Правила нашей Игры
Разработали: Марат Сабиров и Алексей Колмаков
http://vk.com/ecologic4people
https://boomstarter.ru/projects/20933/4995
Элементы игры
19 гексов поля
20 карточек экоинициатив
45 монет игровой валюты (далее - Банк) и 45 монет экологических очков
21 карточка событий и 4 карточки «памятки игрокам»
По 10 строений нефтяной и минеральной промышленности 4 разных цветов
3 карточки специальных инициатив
Цель Игры
Главная задача, которую придется постоянно решать игрокам по ходу игрового процесса – выбор между дальнейшим увеличением прибыли и сохранением благоприятного состояния окружающей среды. Игровой процесс устроен таким образом, что игроки могут набирать очки двумя способами. Первый способ наиболее очевидный – увеличение капитала игрока.
В игре две ветки промышленности – энергетическая («нефтяная») и горнодобывающая («минеральная»), за счет размещения фишек той или иной отрасли на игровом поле, игроки увеличивают свой доход. Второй способ – получение очков, отражающих экологическую обстановку на территории, занятой промышленными объектами игрока.
Важно, что при увеличении дохода игрока увеличивается и общий негативный экологический эффект его производства. Но игроки могут улучшать экологическую обстановку, выделяя средства на различные «экологические инициативы» (далее – ЭИ). Кроме того, в Игре есть возможность тратить деньги на «специальные» инициативы.
Цель Игры состоит в том, чтобы набрать как можно больше очков до события «Итоговый Отчет». Однако итоговые очки игрока считаются не просто как сумма «денежных» и «экологических» очков. Выигравшим считается тот игрок, у кого наибольшая сбалансированная сумма «денежных» и «экологических» очков на момент наступления события «Итоговый Отчет»
(подробнее об этом читайте в разделах «Фаза событий», «Подсчет очков»).
Начальные условия
Игровое поле формируется в начале игры из набора перемешанных гексов, которые кладутся в произвольном порядке лицевой стороной вверх (карта из наших гексов).
Карточки событий делятся на 3 уровня по 7 карточек в соответствии с цветом их «рубашки». Внутри каждой группы карточки перемешиваются, а затем кладутся в одну стопку «рубашкой» вверх в следующем порядке: 3-й уровень – вниз; 2-ой уровень - в середину; и последними - 1-ый уровень.
Сложенные в таком порядке карточки событий образуют «Набор Событий».
Карточки ЭИ перемешиваются и кладутся в одну или две стопки рубашкой вверх в произвольном порядке («Набор ЭИ»). Три карточки «Специальных инициатив» (далее – СИ) кладутся в открытую, лицевой стороной вверх, у края игрового поля.
Перед началом игры жребием определяется очередность ходов – выигравший игрок ходит первым, остальные по кругу, по очереди. Игроки договариваются о цветах, которыми будут играть. В начале игры каждому игроку выдается «стартовый капитал»: 10 монет, 1 здание «нефтяной» ветки (треугольник выбранного цвета) и 1 здание «минеральной» ветки (квадрат выбранного цвета).
Все остальные деньги представляют собой «Банк», а все экологические очки – «Экологический фонд» (далее - Экофонд).
Определение стартовых позиций игроков происходит следующим образом:
игрок, кому выпало право ходить первым, должен поставить фишку нефтяной или минеральной промышленности на любой гекс той же ветки с краю. Остальные игроки делают тоже самое, в порядке очередности хода. После того как все игроки расставили по одной фишке, они по очереди могут расставить оставшуюся фишку на любой подходящий гекс рядом с уже занятым ими или оставить его на руках.
¬¬
*Если в Игре два игрока, то мы рекомендуем уменьшить игровое поле - убрать «внешний» круг гексов (18 шт), и убрать по 3 любых карточки событий из набора событий 1-ого, 2-ого и 3-его уровней (уровни событий отличаются рубашками, см. выше раздел «Элементы Игры»). В наборе событий 3-его уровня следует убрать любые 3 карточки кроме карточки «Итоговый Отчет», означающей конец Игры.
**Для разнообразия игрового процесса, «территорию» можно раскладывать не только, как описано выше, но и в произвольной форме – это может накалить «геополитическую обстановку» игры и придать ей разнообразия. Все зависит от вашей фантазии.
Ходы игроков
Ходы в Игре поделены для удобства на «фазы», которые строго следуют друг за другом. Это значит что все игроки (в соответствии с очередностью, определенной в начале игры) сначала проходят фазу 1, потом фазу 2 и так далее.
Всего в Игре 4 фазы:
«Фаза Событий»
«Фаза Действий
«Фаза Экологии»
«Фаза Дохода»
Каждая фаза предоставляет игроку определенные возможности, или имитирует определенные события (подробнее о содержании фаз см. ниже «Фазы хода»). Когда проходят все 4 фазы, следующий игрок начинает второй ход и так далее.
Фазы хода
«Фаза Событий»
В «Фазу Событий» игрок, обладающий правом хода, тянет 1 карточку сверху Набора Событий, озвучивает выпавшее Событие и кладет ее поверх Набора «лицом» вверх. Это может быть Событие которое действует на всех игроков или только на того кому оно выпало (см. указание на конкретной карточке). Некоторые События могут давать разовую возможность влиять на игровой процесс «в обход правил» (например, наложить вето на торги). Некоторые события производят «отдаленный» эффект, который должен учитываться в последующие фазы хода (на соответствующих карточках событий указано в какой из последующих фаз эффект данного события должен учитываться). Так, есть события, оказывающие прямое влияние на «Фазу Экологии» или «Фазу Дохода» (см. ниже разделы «Фаза Экологии», «Фаза Дохода»). После того, как карточка событий сыграна, она кладется «лицом» вверх около Набора Событий.
Если кому-либо попадается Событие «Итоговый Отчет», то данный ход оказывается последним. Игроки проходят все фазы и подсчитывают победные очки
(см. ниже раздел «Подсчет Очков»).
«Фаза Действий»
Фаза Действий состоит из 3 последовательных торгов – за карточки СИ, за фишки промышленных объектов, за карточки ЭИ; и их «строительство».
Если игрок решает купить что-либо, он объявляет, что «берет фишку (или карточку ЭИ по номиналу)». Номиналы СИ указаны на них – если данная СИ первая, которую выкупает кто-либо, ее стоимость 12 монет; если вторая – то за нее уже придется отдать 15 монет; а за третью 20.
Номиналы ЭИ указаны на них в правом нижнем углу.
Номиналы фишек определяются в каждой ветке следующим образом: количество фишек на поле +1 монета. Таким образом, цена на фишки практически всегда растет.
Например, если на поле есть по одному объекту нефтяной отрасли 3-го, 1-го и 2-го уровней (независимо от цвета), то номинал следующей покупаемой фишки будет равен 7 (3 + 1 + 2 = 6 (сумма); сумма + 1 = 7).
Всего на одном гексе поля может быть 4 уровня развития промышленности (т.е. на один гекс можно поставить до 4 фишек «нефти» или «минерала» одного цвета). Каждый следующий уровень увеличивает ваш доход, но и вред окружающей среде (см. «памятки игрокам»).
Но вернемся к торгам. В соответствии с правом очередности хода другие игроки могут либо поднять цену на произвольную величину, либо выйти из торгов (спасовать). Предмет торгов - фишка (карточка) достается тому, кто готов выплатить за нее самую большую сумму. Победитель торгов отдает соответствующую сумму в «банк» и получает фишку (карточку).
Игрок тут же может поставить СЭ, фишку или ЭИ на игровое поле, тем самым изменив баланс сил или увеличив номинал за фишки для следующих игроков или оставить ее на руках до лучших времен. Торги считаются состоявшимися и право начать следующие торги, по кругу, переходит к следующему игроку.
ВАЖНО: Ели игрок, купивший фишку, ставит ее на новый незанятый гекс поля – он тут же берет экоочки биоемкости среды. Экоочки биоемкости среды берутся лишь один раз и даже если игрок по каким-то причинам потерял фишку на гексе поля, а затем заново поставил ее на тот же гекс – экоочков ему не положено.
Только после того, как все игроки поучаствовали в торгах за СИ, первый игрок может начать торги за фишки, а затем за ЭИ.
Игрок открывает верхнюю карточку из набора ЭИ и если ему позволяют средства, принимает решение о ее приобретении. Если на данную карточку ЭИ у игрока не хватает денег или она ему попросту не нужна – он кладет ее «лицом» вверх, рядом со стопкой ЭИ. Далее карточку ЭИ может вытащить следующий игрок, и все желающие торгуются за нее.
Кроме того, во время любых торгов игроки могут договариваться о взаимопомощи, кредитам друг другу и прочем. Это очень выгодно, если необходимо перебить цену у более сильного конкурента или окончательно «потопить» слабого.
Условия выкладки фишки на поле:
1. Можно строить только на гексах, рядом с гексами, где уже есть ваши фишки.
2. Допустимо строить промышленные здания только на тех гексах, где есть соответствующий ресурс (т.е., значок соответствующего ресурса – нефть или минерал).
3. Все объекты игроки строят по одному, по очереди. Нельзя сразу разложить на поле все фишки и ЭИ с руки.
4. Максимальный уровень на одном гексе - 4 фишки (см. «памятка игрокам)
5. Для гексов с обоими типами ресурсов: максимальный уровень - 2 фишки.
6. СИ можно строить только на специальных гексах. В Игре есть три СИ – «Биржа», «Заповедник» и «Академия». Каждое здание дает игроку-владельцу определенные преимущества, написанные на них.
7. Игрок может убрать любую свою фишку в сброс по желанию, в Фазу Действий.
Условия выкладки карточек ЭИ:
1. Карточку нужно класть так, чтобы она закрыла верхнюю половину гекса.
2. Карточку можно ставить только на гексы с фишками, принадлежащими игроку.
3. Для одного объекта можно применить лишь одну карточку.
4. По желанию игрок может сменить карточку ЭИ у какого-либо из своих объектов, но старая карточка тогда теряется (уходит в сброс «Набора ЭИ).
5. Игрок может убрать любую свою карточку ЭИ в сброс по желанию, в Фазу Действий.
Помните, что многие карточки ЭИ требуют расходов на поддержание
(см. ниже раздел «Фаза Дохода»).
Фаза Экологии
В Фазу Экологии игроки подсчитывают суммарный экологический эффект всех своих объектов, с учетом уровня каждого объекта.
Значения экологических эффектов приведены в памятке игрокам.
Общий экологический эффект объектов игрока складывается из:
1. Суммы отрицательных эффектов всех фишек игрока, с учетом их уровней
2. Положительных эффектов реализованных карточек ЭИ.
3. Возможных событий (выпавших в Фазу Событий текущего хода).
4. Эффектов реализованных карточек СИ.
Экофонд игрока может пополняться за счет застройки новых «территорий» (гексов) и за счет эффектов карточек ЭИ и СИ, а также в результате действия событий.
Общий экологический эффект игрока - то значение, на которое будет изменяться его Экофонд за 1 ход. Если суммарный экологический эффект отрицательный, то Экофонд игрока уменьшается на соответствующее число единиц, если положительный – то увеличивается.
Если Экофонд игрока стал отрицательным, то в Фазу Экологии игрок теряет один самый «грязный» объект (объект с наибольшим негативным экологическим эффектом, при этом теряются и все его уровни– гекс становится пустым). Если на гексе этого объекта была карточка ЭИ, то она тоже теряется. Карточки утерянных ЭИ сдаются (уходят в сброс соответствующего набора). Игрок будет терять по одному самому «грязному» объекту в Фазу Экологии каждого хода до тех пор, пока значение его Экофонда не станет положительным. Таким образом, при нулевом значении Экофонда потери «грязных» объектов не происходит. Если у игрока два или больше «грязных» объектов с одинаковыми экологическими эффектами, то при отрицательном значении его Экофонда он теряет один – любой по своему выбору.
Фаза Дохода
В эту фазу игроки подсчитывают общий доход от всех своих объектов, за вычетом средств, необходимых для поддержания модернизаций (карточки ЭИ, на каждой карточке приведены значения затрат и экологического эффекта за один ход). Следует помнить, что с увеличением уровня промышленного объекта увеличивается его доход , но в то же время увеличивается и его воздействие на окружающую среду .. Значения доходов и экологических эффектов промышленных объектов различных уровней приведены в памятке игрокам и таблице 1. Аналогичным образом устроены карточки ЭИ: с ростом их положительного эффекта , растет и стоимость поддержания соответствующих модернизаций за один ход. Значения экологических эффектов и расходов на поддержание ЭИ приведены в таблице 2. В случае если игрок не может оплачивать поддержание одной или более модернизаций, то он их теряет (соответствующие карточки ЭИ, уходят в сброс «Набора ЭИ»). Кроме того, подсчет производится с учетом влияния события, выпавшего в Фазу Событий (см. выше «Фаза Событий») – некоторые события производят прямой экономический эффект (положительный или отрицательный).
Таким образом, общий доход игрока складывается с учетом:
1. Суммы доходов от всех его промышленных объектов
2. Суммы расходов на поддержание всех реализованных модернизаций (карточек ЭИ)
3. Возможных эффектов событий.
Каждый игрок берет из общего Банка денежные средства на сумму, соответствующую значению своего общего дохода . Общий доход игрока - то значение, на которое будет изменяться капитал игрока за 1 ход. Если суммарный доход отрицательный, то капитал игрока уменьшается на соответствующую , если положительный – то увеличивается.
Второй ход начинает следующий игрок с фазы событий и игроки вновь проходят все фазы.
Подсчет очков
Подсчет очков в Игре происходит при выпадении события «Конец Игры» (но только после прохождения всех фаз данного хода). Итоговые очки (ИО) игрока складываются из двух составляющих («экологической» и «экономической» ), и рассчитываются по формуле:
ИО = k (Э1+Э2), где
Э1 – значение величины Экофонда игрока (см. раздел Фаза Экологии)
Э2 - сумма денежных средств в Банке игрока (см. раздел Фаза Дохода)
k– коэффициент баланса,
k = Э1/Э2, если Э1<Э2 ;
или Э2/Э1 , если Э1>Э2
Для определения коэффициента баланса меньшая составляющая всегда делится на большую (k всегда < или = 1). Если значение величины Экофонда игрока не равно сумме его денежных средств, то коэффициент баланса всегда будет снижать сумму двух составляющих, и тем сильнее, чем больше разница (дисбаланс) между итоговыми значениями «экологической» и «экономической» составляющих.
Нетрудно заметить, что баланс между экономическими и экологическими эффектами действий игроков будет определяющим при подсчете итоговых очков – максимальное количество очков можно получить при наименьшем дисбалансе «экологической» и «экономической» составляющих. Экология – это выгодно!
Таблица 1. «Экономические» и «Экологические» эффекты уровней фишек
Уровень объекта Экологический эффект Доход
1 -1 1
2 -2 3
3 -3 5
4 -4 7
Таблица 2. эффекты Экологических Инициатив
Уровень карточки Номинал Экологический эффект Расход
1 2 +1 0
2 4 +2 -1
3 8 +3 -1
4 12 +5 -2
Свидетельство о публикации №113042406941