Педагогическая ошибка
Дружили мы ещё со Светой Сулаевой, которая жила недалеко от нас. Мы втроём весело проводили свободное время, играли на улице и во дворах, забегали из дома в дом друг к другу, пытались делать какие-то несложные театральные постановки, фотографировались. Это было счастливое послевоенное время, мой отец привёз из Германии, где служил после окончания войны, замечательный маленький фотоаппарат «Лейку», и у меня до сих пор сохранилось несколько любительских снимков той поры, на которых мы сидим на мотоцикле с коляской или делаем втроём несложную гимнастическую фигуру.
Мама Светы Сулаевой была заведующей крупным книжным магазином в нашем городе, известным и уважаемым человеком, и всегда относилась к нам доброжелательно и приветливо. Тем более казалось совсем невероятным и чудовищным происшествие, которое вскоре случилось с нами. Однажды мама Светы Сулаевой заявила о том, что у неё дома пропала крупная сумма денег и обвинила в этом мою подругу Ирочку, которая в тот день забегала к Свете домой. Ирочка была удивлена и напугана таким обвинением, объясняла, что никаких денег не видела и не брала, плакала, но Сулаева была неумолима и требовала немедленно вернуть деньги, ходила вначале к родителям Ирочки, а потом пришла и в нашу школу.
Она поговорила с нашей учительницей Лидией Александровной, и потребовала, чтобы об этом случае узнал весь класс. Нас вывели всех в школьный коридор, построили в линейку, вывели вперёд мою подругу и при всех обвинили её в воровстве. Ирочка снова плакала, объясняла, что никаких денег не брала, ничего о пропаже не знает, а мы стояли подавленные, испуганные, и ничем не могли помочь ей. Представьте себе эту картину – маленькие беззащитные дети и две взрослые, облечённые жизненным опытом, должностями и правами женщины, обвиняющие в краже ни в чём не повинную девочку.
Ничего не добившись от Ирочки, высоко культурная Сулаева уехала к себе на работу в книжный магазин, а мы вернулись в класс, чтобы продолжить занятия, но были так потрясены всем случившимся, что никак не могли взять себя в руки и не могли в этот день сосредоточиться на учёбе.
Вскоре Сулаева нашла пропавшие у неё деньги у себя дома под клеёнкой на кухонном столе. Тогда были в моде круглые раздвижные деревянные столы, удобные для приёма гостей. А в обычные дни они стояли сложенные и, как правило, накрывались клеёнкой. Очевидно, она в спешке сунула деньги под клеёнку, а потом забыла об этом, и не нашла ничего лучшего, как обвинить в пропаже соседскую девочку, дружившую с её дочкой. Но, что интересно, найдя деньги, она не пришла снова к нам в школу, не построила класс в коридоре, как в прошлый раз, и не извинилась перед маленькой девочкой за несправедливое обвинение и за ту страшную моральную травму, которую нанесла ей.
После всего случившегося Ирочка отказалась ходить на занятия и попросила родителей перевести её в какую-нибудь другую школу. В это время её отец, боевой офицер, пришедший с войны с наградами, был в командировке, и когда он вернулся домой и узнал о случившемся с его любимой дочкой, он был в ярости. Он пришёл в школу, устроил разгон нашей учительнице, ходил к директору школы и к заведующей книжным магазином. Но случившегося уже было не исправить, другой школы поблизости не было, и Ирочка, пропустив неделю занятий, вернулась в наш класс.
Самым неприятным в этой истории, на мой взгляд, был тот факт, как наша заслуженная и опытная учительница могла допустить такое незаконное и противоправное, недоказанное обвинение в краже по отношению к своей ученице, права и безопасность которой она была обязана отстаивать и защищать. Это пример самой грубейшей, на мой взгляд, педагогической ошибки, которую только мог бы допустить опытный педагог. Следует отметить, что школа, в которой мы учились, считалась лучшей в нашем городе, имела первый номер, носила имя В.И.Ленина. Тогда ещё не было гимназий, но наша школа имела очень хорошую репутацию в городе, и все родители стремились записать в неё своих детей. Если подобный ужасный случай нарушения прав ребёнка мог произойти в нашей образцово-показательной школе, то что говорить о других учебных заведениях? Всем известно, как много неприятностей происходит с детьми и их родителями в течение долгих десяти, и даже одиннадцати лет обучения в школе, где в сложном взаимодействии находятся сотни детей, десятки учителей и обслуживающего персонала. Тем более сейчас, когда все сложности преобразования общественного устройства, произошедшие в нашей стране, отразились не самым лучшем образом и на школьном образовании, постоянно реформируемым и ставшим совершенно не предсказуемым.
Свидетельство о публикации №113042303429
Елена Каморина 30.04.2013 22:26 Заявить о нарушении
Алина Тарская 30.04.2013 22:37 Заявить о нарушении