Свобода по Лихачёву

«Свобода  есть способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости», — сообщают современные энциклопедические словари.

«Последний русский интеллигент» Дмитрий Сергеевич Лихачев видит свободу  иначе. В своей статье «Культура и совесть» человек, лично прозванный «совестью нации», провозглашает свободу нравственную,  свободу, не зависящую (может ли нечто зависимое называться свободой?) от всякого «разумного» эгоизма.

Равна ли свобода вседозволенности? Отнюдь. Вседозволенность есть несвобода от  своекорыстия, собственных прихотей.
Может ли человек, позволивший поработить свой дух извне, считаться свободным? Едва ли.
Зато человек, свободный внутренне, всегда останется независимым.

Чем же обуславливается, «охраняется» наша свобода? Дмитрий Сергеевич утверждает: совестью. И в самом деле, именно совесть выводит нас из чащи эгоцентризма и себялюбия, она же зовёт к неподдельной, не призрачной свободе, свободе — по Достоевскому — «от самого себя», то есть от мелочных, меркантильных и внедуховных своих «потребностей».
 
Свобода есть «несводимость человека к его природе, инстинктам» — свобода бескорыстного самоограничения, свобода «овладевать» и оставаться собой, не будучи плененным своей же духовной немощью.

Любой человек сродни большому неотесанному камню, бесформенной глыбе, тяжелой и мало на что годящейся. Но вместе с тем человек есть и скульптор, чей талант —  и чья совесть — заключается в решимости отсечь всё «лишнее», избавиться от шелухи, оберточной бумаги с тем, чтобы грубый валун собственного эго обратился в прекрасную, а может и совершенную  скульптуру.

07.10.09


Рецензии