Стихи формата А4. Начало
***
В последние время все чаще возникают споры вокруг стихов «формата А4», причем споры ведутся и о жанровой несостоятельности подобных текстов, и о их несоответствии правилам и законам силлабо-тонической системы стихосложения (тоническая вообще для этого формата не подходит), и о сложности восприятия художественных образов в этих произведениях, в силу «строчной неупорядочности». Лично мне эта тема очень интересна, поэтому решила написать не просто стихотворение «А4», но и охарактеризовать немного само явление.
С чего начнем? Пожалуй, с формулировки, что же такое «формат А4»? Чисто формально – это стихи, графически оформленные не традиционно «в столбик», а модерново – в строчку, сплошным текстом. (Хотя «модерновость» под большим сомнением, потому что подобное оформление встречалось у разных авторов, в разное время, но не нашло массового признания в «досовременной» поэзии).
Я не опираюсь на авторитетные источники, а лишь пытаюсь объединить некоторые свои наблюдения и изложить их в доступной форме. Помимо нетрадиционного графического оформления, данная форма изложения, по моему мнению, имеет еще ряд отличительных особенностей, как то: композиционная цельность (четко прослеживаемая взаимосвязь фабулы и сюжета, то есть последовательности событий/действий/мыслей и способа их изложения), хотя и с оговоркой – некоторые стихи формата А4 с налетом элегичности или такие, где за основу берутся приемы монодиалога, отличаются весьма хаотичной структурой.
Считаю допустимым в стихах формата А4 (далее СФА4) самые разные нарушения законов версификации: бедные рифмы, неточные рифмы, отсутствие оных в некоторых(!) местах, но строчное изложение не терпит нарушения ритма, «фальшивых нот». С размером еще как-то можно позаигрывать, а вот с фразовыми и словесными ударениями - не стоит.
И последнее, но не по значению: синтаксис. Смысл любой фразы в рифмованной прозе может измениться от неправильного знака препинания, потому что закономерность пауз не регламентируется концом строки. В «чистых» стихах концентрация мыслей и образов очень плотная – в СФА4 более важны повествовательные мотивы, не зря я назвала их рифмованной прозой.
Вообще-то, многие теоретики склонны считать формат А4 способом закамуфлировать халтурное отношение к правилам стихосложения, но, тем не менее, он уже сложился в самостоятельную стихотворную единицу и имеет право на существование и признание при грамотном подходе.
У меня получилось довольно длинное стихотворение, к тому же совершенно несамостоятельное в плане авторского замысла – я переложила известный «прозовый» сюжет на стихи, но чисто технически оно наглядно иллюстрирует вышеизложенные мной мысли.
http://stihi.ru/2009/11/06/6651
Свидетельство о публикации №113042302129
Да нет тут никаких сомнений! В древности все писали так, не разделяя на строчки.
И лишь постепенно пришли к построчной записи и к тому, что каждую строчку начинали с заглавной буквы.
И не от нечего делать, а в очевидном стремлении подчеркнуть самую основу стихосложения - фразовый ритм.
http://www.stihi.ru/2014/12/23/9611
(кстати, загляните и на остальные статьи на СЦ)
Система "А4" древняя как г... мамонта. И те кто говорят о ней как о чем-то новом, просто демонстрируют невежество.
В древности она была даже рациональной в связи с дороговизной и дефицитом писчих материалов. И, как я понимаю, в самой глубокой древности рукописные списки стихов были не первоисточником, а скорее напоминалками об уже слышанном.
И классическая форма записи - результат эволюции в сторону облегчения восприятия стихов читателем. Эволюции вполне логичной и естественной.
И для отхода от классической формы нужны какие-то более внятные основание чем просто "автору так захотелось".
Формат А4 - это никакое нее новшество, а откат в седую древность, ничем не мотивированный кроме выкусывания.
Ибо пока никто ничего внятного и убедительного не сказал - ЧТО ДАЕТ В ПЛЮС такая запись, кроме затруднения восприятия фразового ритма.
Все рассуждения вокруг того, что больше, а что меньше подходит для такой записи.
Но ничего о том, что она дает положительного и нового в художественном плане.
Кроме очевидной выпендрежности.
А вот ее минусы - вполне очевидны, и не на уровне бормотания.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 19.10.2016 03:46 Заявить о нарушении
После самого первого моего знакомства с этой формой у меня выработалась устойчивая ассоциация.
Пришли люди на концерт, но вместо того, чтобы слушать музыку, им раздали... ноты.
Теперь они САМИ должны расставить интонационные паузы, словоразделы, выстроить
композицию, оценить, а главное найти созвучия и так дальше...
Зато какая уникальная возможность для автора скрыть любые свои технические огрехи.
О
Гольгертс 19.10.2016 17:42 Заявить о нарушении
Это не писалось для тех, кто хочет(!) скрывать огрехи. Это вообще по большому счету увидело свет от нечегоделания и здорового соперничества. Вы никогда не видели, как инженеры на досуге строят невероятные конструкции из кухонной утвари? Они же не ради изобретений это делаюn, а просто потому что могут - чем гуманитарии хуже?))
Тимофей, я напишу Вам ответ на обе рецензии под последней. Благо, это не займет много киберпространства. o_-
Ольга Симитина 20.10.2016 07:32 Заявить о нарушении
Но мне не нравится, когда за эксперименты выдается ломательство.
Или вещи доступные и первоклашке. Вроде игнора заглавных букв, препинаков, произвольной разрезки на "строки"... Сюда же относится и А4.
Как отдельный эксперимент - это понятно.
Но это стало модным поветрием и появились авторы сплошь пишущие так.
И в большинстве случаев - это действительно способ замаскировать недочеты стиха.
И от этого факта никуда не деться...
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 20.10.2016 09:13 Заявить о нарушении