Мы играли на развалинах Суук-су

Мы играли на развалинах Суук-су.
Так говорит Ираида Ивановна Третьякова, для которой послевоенный "Артек "явился продолжением жизненной школы.

Урок первый: Одним маслом мазаны.
Где-то в дебрях Вологодской тайги притаился древний Великий Устюг. Это о нём поют, мол"...есть на севере хороший городок, он в лесах суровых издревле залег. Русская красавица там живёт..."
Наша героиня отнюдь, говоря современным языком, не модель. Но какая женщина, тем более в юности, не очаровательна?! Тем более если она энергична, отзывчива, симпатична.
Активная жизненная позиция этой провинциальной девчонки проявилась довольно рано. Ещё школьницей она стала членом бюро ГК ВЛКСМ. То есть в годы войны отвечала Ира Третьякова за спортивную работу в своём Великом Устюге. Так работала, что на неё обратили внимание в военкомате и зачислили на курсы военруков, после которых она - только что получившая аттестат зрелости - была направлена в школу преподавать военное дело.
"Поначалу я очень робела, - вспоминает Ирина Ивановна, - ведь мне предстояло работать с десятиклассниками." В учительской моё состояние было замечено. И завуч сказала: "Деточка, я буду ходить около твоего класса, если что вмешаюсь..."
Себя я помнила плохо. Войдя в класс, я сказала первое, что пришло: "Давайте сдвинем парты! "Ребята это сделали с большим энтузиазмом. Я села в центре и стала разбирать винтовку. Первыми взяли в руки её детали мальчики. Вскоре у всех руки оказались в ружейном масле. Так все мы оказались одним и тем же мазаны "миром".
А завуч, о которой я напрочь позабыла, дивясь тишине, воцарившейся в классе, заглянув к нам, ушла в учительскую со спокойной душой.

Урок второй: С фанерным чемоданом по Москве.

В том же 45 году меня направили учиться в партшколу на комсомольское отделение. Так я вернулась в Вологду, где родилась и откуда мы уехали с мамой с началом войны. Но и в горком, который так и не отдал меня военкомату, я тоже не вернулась. Меня вызвали в обком ВЛКСМ ,где, как выяснилось, я числилась в "красном" списке лучших вожатых - успела поработать лето в областном пионерском лагере - и сказали: "Мы решили отправить тебя в Артек". Я просто ахнула, ибо знала, что это такое "Артек". А увидеть Крым было моей заветной мечтой.
С деревянным чемоданом, куда поместились все мои пожитки - к тому времени я осталась без родителей - отправилась в столицу нашей Великой Родины.
С этим сиротским скарбом тащилась я с вокзала через всю Москву в ЦК ВЛКСМ. И всю дорогу меня терзала только одна мысль. Как с этим деревянным,перевязанным веревкой ящиком, войду к секретарю ЦК? Но всё снова, как то и положено быть в счастливом сне, разрешилось вполне безболезненно. В ЦК была камера хранения, куда я и сдала свой чемодан.

Урок третий:Форма номер 5.
Это мы - вожатые первого послевоенного эшелона - возвращали "Артек" детям.
К первому заезду наводили порядок в парках, шили наволочки, подушки, красили, белили...
Попала я в девичий лагерь "Лазурный". Это как раз тогда-то я со своим отрядом играла в войну на развалинах Суук-Су. Что могли придумать мы, девчонки, выжившие в войне, ну конечно же "военный госпиталь" Да!Это был, быть может первый прообраз военно-патриотической игры "ЗарницА!", так энергично в будущем культивирующейся.
На следующий сезон меня назначили старшей вожатой в "Кипарисный". Бедность страны ощущалась в Артеке в меньшей степени. И всё-таки она давала себя знать. На зиму нам давали моряцкие бушлаты, которые мы благодарно называли форма номер пять.


Рецензии
это отрывок интервью Валерию Митрохину

Анфиса Третьякова-Федина   12.10.2018 12:49     Заявить о нарушении