внести в лексикон этой книги понятие – образ «стрела философии». Она летит над планетой, над эпохами, над событиями, над бурлящим пространством Ойкумены. И потому возможен анализ трёх времён и, в частности, психосферы – огромной планеты интеллектуализма – со всеми его деяниями – без начала и без конца.
 Именно так могли думать о мыслящей энергии, о философии, увлеченные её проблемами Фалес Милетский, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Эпикур, Тертуллиан, Марк Аврелий, Сенека и другие.  Их блистательные имена,  их лучезарно неустрашимая мысль,  их учителя и ученики,  их революционная смиренность перед Высшим и незаменимо обычным,  их мастерство быть всегда нужным для летящей мысли,  при этом никого  не затеняя своей славой и оставаясь героями ума – возвращают нас к проблеме школы.
Правы те, кто говорит, что понедельник начинается в субботу, что нас учат будни,  никогда и никому не отдавая пальму первенства в деле просвещения поколений. Мыслить и существовать  одно и то же, - считал Декарт. Буквально: cogito ergo sum -   «Я мыслю, следовательно,  существую».
Нас, живущих на земле, учит мыслить школа, представляя собой открытие всех прежних тысячелетий. Они включают в себя прагматику и схоластику (scholia,  лат.,  -  школа).  И как же мы замечательно едины в своих представлениях о начальном этапе изучения и понимания мира. Римский историк утверждал: «Не для жизни, а для школы учимся». (Сенека-младший 1 век н.э.) Он же уточняет свой взгляд на стратегию и процессы интеллектуализации европейцев с помощью знаний: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным». Ещё раз обратимся к истокам понимания реальности. Не прав ли был Альбер Камю, утверждая: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Где же тогда существует его  школа?  Вне мира?
 И на все сто процентов прав Лоренс Питер, канадский педагог и литератор. Он смело разрушает претензию экзистенциализма на истину: «Кто не знает, куда идёт, вероятно, придёт не туда». 
Аксиома 1.  Мы учимся всю жизнь, - как до школы, так и после неё. И все мы школьники,  никогда не расстающиеся  с первыми учителями в нашем земном движении к знаниям неизвестного, то есть к самим себе. В этом школьном курсе не бывает каникул.
Их замечательные школы, их светоносные заповеди  – и названных выше мыслителей и неупомянутых в силу механической целесообразности, которой подчиняется автор ради движения мысли с  ближайшей точки зрения на  порядок вещей – вот что и хотелось нам уточнить в диалоге с великодушным читателем.
Благородная неизбежность ещё раз напомнила: «правило – любимец свободы».

04.07.2011
24. Патриотизм и украинская ситуация:  второе тысячелетие и второе десятилетие  –  парадоксальны?   Украинскому гражданину не на что ориентироваться,  потому что лучшее позади.
В XX веке Украина была одним из лидеров мирового сообщества, теперь наша страна – экономический аутсайдер с колоссальным внешним долгом. Советская Украина своими абсолютными  высшими  достижениями  потрясла просто мир. Кибернетика –  первая  электронно-вычислительная  машина:  память об этом событии имеет свой мемориальный вариант. В коротком сообщении на не большой доске речь идёт о том, что эпоха искусственного интеллекта – началась.
 Гений Виктора Михайловича Глушкова – убедителен в своих ошеломляющих научных достижениях. Он и его коллеги учили думать машины.  Deus  ex  machine  (бог из машины)  перестал быть только атрибутом истории театрального искусства. В прошлые века ошеломлённый зритель мог наблюдать явления высшей силы: на сцену из каких-то высей опускался таинственный и неповторимый Вершитель судеб человеческих. Украинские же кибернетики изменили ход исторических событий, поскольку началась “технизация” мыслей. Ведь techne, лат., - означает  “мастерство”,  а советские научно-технические революции в послевоенные годы позволили создателям цивилизации мечты, вопреки всяким идеологическим курьезам подчинить интересам человека труда огромные энергии природы и общества. Машина пришла к человеку после того, как он пришел к ней небоясь ни какой железной диктатуры и “механического” своеволия.
Феноменальными были достижения советских кардиологов и авиастроителей, создателей искусственных алмазов и новых сортов зерновых культур: еще раз себя спросим, что же такое – отказ от лучшего? Почему он парадоксален и наказуем? Мировой парадигмальный запрет не однажды был сформулирован и запечатлён в пословицах и поговорках. Говорят: лучшее – враг хорошего; от добра, добра не ищут и т.д. Такова логика истории, экономических отношений, движения ценностных приоритетов.
Философемы “Глашатай” 09.08.2010 – 08.07.2011
23. 1. У большинства нынешних граждан Украины нет будущего, потому, что оно, как высшая ценность жизни порождается отнюдь не календарной матрицей, а сильным и светлым убеждением, скорее всего даже уверенностью в возможностях Разума построить общество социальной гармонии, утвердить добро, истину и красоту – как первостепенные условия счастья.  Будущее – это перспектива, это – движение  влюблённых в мечту путников. Это прорыв Разума к звёздным системам бытия, над которым никогда не будут  властвовать пороки и прежде всего  скудоумие примитивного собственничества.
Освободившись от удушающих стереотипов  стяжательства, зависти, панического эгоизма и  -  парализующего недомыслия в отношении химерной силы  богатства-без-надобности – ненужного  обилия жилья, пищи, одежды и обуви, человек сможет превратиться в универсальную индивидуальность. От нее будет исходить благодарная сила деяний во имя всех.
23.2.  Применяя иногда религиозные оболочки для толкования проблем антропосоциогенеза, мысль испытывает большие затруднения. Нет вразумительного ответа на вопросы:  нужны ли космосу Адам и Ева для формирования высшего типа жизни на планете; правильно ли толкуется идея Творца Сущего, если в культурное поле жизни апологеты наивного  пантеизма вводят таинственный образ Бога и если божественное созидание мыслится как перманентный во времени процесс?  Зачем просить Бога о помощи - ведь Бог помогает и изливает свое всемогущество на мир не по просьбе живущих,  а в силу божественного волеизъявления. Оно - вездесуще и неисчерпаемо, на что обратил внимание ещё Фома Аквинский. Житель XIII века предложил пять оригинальных доказательств существования Бога, руководствуясь теми же богоцентричными моделями объяснения феноменов движения вещей, их многообразие, совершенства и т.д. Что же касается просьбы о помощи человеку свыше, то она лишь указывает на всемогущество божественных начал, а не порождает их.
23.3. Построив новое общество, советские люди смогли успешно применить интеллектуальный продукт всех прежних тысячелетий. Временные поражения советской системы жизни, социализма – как формационной неизбежности – открытой славянами и другими народами мира - не могут радикально изменить ход мировых событий.
Феодализм и капитализм оказались возвратимыми на территорию Советской страны только в результате катастрофических изменений общественного сознания, индивидуальных представлений многих жителей сел и городов СССР.
Следует признать, что в войне идей, экономик, творческих стратегий, бытовых стереотипов – нет одного фаворита. Речь идет о войне между Западом и Востоком, временным победителем в которой, оказался Запад. Однако реставрация капитализма в СССР, а  в некоторых случаях и феодализма уже после двух десятилетий удаления от Октября и возвращения в не давнее эксплуататорское прошлое - привела к ужасным потерям.
Бедность и безработица не заставили себя долго ждать, а, правда о процветающих капиталистических системах США и Европы – просто американские и европейские будни с их трудностями. К тому же многие теперь заинтересованы глубже  узнать  цивилизацию запада с присущими только ей проблемами организации труда, распределения общественного продукта и т.д. Те, кто постоянно обращаются  к газетным и журнальным публикациям и кого интересуют телепередачи на тему цивилизационного сотрудничества, могут и не знать важнейших деталей, поскольку сами уже оказались в лагере “побеждённых”.  Что же касается “победителей” то их курс остался  неизменным. За пределами США и Европы должны быть установлены и постоянно укрепляться технологии «золотого миллиарда», согласно которым, люди из состава других миллиардов – «деревянных», «матерчатых» и т.п. непременно бедствующих и голодающих включены в пространство «другой жизни». Они уже не могут отойти от навязанных  им западными идеологами – триады успеха: это – частная собственность, приватизация и рыночная экономика. Ряд известных ученых,  как на  западе так и на востоке высказали не утешительные для запада перспективы существования «цивилизации доллара». Они говорят об «угасании белой расы» и «одряхлении капитализма» о дрейфе Северных и Южных Америк и обмелении портов, о космических катаклизмах, в результате которых над американскими территориями свирепствует торнадо. Да, мир меняется, и глаза людей всё чаще отрываются от кошельков и обращаются к звёздам. Per aspera ad astrum  (через тернии – к звёздам).  Да наш мир живёт разными, в том числе,  и возвышающими человека интересами. Поэтому, мы до сих пор любим, творим,  усердствуем в осуществлении несбыточной мечты,  и бесстрашно бросаемся в объятия невозможного.
23.4. Что же им открылось  в событийных потоках конца II-го и начала III-го тысячелетий н.э.? Прежде всего то, что феномен могучей необходимости, согласуя свои действия с которым, разум стал успешным и суверенным – этот феномен уступил место Великой Периодичности, т.е. смене старого новым. О себе заявила, побеждая скепсис, сомнения, слабовольную подозрительность,  трусость, склонность к унизительным компромиссам – Безунывная  Неизбежность.
Во все времена человек получал мало от реальности, казалось бы, открытой всем его инициативам.  Не потому ли, голод и болезни уносили из жизни громадное количество наделённых разумом существ, подчеркнём,  -  по причине странного неумения последних применять свой разум. И в этой связи парадигма «гостя на земле» должна была уступить место «парадигме хозяина», то есть человечеством формируется новая идеология жизни, согласно которой (вспомним ещё раз Б.Спинозу) «дитя природы» успешно развивалось и, не разрывая своих отношений с «природой творящей», училось всё более полно использовать потенциалы «природы творимой». Вступая в диалог с «человеком прошлого», услышим его и поймём, прибывая на позициях современника космических полётов и компьютерных технологий. Мы не такие как он? Мы всё понимаем в действиях своего предшественника? Едва ли. А с учётом огромного числа нежелательных последствий научно-технического прогресса, - и вовсе готовы согласиться с критикой геркулеса наивности или, гипотетического оптимиста - того первого гения,  сумевшего выпустить джина из бутылки.  Да, он рвался к установлению «власти машин».
23.5. Но что же ему оставалось делать? Это знает он сам, будучи историком своей жизни, создателем и собирателем знаний, наблюдательным умельцем, которому всё хочется сделать хорошо.  Так на планете  появился мастер,  и в одном с ним ряду,  по истечение определенного времени появляются учитель,  целитель,  земледелец,  строитель,  рыбак,  охотник, добродетельный мудрец,  путешественник,  воин, политик, поэт, художник. 
23.6.  В этой когорте первоначальных искусников – ими же самими и представлена совершенно-исключительная логика Неизбежности. Те люди шли к прогрессу  или просто к изменениям разумности?  Унаследовав земные и космические потенциалы необходимости, опять же таки – земледелец и ремесленник, путешественник и лекарь уже видели в своей эпохе – новые черты, а их собственный опыт мог во всё больших объемах генерировать идеи подвижнического труда. Созерцатель и прагматик всё больше понимали  происходящее как дело рук своих. Такое дело и воспринималось как благо безынтересного ко всему развития.
24.  Дальше всё было так, как в самом начале сосуществования замечательных субстанций жизни – вещества, энергии, информации. Большой разум вытеснил в людях малый разум, большая  многодневность  – малую многодневность.  И случилось вот что: по космопланетарным законам возрастал Homo Sapiens от - своей биозначительности до всеземного сверхкачества,  будущее человека открывало в нём человека будущего.
Прошлые века бывают плохими или хорошими, но всегда изумительны ближайшие годы и десятилетия. Надежда часто ожидает идущего к ней, но к чему мы возвращаемся? У сокровенных мыслей маршрут один – вне времени и пространства. Вот почему героям не нужны географические карты, дорожные знаки, благоприятные климатические условия, неиссякаемый запас провианта и другие ценности или хорошие вещи. На удобных кораблях плывут не Колумбы, а любители интересных путешествий, охотники за достопримечательностями. Их интерес не сжигает, а согревает душу. Кто же они  – видящие сказку в реальности и реальность в сказке - знатоки и кудесники, по нынешней терминологии «профессионалы» и «специалисты». Классификацию сведущих лиц в регламенте открытого им  XIX столетия предложил Александр Пушкин: «О сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг,
И случай, Бог-изобретатель….»
Версия «просвещённого человека» имеет столько же столетий, сколько их насчитывается в истории общественного развития, всецело наполненных его  делами. И в первобытные времена от такого разумника часто зависело – быть или не быть его племени. Вновь-таки Пушкинская лира выделяет в потоке событий элемент  или императив спасительной осведомлённости человека, пусть и не понятной, но всегда притягательной силы мыслителя. Что ещё можно сказать о светлой героике умудрённых?  Говоря о волхвах, Пушкин прав и прозорлив: «Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык,
Он с волей небесною дружен».
Далёкие от нас жители земли наблюдали звёзды, открывали для себя земные пространства, осваивали и создавали удобные и малоудобные ниши своего присутствия  Здесь.  «Волхвы» – всего лишь имя неизвестных нам гениев проницательности, на которых находило откровение или что-то другое, нужное в буднях собирателя даров, леса и луга, гор и степей, рек и озёр. Жизнь утверждала и защищала себя так – уже в первобытном человеке. Такие люди и создали нас.
25. Свой лик и свои свойства они с неимоверной смелостью присваивали богам, божествам, кумирам, таинственным небожителям и многим странным существам из своего земного окружения. Бездны, горы, моря и океаны, звёзды и вулканы,  благостные и опасные места своего временного приюта – всё это пришло в сферу интересов и переживаний, потребностей и надежд, симпатий  и любви, стоического терпения и по-детски бесхитростной притязательности - желание сотворить ещё один мир – абсолютно человеческий. И необходимость помогла нашему предку в этом, а неизбежность принудила законы и случаи  беспрекословно содействовать  прекрасно бестолковому Демиургу.
26. Перечисленные тут моменты биосоциогенеза и образовали круг победившего смерть существа. Так летит стрела времени. Так повествует о себе природная Разумность.
Уважительно относясь к её немотивированно целесообразным метаморфозам, к ее многовекторному движению по маршрутам никогда не существовавшей судьбы, мы и предложили читателям и коллегам внести в лексикон этой книги понятие – образ «стрела философии». Она летит над планетой, над эпохами, над событиями, над бурлящим пространством Ойкумены. И потому возможен анализ трёх времён и, в частности, психосферы – огромной планеты интеллектуализма – со всеми его деяниями – без начала и без конца.
 Именно так могли думать о мыслящей энергии, о философии, увлеченные её проблемами Фалес Милетский, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Эпикур, Тертуллиан, Марк Аврелий, Сенека и другие.  Их блистательные имена,  их лучезарно неустрашимая мысль,  их учителя и ученики,  их революционная смиренность перед Высшим и незаменимо обычным,  их мастерство быть всегда нужным для летящей мысли,  при этом никого  не затеняя своей славой и оставаясь героями ума – возвращают нас к проблеме школы.
Правы те, кто говорит, что понедельник начинается в субботу, что нас учат будни,  никогда и никому не отдавая пальму первенства в деле просвещения поколений. Мыслить и существовать  одно и то же, - считал Декарт. Буквально: cogito ergo sum -   «Я мыслю, следовательно,  существую».
Нас, живущих на земле, учит мыслить школа, представляя собой открытие всех прежних тысячелетий. Они включают в себя прагматику и схоластику (scholia,  лат.,  -  школа).  И как же мы замечательно едины в своих представлениях о начальном этапе изучения и понимания мира. Римский историк утверждал: «Не для жизни, а для школы учимся». (Сенека-младший 1 век н.э.) Он же уточняет свой взгляд на стратегию и процессы интеллектуализации европейцев с помощью знаний: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным». Ещё раз обратимся к истокам понимания реальности. Не прав ли был Альбер Камю, утверждая: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Где же тогда существует его  школа?  Вне мира?
 И на все сто процентов прав Лоренс Питер, канадский педагог и литератор. Он смело разрушает претензию экзистенциализма на истину: «Кто не знает, куда идёт, вероятно, придёт не туда». 
Аксиома 1.  Мы учимся всю жизнь, - как до школы, так и после неё. И все мы школьники,  никогда не расстающиеся  с первыми учителями в нашем земном движении к знаниям неизвестного, то есть к самим себе. В этом школьном курсе не бывает каникул.
Их замечательные школы, их светоносные заповеди  – и названных выше мыслителей и неупомянутых в силу механической целесообразности, которой подчиняется автор ради движения мысли с  ближайшей точки зрения на  порядок вещей – вот что и хотелось нам уточнить в диалоге с великодушным читателем.
Благородная неизбежность ещё раз напомнила: «правило – любимец свободы».

04.07.2011
24. Патриотизм и украинская ситуация:  второе тысячелетие и второе десятилетие  –  парадоксальны?   Украинскому гражданину не на что ориентироваться,  потому что лучшее позади.
В XX веке Украина была одним из лидеров мирового сообщества, теперь наша страна – экономический аутсайдер с колоссальным внешним долгом. Советская Украина своими абсолютными  высшими  достижениями  потрясла просто мир. Кибернетика –  первая  электронно-вычислительная  машина:  память об этом событии имеет свой мемориальный вариант. В коротком сообщении на не большой доске речь идёт о том, что эпоха искусственного интеллекта – началась.
 Гений Виктора Михайловича Глушкова – убедителен в своих ошеломляющих научных достижениях. Он и его коллеги учили думать машины.  Deus  ex  machine  (бог из машины)  перестал быть только атрибутом истории театрального искусства. В прошлые века ошеломлённый зритель мог наблюдать явления высшей силы: на сцену из каких-то высей опускался таинственный и неповторимый Вершитель судеб человеческих. Украинские же кибернетики изменили ход исторических событий, поскольку началась “технизация” мыслей. Ведь techne, лат., - означает  “мастерство”,  а советские научно-технические революции в послевоенные годы позволили создателям цивилизации мечты, вопреки всяким идеологическим курьезам подчинить интересам человека труда огромные энергии природы и общества. Машина пришла к человеку после того, как он пришел к ней небоясь ни какой железной диктатуры и “механического” своеволия.
Феноменальными были достижения советских кардиологов и авиастроителей, создателей искусственных алмазов и новых сортов зерновых культур: еще раз себя спросим, что же такое – отказ от лучшего? Почему он парадоксален и наказуем? Мировой парадигмальный запрет не однажды был сформулирован и запечатлён в пословицах и поговорках. Говорят: лучшее – враг хорошего; от добра, добра не ищут и т.д. Такова логика истории, экономических отношений, движения ценностных приоритетов.


Рецензии