Золото Колхозника

ЗОЛОТО «КОЛХОЗНИКА»

  После Великой Отечественной войны настало время расплачиваться по ленд-лизу, то есть за небескорыстную предоставленную Америкой Советскому Союзу помощь. Сражаясь с наглым и сильным фашизмом, Россия отбивалась и училась громить врага в одиночку. Англия и Соединённые Штаты о совместных военных действиях договорятся намного позже, потому как понимали: если допустить недопустимое, если Россия окажется разбитой, Адольф Гитлер в момент проглотит Туманный Альбион и без труда доберётся до США, воевать не обученных. Вспомните, Пирл-Харбор. 
  Естественно, с открытием второго фронта, со стороны Ла-Манша, союзники не спешили и тянули до последнего  момента, пока не поняли, что советские ударные силы вторую часть Европы способны пройти и без них.
  Пока суд да дело, американцы наладили поточное судостроение теплоходов одного типа «Liberty» – для разового использования. Именно на них загружали трюма ленд-лизовским товаром – от порошкообразного молока до фирменных грузовиков «Студебеккер» и прочих технического наименования изделий. Теплоходы шли к российским берегам. Доходили не все, так как и за ними охотились немецкие подлодки.
  Расчёт за товарищескую помощь предусматривался драгметаллом из золотозапасов страны-победительницы. Российская сторона договорённости выполняла неукоснительно. 
  Очередную часть золотых слитков, соблюдая максимальную секретность, погрузили в трюма минморфлотовского теплохода «Колхозник», а капитана напутствовали: «Везите, ребята. Рассчитывайтесь за американскую свиную тушёнку. Эту тушёнку в войну называли «вторым фронтом».
  Из порта Ленинград судно вышло в тёмное время суток. Благополучно прошли Балтийское море, узкие проливы Зунд и Каттегат – вышли на относительный простор пролива Скагеррак, за линию Скаген – Линнеснес, за которой начинается дальнее плавание. По левому борту и за кормой остался датский рыбацкий порт Хиртсхальс. С расчётом пройти вдоль берега курс изменили на юго-запад. 
  Безопасно пройти в силу определённых обстоятельств не удалось . «Колхозник» на полном ходу напоролся на мель. Обнаружили поступление забортной воды в один из трюмов. Сняться с мели самостоятельно не вышло: сели плотно и основательно. Требовалась квалифицированная помощь. Капитан принял решение подавать радиосигнал бедствия – SOS.
Радиоэфир следят все судовые и береговые радиооператоры. По обыкновению, прибрежные морские пути изрядно насыщены судами мирового флота. Откликаются. В случае необходимости и возможности спешно подходят, чтобы помочь терпящим бедствие.
  Следят эфир на аварийной радиочастоте 2182 кгц и аварийно-спасательные службы прибрежных государств. Днём и ночью, постоянно. Месяцами ждут настоящей работы.
  Ожидание спасательного буксира  сигнала SOS аналогично где-то былому ожиданию аборигенов островов Сили, возникших на пути из обеих Америк перед входом в Ла-Манш. От Великобритании Сили отстоят примерно в 300 милях к юго-западу.   
  Падре от имени островитян средних веков обращался к Всевышнему: «Боже! Мы не просим Тебя, чтобы корабли тонули в море. Но если они будут тонуть, то пусть это случится у берегов Сили». Понятно, и просто тёмными ночами, и в штормовую погоду кораблики разбивались о базальт встречных скал. Моряки тонущей каракки старались выбраться на твёрдую землю. Надежды, к вящему удивлению, казались близкими: островитяне их встречали и подсвечивали фонарями. В первую очередь помогали морякам, обременённым сундучками со скарбом. «Давай сундучок! Помогу». А, приняв сундучок, «спасатель» рубил пальцы бедолаге топориком. Его не интересовало, пират ли владелец скарба или моряк купеческой фелюги.
  На т/х «Колхозник» о трагедии речь не шла. Обычная морская практика.  Мелей в морях много. Начальнику радиостанции капитан приказал: «Вот наши координаты. Передайте в эфир SOS!»
  Сигнал бедствия стал достоянием огромного эфира. В адрес судна посыпались отзывы, проанализировав которые капитан дал согласие принять помощь ближайшей спасательной службы Антверпена. Бельгийцы рассчитывали подойти в указанные координаты часов через четырнадцать, раньше других конкурентов.
  С идущим на помощь буксиром установили постоянную голосовую связь на свободной радиочастоте.
  В означенное время спасатель «Геркулес» подошёл к месту аварии  и ошвартовался к правому борту. Его осадка была меньшей, чем у «Колхозника». По открытой радиосвязи капитан спасателя заручился согласием капитана аварийного судна на подписание акта по форме Ллойда. Считается общепризнанной и наша форма Морской арбитражной комиссии (МАК). И на той, и на другой – как эпиграф – чёрным по белому напечатано: «Нет спасения – нет вознаграждения». Заметим, что все страсти кроются в этом баннере.
  Геркулесовцы приступили к решительным действиям по борьбе за живучесть советского судна. Многодюймового диаметра шланги полетели в трюм, где предполагается повреждение корпуса судна, где уровень воды прибывает. Мощные насосы включат на откачку забортной воды. Но не все. Отработанная схема такова: три рукава (шланга) работают на откачку, а два других нагнетают воду в трюм. Уменьшение уровня воды будет малозаметным, длительным по времени. Что и требуется. Станут качать час, пять,  десять часов... – столько, сколько посчитают достаточным, чтобы впоследствие показать арбитрам чертовски долгую , упорную и трудоёмкую борьбу по спасению аварийного судна. Практически положительного результата добьются за несколько часов, когда все насосы включат на откачку. 
  Хитрости спасателей иностранных фирм наш капитан знал, но, будучи корректным, голословно даже намекнуть не мог на свою осведомлённость. 
  Быстро сказка сказывается, медленно дело делалось. Но наконец подоспело время завершения операции по осушению трюма и временной заделке пробоины в днищевой части судна. На повреждённый участок листового металла обшивки корпуса бельгийцы установили так называемый аварийный цементный ящик: подогнанную опалубку залили цементом , разведённым жидким стеклом. Короче, поступлению в трюм воды поставлена временная преграда – до захода в любой порт , до ремонта корпуса в доке.
  Со спасателя подали буксирный трос, стащили с мелководья аварийное судно, отбуксировали его мористее, подальше от берега, – и оба судна легли в свободный дрейф. 
  Капитан «Геркулеса» на катере подошёл к «Колхознику» и по шторм-трапу поднялся на борт «крестника». Его встретил старший помощник капитана  и сопроводил в капитанскую каюту. 
  Овальный столик, преображённый буфетчицей в шведский стол, ожидал гостя. Впечатляло натурально раскрытое меню: копчёный осётр, икра кетовая и паюсная,  сыр голландский и необыкновенно аппетитная буженина, лимон и чёрный хлеб. Верно, и бутылочка особой русской «Столичной». Проблема с горячими блюдами решится в процессе.
  Большой письменный рабочий стол капитана предназначался для подписания документов. Форма Акта  «Нет спасения – нет вознаграждения», по сложившейся международной морской практике, предусматривает вознаграждение экипажу спасателя весьма значительных размеров – в зависимости от стоимости самого судна, груза и фрахта. Капитаны уселись друг напротив друга . Наш отвечал, капитан спасателя спрашивал и ответы вносил в Акт по форме Ллойда (английская морская страховая организация).
  Название потерпевшего бедствие  судна – т/х «Колхозник», судовладелец – Советский Союз, имя капитана – такой-то,  тактико-технические данные аварийного судна – такие-то,  откуда и куда следовал – Ленинград – Балтимор... И другие формальные и необходимые сведения. Дело дошло  до груза в трюмах.
  – Наименование и общий вес груза?
  – На борту груза нет. За исключением провизии для экипажа.
  – Постойте, постойте. Как – нет груза?
  – Как есть, так вам и отвечаю, господин капитан.
  – Капитан, я задал вам прямой вопрос.
  – Я вам прямо ответил.
  – Капитан, вы уклоняетесь от честного ответа.
  – Извините, капитан! Я не давал ни малейшего повода...
  – А зо-ло-то?!
  – Ах, золото. Видите ли, капитан, такой груз нельзя подвергать риску.
  – И что, золото испарилось?
  – Что вы, что вы, нет, нет. После посадки на мель я по радио связался с другим советским судном, которое после выгрузки в Гримсби входило в Скагеррак. Оно подошло близко к нам и встало на якорь. Мы за ночь на спасательных шлюпках обоих судов перевезли весь груз на другое судно.
  Паркер с золотым пером, словно без надобности, лежал на полузаполненном Акте Ллойда. Капитан, до того стенографировавший ответы, полураскрытым ртом глотал воздух.
  Уяснив реальную ситуацию, капитан «Геркулеса» кивнул на шведский стол и предложил по five drop`s. Of course,  конечно.  В гостеприимстве капитана «Колхозника» бельгиец убедился основательно. Убедился и в отличном качестве национального русского напитка. Потом он признался:
  – А ведь у нас были точные сведения о перевозке золота вашим «Колхозником».
  – Откуда?
  – Наши спасательные службы все имеют осведомителей. Ценные могут работать и на несколько фирм.
  – И в несколько раз получают больший гонорар?
  – Конечно!
  – Рискуют.
  – Рискуют смелые...
  Акт подписали по голому факту оказания судну помощи. Спасательная операция состоялась – будет и вознаграждение, к сожалению, не такое, на какое рассчитывали бельгийские профессионалы. 


Рецензии
Интересная история! Приглашайте ещё, читается легко!!!

Оксана Задумина   26.06.2016 00:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Оксана. Мне приятно и отрадно.
Рад общению и взаимопониманию.
С почтением - Владимир

Владимир Петрович Трофимов   26.06.2016 22:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.