Пока свеча не погасла Вечерние стихи 24апреля
Зажги свечу, пускай горит,
Пускай творит свое свеченье
Не для забав и развлеченья,
А как преддверие зари.
Тоскливый холод превозмочь
Поможет нам свеча вторая.
Беспечно в пламени сгорая,
Она согреет эту ночь.
И.Царев
Наверное, мало кто усомнился в том, что именно 4 апреля для каждого из нас наступил момент истины. Он всегда связан с потрясением, с какими-то большими переменами. Внезапный уход Игоря Царева заставил встрепенуться всех.
Конечно, споры о поэзии и ее отсутствии велись с самой первой программы «Вечерних стихов», да и до программы никогда не стихали.
Но после 4-го апреля они достигли точки кипения, да еще в контексте объявленного пришествия золотого века поэзии… Кстати, это объявление с самого начала как-то сильно смахивало на объявление о конце света. Правда, свет по-прежнему торжествует, будем надеяться , что и золотого века не случится.
Вот именно так, все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно, да что там, просто печально.
Не случайно должно было пройти время, когда каждый из нас может подумать и сделать выбор между Поэзией настоящей, и той из золотого века –понятной и доступной любой кухарке, а потому особенно близкой и дорогой для вождей из народа, от его имени и вещающих все это время.
Каждый понимает, что это две большие разницы- Поэзия элитная (настоящая) и народное творчество, и каждый выбирает по себе. Выбор трудный, но труднее всего, наверное, команде творцов передачи «Вечерние стихи» по разным причинам, они должны оставаться бесстрастными, пока кипят эти споры.
Конечно, у явления поэзии и стихоплетства есть свои корни и своя основа.
Стоит только вспомнить, как все начиналось.
А начиналось все с греческого театра, конечно, именно там появился тот самый хор, который пел о чем –то возвышенном, потом отделился от хора солист, голос которого легко выделялся из хора, и он со временем начал беседовать с хором – так возникло и действие – трагедия. Высокий жанр не мог оставаться в одиночестве, потому что далеко не всем хотелось слышать этот хор и солиста, для этого требовался опыт, навык, да просто какой –то уровень восприятия. А ведь не только хлеба, но и зрелищ требовал и весь остальной люд.
Тогда те, кто не мог и не желал слышать такого представления, стали развлекаться по-своему.
По одной из версий, прообразом комедии стало совсем иное действие – на сцене появился человек, который вел на поводке собаку, и чтобы как-то повеселить людей, он наступал этой собаке на хост, спотыкался, падал, ругался с псиной, все это вызывало хохот в зале, было понятно, доступно, не требовало напряжения… Вот вам и новый жанр творчества, чисто народного.
Ну а потом и тот и другой жанр развивался, усложнялся, изменялся, но суть его осталась прежней от трагедии до комедии, балагана, скоморошничества расстояние и огромное и маленькое одновременно…
Вот как о творчестве пишет Игорь Царев:
Я РЯДОВОЙ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Стихи бывают как листы осоки –
Не прочитать, не искромсав души.
В них корни слов сквозь строки гонят соки,
Суть отделяя от предлогов лжи.
По тонкой грани между тьмой и светом,
Сквозь рифмы, как сквозь рифы корабли,
Проводят нас Верховные Поэты
К божественному краешку земли...
Я не ношу атласные лампасы
И не смотрю на рифмы свысока -
Я рядовой словарного запаса,
Я часовой родного языка.
Неровной строчкой гладь бумаги вышив,
Пишу, еще не ведая о чем,
Но ощущая, будто кто-то свыше
Заглядывает мне через плечо.
http://stihi.ru/2004/03/23-579
Сегодняшнее противоборство среди поэтов происходит точно так же – все крутится вокруг солиста и комедианта, с той лишь разницей, что если в старые времена эти двое не мешали друг другу жить, и у них были свои сценические площадки, своя публика, то теперь они оказались на одной сцене «Вечерних стихов». И еще одна небольшая деталь, комедианты оказались значительно наглее, агрессивнее, стали яростно бороться за свои права, вытесняя все остальное на своем пути. Но мы это уже проходили в 1917, бунт бессмысленный и беспощадный нам прекрасно знаком.
Во что это вылилось, может наблюдать любой, кто заглянет в чат «Вечерних стихов». Мы живем в преддверии золотого века, нечего смеяться, если верить некоторым из членом Худ.совета, то это так и есть.
Хочется сразу вспомнить и перефразировать другое высказывание, «Хорошо, что в эту пору прекрасную жить не придется ни мне, ни тебе».
Но вдруг придется, чем черт не шутит. В нашем мире, где развалилось образование, наука, культура, этот самый век вполне может наступить, если мы к этому будем легкомысленно относиться. И вот тогда останется развести руками и сказать о том, что после драки кулаками не машут.
При всех тех прелестях, которые щедро дарит нам интернет, появилась страшная и опасная тенденция, когда полуграмотные люди, понимающие все преимущества рифмованного слова перед обычными прозаизмами, очень хотят выделиться и самоутвердиться, ощутив себя «властителями дум».
Да что далеко ходить, помнится, когда у нас в гимназии подобрался гуманитарный класс, где писали стихи практически все, и многие очень неплохо, учительница литературы, желая доказать, что она там может и должна работать, выпустила стенгазету из собственных творений.
Это были переделки песенок, какие-то нескладушки ужасные, но их было так много, и они были так красиво оформлены, что издалека можно было принять за настоящие стихо- творения. На первый взгляд производит впечатление, бесспорно.
Правда, сами дети так раскритиковали ее, так называемое творчество, что и работать в этом классе, и что-то сочинять у нее желание отпало навсегда. Потом она быстро ушла на другую работу. Но тогда мы не были так хорошо знакомы с сетью.
Случись это сегодня, трудно сказать, чем такое творчество закончилось бы, -наверняка появилась бы страница на «Стихах ру» и наша дама создала бы круг своих единомышленников, бросилась бы защищать новый золотой век, а если вспомнить, сколько у нее энергии, то боюсь, что они бы победили.
И все это объяснимо вполне, побеждают наглые, организованные, не сомневающиеся в том, что они правы.
А Поэты смертны, они внезапно смертны, как мы успели убедиться, и вот тогда для темных сил, это момент для того, чтобы объединиться, и двинуться на оставшихся поэтов с новой силой…
Бесспорно, после ухода Игоря Царева передача изменится, она станет другой, это тот редкий случай, когда есть незаменимые люди, все уже круг Поэтов, который и без того был не слишком широким – их много не бывает…
Но в такие вот весенние дни на полянах по старинным обычаям славяне водят хороводы, чтобы создать тот круг территории доверия, куда не могут прорваться темные силы. И только в этом хороводе, внутри него сохраняется та сила, которая и может укрепить ряды, а костер, разведенный в центре хоровода, уничтожает все то темное и страшное, что мешает нам жить, недаром с огнем так много было связанно у славян.
Игорь Царев оставил нам надежду на то, что он был не одинок…
Есть демиурги языка...
Игорь Царев
Есть демиурги языка,
Язычники, языкотворцы -
Восторгом золотых пропорций
Играет каждая строка…
Кто ниспослал им этот дар?
Кто научил так изъясняться,
Что их слова ночами снятся,
Питая души как нектар?
Их слог - то строг, то вводит в транс
Тем, как божественно небрежен,
Как между строк туманно брезжит
Высокий смысл иных пространств…
Но кто бы знал, какой ценой
Им достается почерк легкий,
И сколько никотина в легких,
И сколько боли теменной,
Как прогорая до трухи
В стакане копятся окурки,
Как засыпают демиурги,
Упав лицом в свои стихи.
http://stihi.ru/2003/03/27-513
Но очень тяжело в эти весенние дни – новый год у славян начинался именно весной 1 марта, сознавать, что такие Поэты уходят «не дописав поэм», абсурдными кажутся речи карликов, которые пытаются очернить и унизить Творца.
Не в силах больше слушать саморекламу, ругань, оскорбления творцов золотого века, я ушла из сети, ушла на стадион конечно, где молодежная команда «Омских ястребов» сражалась и еще сражается за кубок Харламова..
Какое же счастье, что у нас есть хоккей, и 20 летние парни, которые дарят нам вдохновение и счастье громких побед, что нам есть с кем объединиться в победном порыве.
Там на стадионе, где за час собирается 10500 омичей с радостью, веселием, ожиданием победы, там вспоминалась идея Игоря Борисовича о том, что Поэзия должна собирать стадионы.
Реально ли это? Я смотрела на лица самых разных людей, там были и парни, и девушки, очень много детей и подростков, взрослые и пожилые люди.
Но на самом стадионе, на арене не было ни одного полицейского – за порядок можно не беспокоиться. Группа поддержки заглушала громкую музыку, московские команды, с которыми сражались ястребы, и поддержать которых в столице приходит три сотни родственников и друзей, были потрясены и как-то оробели ( а ведь это финал, это действительно лучшие, да и вообще «трус не играет в хоккей»)…Но они посматривали на трибуны и не верили, что нас так много. Они оглохли от шума и надолго запомнят нашу поддержку, а как были счастливы наши парни, играя при переполненном стадионе.
Так вот, я уверена, что золотой век для омского хоккея наступил сам по себе, хотя его никто не провозглашал и не организовывал. Да и может ли по-другому наступить этот самый золотой век?
Случится ли такое паломничество для Поэтов и поэзии – не знаю, думаю, начинать надо все-таки не со стадиона, а с концертного зала, который у нас сегодня очень красив, с зала музыкального театра, а уж потом переходить на стадион…
Но для того, чтобы это случилось нам нужно сплотиться, определиться, перестать думать о золотом веке и наконец, приложить усилия для того, чтобы Поэзия просто звучала, чтобы она была ближе к хору и солисту, и подальше от парня с собачкой на поводке.
Первое трудно, второе легко и просто, но стоит ли идти по самому простому и бесперспективному пути? Та и свист десяти тысяч на стадионе и шелест от палок -стучалок ползволит ли рот открыть народным поэтам, если в свое время и самый большой начальник не смог слова сказать, когда заревел стадион, видя, что творят судьи, как они судят в одну сторону. Успокоить стадион, если что-то не понравилось, не сможет никто....
В память об ушедших, ради живых и многострадальной литературы Поэзия должна жить, а уж как потом назовут этот век, это второй вопрос, главное, чтобы она жила, чтобы не гасла свеча Любви и Вдохновения.
Игорь Царев
Зажги свечу, пускай горит,
Пускай творит свое свеченье
Не для забав и развлеченья,
А как преддверие зари.
Тоскливый холод превозмочь
Поможет нам свеча вторая.
Беспечно в пламени сгорая,
Она согреет эту ночь.
Про третью свечку не забудь -
Приставь ее к окну, пусть светит.
Быть может, друг ее приметит
И сократит до встречи путь.
Сгорит четвертая свеча,
За нею пятая, шестая…
Вот-вот ночной туман растает
В несмелых утренних лучах.
А если ночь не станет днем,
Не слушай тьмы циничной бредни,
Не пожалей свечи последней
И обвенчай ее с огнем.
И вот тогда наверняка
Прорвется жизнь из серых буден,
А если этого не будет -
Пусти надежды с молотка.
На заработанный пятак
Купи еще свечей, кресало -
Чтоб жизнь из света воскресала,
Чтобы не гас в ночи маяк.
http://stihi.ru/2004/03/23-579
Свидетельство о публикации №113042203678
А век ожидается не золотой от пастушка, а золочёный самоварным...
Пока правит вседозволенность на пару своинствующей глупостью, ожидания трезвой стороны напрасны. Зачатился сайт "литературный". Жемчуга мало, перлы домнируют. Увы.
Вам - спасибо!
Юлия Тарусская 23.04.2013 12:31 Заявить о нарушении
Не так они сильны, как кажутся, да еще и глупы, просто остальным не надо быть добренькими и легкомысленными.
Серость и наглость правят, пока им позволяют. Но так не должно быть
Любовь
Любовь Сушко 23.04.2013 13:21 Заявить о нарушении
Гадости пишет скоропалительно, но стирает ещё быстрее.
Юлия Тарусская 23.04.2013 15:48 Заявить о нарушении
Люба
Любовь Сушко 23.04.2013 15:55 Заявить о нарушении