Нужна ли сегодня Инквизиция? 2

               
                В истории Инквизиции особое место занимает Испанская Инквизиция, созданная в 1478 году королевской четой Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской. Испанская Инквизиция носила по преимуществу религиозно-рассовый характер и была главным образом направлена на борьбу с вероотступничеством в среде выкрестов из евреев и мусульман. Возникновение Испанской Инквизиции исторически было вызвано тем, что Пиренейский полуостров, оккупированный  в 8 веке мусульманами (тогда их называли маврами) практически целиком, в правление Фердинанда и Изабеллы окончательно освободился от мусульманского господства к концу 15 века  (1491 год), чему предшествовала многовековая борьба за независимость и территориальную целостность Испании, перед которой встала задача объединения мелких королевств в единое суверенное государство на основе христианской национальной идеи. Но поскольку в Испании проживало на тот момент большое количество мусульман и евреев, а Фердинанд и Изабелла решали задачу создания централизованного государства с помощью религиозного объединения страны и утверждения единой христианской веры и единой католической Церкви, то сообщества евреев и мусульман, не будучи единоверцами с христианами, подлежали либо обращению в христианство, либо устранению и удалению за пределы Испании. Таковы были исторические предпосылки возникновения Испанской Инквизиции, призванной очистить страну от чужеродного идеологического и иноверческого влияния. Надо сказать, что Фердинанд и Изабелла добились успехов на поприще консолидации духовных, политических и экономических сил нации и построения централизованного суверенного государства. Немалую роль в государственном строительстве сыграла Испанская Инквизиция. Евреям и мусульманам предлагалось принять Крещение или покинуть страну. Те, кто не желали принять христианство были в принудительном порядке выдворены из страны, а те, кто крестились, руководствуясь соображениями приспособленчества, чаще всего продолжали втайне исповедовать иудаизм и ислам, за что и подвергались преследованию со стороны Инквизиции. Испанская Инквизиция просуществовала до 1834 года, правда, Наполеон временно отменял её во время своего пребывания у власти.

                В России, как уже говорилось выше, никогда не было карательных органов, подобных Инквизиции, хотя некоторые аналогии и параллели с отечественной историей всё же провести можно. Взять хотя бы эпоху Иоанна Грозного, жившего на сто лет позже Фердинанда и Изабеллы. Как в правление испанских монархов 15 века, так и в царствование Иоанна Грозного, перед Россией и Испанией стояли одни и те же задачи: создание централизованного государства, преодоление сопротивления аристократической верхушки (бояр) и иноверческой идеологии (ересей). Никакое сопротивление, увы, без применения силы преодолеть невозможно. А потому все либерально-демократические вопли о монарших жестокостях (реальных и мнимых) везде и во все времена лишь льют воду на колесо разрушительной по своей сути либеральной оппозиции, которая, в свою очередь, оказавшись у власти (как нам хорошо известно из событий новейшей истории в России), проявляют такую изощрённую жестокость, что монархам прошлого и не снилась. Итак, эпоха Иоанна Грозного. На Руси те же проблемы, что и в Испании: борьба с татарским (мусульманским) игом, взятие Казани, Астрахани (ликвидация Казанского и Астраханского царств). Правда Грозный не прибегал к насильственному обращению в христианство, но те из мусульман, что шли на царскую службу, принимали Крещение и переходили в православие, отнюдь не формально. С евреями дело обстояло сложнее. Грозный запретил им въезд на русскую территорию, но какое-то количество евреев всё равно, очевидно, здесь оставалось, кто-то, наверное, из них и крестился. Однако известен случай, когда при взятии Полоцка, Иоанн Грозный предложил евреям, обретавшимся в городе (таковых набралось около 2 тысяч человек) принять Крещение. Отказавшихся креститься набралось человек 300, над коими Грозный царь приказал учинить Божий суд: выгнать их на лёд и подрубить льдину. Все утонули. Евреи предали Грозного царя (впрочем, также как Фердинанда и Изабеллу) вечному проклятию. Если вспомнить опричнину Иоанна Грозного, то здесь тоже можно найти аналогии с Испанией. Хотя опричнина, конечно, далека от Инквизиции, но всё же… Во-первых, опричнина задумывалась как церковных и даже монашеский орден, призванный противостоять любой оппозиции монаршей власти. Во-вторых, интересно отметить такое совпадение: символом опричнины была пёсья голова и метла, а в Испании символом Святого Братства (учреждённого Фердинандом для наведения в стране общественного порядка) была всё та же пёсья голова, державшая в пасти горящий факел. В Русском Царстве крамола выметалась метлой, а в Испании выжигалась огнём. Был ли такой символизм простым совпадением или заимствованием? Ответа пока нет. Как бы там ни было, и Испанское Королевство, и Русское Царство справились со стоящими перед ними задачами построения централизованного государства, что было бы совершенно невозможно без помощи Церкви.

                Сегодня Церковь не имеет той силы воздействия на общественное сознание, как в средневековье, да и монархия, даже там, где ещё осталась, сведена до бутафорского уровня, так что бороться с крамолой просто-напросто некому. Либералы добились своего, навязав всему мiру идеологию толерантности. С кем только не живём мы сегодня в дружбе, верные духу либеральной толерантности! С иноплеменниками, иноверцами, извращенцами, ведьмами, колдунами, чародеями. Вот только до чего довела нас эта дружба?
         
                Ещё одна историческая аналогия (Испания vs Россия) напрашивается со временем царствования в России Николая I, который ввёл в России институт «кантонистов», сводившийся, фактически, к насильственному обращению в православие рекрутов, набранных из еврейской среды. Набирали таковых рекрутов из еврейских общин (кагалов) в возрасте 8-13 лет из беднейших семей, сгоняли их в отдалённые поселения, где они жили до своего совершеннолетия и поступления на военную службу. По замыслу Николая I, кантонисты должны были способствовать интеграции еврейских общин с российским сообществом. Но интеграции, так же как и в Испании, не произошло, выкресты из евреев всё равно оставались в душе иудеями, не желавшими интегрироваться в православие. Не зря в России по этому поводу сложилась поговорка: «Вор прощёный, конь лечёный, жид крещёный – одна цена». 


Рецензии