Пигмалион и Галатея

Действующие лица:

 Галатея
Пигмалион
Мойра Лахесис
Афродита
Эрот
Сонм богов:
; Зевс
; Аполлон
; Артемида
; Афина
; Никэ
; Гера
Музы = скульпутры
; Калиопа (муза эпической поэзии)
; Эвтерпа (муза лирики)
; Эрато (муза любовных песен.


Использованы стихотворения:
• П. де Ронсара
• Омар Хайям «Рубаи»
• Сонета о любви Уильяма Шекспира.
• Шандора  Петефи
• Сонета Франческо Петрарка


Действие Первое.

Действующие лица: Пигмалион, Мойра Лахесис,  скульптуры.
   
     Над миром  нависает туча роковых предопределений, люди уверены, что фортуна решает в их жизни абсолютно всё.  Ничего нельзя изменить, если Мойры, неумолимые богини судьбы, живущие на светлом Олимпе,  уже вынули жребий, который и определяет судьбу человека.  Нет силы, готовой противостоять року. 
   В этом действии Мойра достаёт  печальный жребий художнику и скульптору с острова Кипра, Пигмалиону, по этому жребию  он должен безответно влюбиться и трагически закончить своё пребывание на этой бренной земле. Мойра – горда, своенравна, безжалостна, уверенная в себе.
    Пигмалион  - это молодой юноша, который для себя решил никогда не влюбляться в женщин. Он уверен, что никто не может сломить его стержень невлюблённости и зачерствелости, он навеки оградил себя  от этого, по его мнению, глупого чувства любви. Пигмалион – ироничен и  немного строптив, не хочет мириться с существующими порядками, немного бунтарь, лицо одухотворённое.

Появляется Мойра, которая медленно ходит, задумчиво смотря на зрителя,  в руках свиток судеб, который она осторожно держит в левой руке.

Мойра Лахесис.

Никому не уйти, никуда не сбежать
От судьбы, предназначенной богом.
Ограниченным смертным приходиться ждать
И смиренно склоняться пред роком.
Человеческий род удручающе слаб:
На крючке, (усмехается) но с иллюзией власти.
И патриций богатый всего-то лишь раб
На уздечке бушующей страсти.

   Пигмалион стоит в стороне, он не видит Мойры, не слышит её. Вокруг художника стоят три скульптуры (их изображают девушки, застывшие в элегантно изысканных позах). Пигмалион ходит вокруг своих творений, нежно глядя на них и трепетно прикасаясь. Говорит с иронией и усмешкой.
Пигмалион.

Люди часто твердят это слово «Люблю».  (ах, иронично вздыхает).
Неосознанно пятясь  и прячась.
Я такое словечко чуть-чуть посолю,
Чтобы впредь неповадно судачить,
Что, мол, эта любовь всё на свете спасёт,
Что любовь -  это первое в жизни.
Это чувство слепое быстро уйдет.
Я любовь признаю лишь к Отчизне.
 
  Мойра.
Пусть безумец страдает, пусть безумец умрёт
От несчастной любви безответной.
Пусть на смертном одре наш страдалец поймёт,
Что лишь Зевс обладает победой.
Что вся жизнь человека – отмеренный сон,
Где любовная мука– исток.
Всё решится сейчас, разыграется кон,
Встрепенётся змеиный комок,
Где таится  печаль, где таится любовь,
Где   гнетущая страсть играет.
Где все дьявола козни пробудятся  вновь.
Кто же, кто же всё испытает?
Как же этот несчастный боли груз понесёт,
Где же избранный смертный? Кто он?
Как же имя того, кто по аду пройдёт?

Мойра достаёт жребий с именем и трагически зачитывает.
 ( Громко провозглашает.)Пигмалион! (Ещё громче). Пигмалион!
 
Пигмалион ни о чём не догадывается, что за него решили его будущее, он рассеянно размышляет о любви.

Пигмалион.
Глупость -  думать, что без женщин нельзя.
Это слабых удел и бездарных,
Это глупых и нищих – (смеётся)убогих стезя,
Быть в уздечке женщин коварных.
Лучше буду один, буду я одинок,
Откажусь я вовеки от брака.
Никогда не хочу увидеть я прок,
Если муж от жены вдруг заплакал.
Так что в здешней любви  красоте
Я давно уж не вижу отрады,
Заблудилась любовь в немой пустоте,
Как  слепое и глупое стадо.

Мойра Лахесис.

Бедный скульптор, художник не знает пока,
Что таит судьбоносное время.

Пигмалион.

На душе у меня вечно грусть и тоска,
Неподъёмно тяжёлое бремя.

Действие второе.

Действующие лица: Пигмалион, Эрот, музы, Галатея.

     Пигмалион начинает лепить скульптуру,  его окружают музы, которые шепчут ему во время работы слова о любви.  Скульптура  девушки получилась  невероятно красивой, Пигмалион с восхищением смотрит на своё творение.
    Эрот  - весёлый, шаловливый коварный мальчуган, быстрый, лёгкий,  пускает  свою стрелу, которая вонзается прямо в сердце Пигмалиона. 

Пигмалион просыпается, сонный, воодушевлённый.
Пигмалион.

Лучистое солнце... прекрасное утро... (потягивается, речь растянутая)
Ох, как птицы чудесно поют. (зевает)
Приснился мне сон, удивительно мудрый,
Будто наша земля
                – приют,
Где мы, люди, под властью кого-то,
Где мы пляшем под дудки богов.
Наше тело
                – простые ворота,
Куда, как кони без подков,
Заходят души в клетку тела,
И запирается замок,
                и первый вздох-(изображает глубокий вздох)
                И первый вскрик
                – начало плена,
Начало жизни этих крох.
Душа закрылась  в замке тела,
Ребёнок плачет
                – дух ожил.
Как пыль, душа на дно осела,
И у души всё меньше сил....
(пауза)
Так,
        нужно и за дело приступать, пора.
Слоновой кости тут в избытке. (почёсывает затылок).
Она то вроде не стара. (разглядывает )
В задумке первой и попытке
Всё счастье скульптора - творца.
От света, радости  свеченья
                Прозреют  и глаза слепца.

Скульптуры, до сей поры, стоявшие неподвижными, медленно поднимаются и начинают двигаться, они вместе делают вокруг Пигмалиона плавные грациозные движения. Каждая муза по - очереди подходит к Пигмалиону, который в это время трудится над своей скульптурой, и нашёптывает ему что-то.

Муза Калиопа.

 До той поры, как в мир любовь пришла
И первый свет из хаоса явила,
Не созданы, кишели в нём светила
Без облика, без формы, без числа.

Так праздная, темна и тяжела,
В тебе душа безликая бродила,
Но вот любовь так  сердце охватила,
Его лучами глаз твоих зажгла.

Очищенный, приблизясь к совершенству,
Дремавший дух доступен стал блаженству,
И он в любви живую силу пьёт,
Он сладостным томится притяжением,
Душа твоя, узнав любви полёт,
Наполнится и жизнью, и движеньем.
(стих П. де Ронсар).

Муза Эвтерпа.

Чьё сердце не горит любовью страстной к милой, -
Без утешения влачит свой век унылый.
Дни, проведённые без радостей любви,
Считаю тяготой ненужной и постылой.

Горя сердцу, которое льда холодней,
Не пылает любовью, не знает о ней.
А для сердца влюблённого  - день проведённый
Без возлюбленной, - самый пропащий из дней.
 (Омар Хайям «Рубаи»)

Муза Эрато.
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнувший во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою моряк
Определяет  место в океане.

Любовь – не кукла жалкая в руках
У времени, стирающего розы
На пламенных устах и на щеках,
И не страшны ей времени угрозы.
(Сонета о любви Уильяма Шекспира).

Появляется быстрый, шаловливый Эрот, с хитрым прищуром и невероятно  лёгкими стремительными движениями.
Эрот
Теперь, моя коварная стрела,  за дело! (берёт в руки лук.)
Пигмалиону в сердце ты войди,
Пусть будет ныть душа и тело
От безысходности.  Ле - ти. (выпускает стрелу.)

Пигмалион хватается за сердце, он почувствовал невероятное чувство неиспытанное им ранее, он начинает  кружить вокруг своей недавно созданной скульптуры.

Пигмалион.
Как ты прекрасна, как желанна?
Какой же ты небесной красоты?
Так что со мной? (оглядывается вокруг) мне очень странно...
Мне так милы твои черты...
 (дикламирует)

Если ты цветок – я буду стеблем,
Если ты роса – цветками ввысь
Потянусь, росинками колеблем, -
Только души наши бы слились.
Если ты души моей отрада,
Высь небес – я превращу в звезду.
Если же ты,  мой ангел, бездна ада, -
Согрешу и в бездну попаду.
(Шандор Петефи).

Жаль только, что несбыточна надежда,
Нам вместе никогда вовек не быть,
Так пусть же будет всё как прежде.
Иль, боже,  прикажи и мне застыть.
  (угрюмый,  готовый заплакать. Он бросается на колени и сжимает ладонями лицо).

Действие Третье.

Действующие лица: Пигмалион, Галатея, Мойра Лахесис, музы.

Пигмалион ощущает безнадёжность, не видит выхода из сложившегося и засыпанного камнями жизненного тупика. Он страстно влюбляется в скульптуру, которой даёт прекрасное имя, Галатея.


Мойра Лахесис.
Сбылось начертанное свыше,
Нависло предсказание  богов.

 Пигмалион.
Постойте, кажется, я слышу,
Вот только не могу понять я слов.
(прислушивается).
Нет, обознался...  Ты молчишь,
Не сможешь сделать ты и звука.

Мойра Лахесис.
 (смеётся) Хахаха. Да  что же ты кричишь?
Смирись, теперь ты обречён на муку.

Пигмалион несколько минут неподвижно смотрит на скульптуру, трогает ёё камнем застывшие волнистые длинные волосы.

Пигмалион.
Тебя я назову в честь моря,
Спокойного, блестящего, немого,
Ты примешь, согласишься и, не споря.
Тебе я имени хочу живого,
Чтобы звучала музыка свободы,
Чтобы померкло божество Астрея,
Не выйдет никогда из моды,
Простое  имя – Галатея.
 
Пигмалион бегает и зачарованно смотрит, не отрывая взгляд от скульптуры, наречённой им Галатеей.

Мойра Лахесис.
(говорит обыденно, немного уставшим голосом).
Я так устала, нужно отдохнуть,
Эпилог грядёт,
                пора художнику скончаться.
Нет силы что-то повернуть,
Уже фортуны кони мчаться.
Пока  посмотрим на страдания любви,
На бедного юнца Пигмалиона.

Пигмалион.
О, Галатея, страсть останови,
Уйди в туманность Ориона.
(молчанье)
Надену на тебя роскошные одежды,
Украшу голову венками из цветов (надевает на Галатею венок и т. д.)
Оставьте, боги, мне надежду,
Снимите тупика  покров.
Одно мне счастье здесь на свете,
Чтоб ты могла мне отвечать,
Я полетел бы на комете
И повернул бы время вспять.

Мойра Лахесис.
Безумцу жить остался час,
Так свыше боги предсказали,
На крыльях прилетит Пегас
И совершится то, что ждали.

Пигмалион.
Без Галатеи жизни нет,
Я  сброшусь со скалы сейчас.

(все вместе шепчут ему на ухо).
Музы.
Иди к богам ты на совет,
Ищи последний шанс.

Пигмалион.
Я так и сделаю, пойду
Просить  богов о Галатеи.

Действие Четвёртое.
   
Действующие лица: Пигмалион, Афродита, Галатея, скульптуры, Зевс, Аполлон, Артемида, Афина, Никэ ,Гера.

   Пигмалион, полностью отчаявшись, ищет последнюю возможность спасти свою любовь, обращается к богам Олимпа.  Пигмалион принёс богине любви, Афродите, в жертву белую тёлку с вызолоченными рожками, рассчитывая на  её снисхождение.

Все боги Олимпа  - серьёзные, строгие, ощущающие свою значимость.
Галатея  - неподвижна.
Пигмалион – скромен, застенчив, видится отпечаток отчаяния на лице, смиренно ждёт своей участи.

(Пигмалион на коленях у ног Афродиты)
Пигмалион.
Последняя надежда на спасенье.
О, Афродита, я тебя молю,
Так дай же смертным  снисхожденье,
Смягчись, ведь я  люблю. (тише) люблю.
Лишь Галатея для меня на свете,
И я готов всю жизнь ей посвятить,
О, боги, я люблю, поверьте.
Прошу лишь Галатею оживить.

Афродита
Пигмалион, сегодня всё решится,
Иди домой и жди от нас ответ.
 
Пигмалион удаляется.
 
Боги Олимпа собрались на совет, чтобы решить судьбу Пигмалиона.

Аполлон
Истина в любви искрится.
И в ней же весь секрет.
Я выбираю жизнь, любовь.

Афина
Средь всех моих побед,
Я славлю вновь и вновь,
Во всём, во всех важна любовь.

Дикэ
По справедливости решать немудрено,
Откройте же сердца свои,
Ведь смысла жизни сразу  лишено,
Коль снять любви слои.

Артемида
Помочь Пигмалиону надо,
Несчастный мучится, томится,
Любовь и есть одна отрада.

Гера
И чтоб потом не повинится,
Давайте статую мы оживим.
Последнее решение за Зевсом же оставим,
Пусть сам решит путь жизни изменим?
Сам  человек в уловках так  неумолим.

Зевс
Боги, с вами я согласен:
Моё решенье – оживить.
Пигмалион во всём прекрасен
И шанс на счастье подарить.
Ему не прочь не я, не вы.

Гера
Мы оживляем красоту, любовь и вечную мечту,
Менять судьбу не так легко, но в ваших силах  всё исправить,

Афродита
Как ветер судовую мачту,
Мы изменяем жребий Мойры,
                нельзя любовь  в бездействии оставить .

Действие Пятое.
Действующие лица: Пигмалион, Галатея,  Мойра  Лахесис.

Пигмалион возвращается домой. Долго сидит возле своей Галатеи. Но вдруг она оживает, в её глазах засветился огонёк жизни.

Мойра Лахесис – разгневана, так как здесь меняется судьба  Пигмалиона, которая выпала ему по жребию.

Пигмалион и Галатея – восторженны и веселы.

Пигмалион.
(рыдает на коленях)
Поверить бы, что смерть меня спасёт
От злой любви, и не давать поруки,
Что на себя не наложу я руки
И не сложу любовных мыслей гнёт!

Но знаю – это был бы переход
От слёз к слезам, от муки к новой муке,
И, с жизнью приготовившись к разлуке,
Я ни назад ни шагу, ни вперёд.

Для роковой стрелы пора приспела,
И я её за счастие почту,
Не сомневаясь в точности прицела.

Как мне пробить мольбами глухоту?
(Сонета Франческо Петрарка).

Мойра Лахесис.
(почёсывает руки)
Ещё чуть-чуть и всё свершится,
Ты должен умереть.

Галатея.
(оживает, делает шаг вперёд)
Пигмалион, я здесь родной,
О, что со мной? Я будто ожила
Пигмалион  постой, постой... (рукой останавливает его намерение принять яд).
Я будто столько времени спала.

О, дай же  мне сказать, Пигмалион,
Что жизнь в тебе я вижу только,
Я слышу твой душевный стон,

Пигмалион.( он обнимает Галатею и радостно кричит)
Галатея, ждал я сколько!
Спасибо всем  Богам на свете,
Теперь мы будем вечно вместе.

Мойра Лахесис.
(рвёт на части свиток с написанной судьбой Пигмалиона)

Вот так меняется судьба, написанная в свитках,
Все планы рушатся и терпят пораженья,
Закал души в любовных пытках,
Любовь вступает с Мойрами в сраженье.
 
Любите все и побеждайте в   схватках  со судьбой,
Весь смысл жизни лишь в любви одной.


Рецензии