Разд. 8. Толстой и Лерма... 2

    Посмотрим, как переживал то же самое Лермонтов. Очевидно, что во многом ему «повезло»: осознание своего отсутствия на  планете произошло у него  очень рано. Во всяком случае, уже в шестнадцать лет им написано о смерти немало. Даже в обычном, четырехтомном издании сочинений поэта есть два стихотворения  под датой 1830—1831 годы, и оба названы «Смерть». В первом:
        Пора туда, где будущего нет,
        Ни прошлого, ни вечности, ни лет…
    Емкое (сравнительно) описание! Это просто хандра, но во втором уже ужас, который даже не хочется рифмовать — скорей выплеснуть его из себя, выписаться, чтобы прошел припадок, приступ отчаяния:
                … я вдвое
Обманут был воображеньем, если
Одно воображение творит
Тот новый мир, который заставляет
Нас презирать бесчувственную землю.
   Казалось мне, что смерть дыханьем жадным
Уж начинала кровь мою студить;
Не часто сердце билося, но крепко,
С болезненным каким-то содроганьем …
Между двух жизней в страшном промежутке …
                Я не мог
Понять, как можно чувствовать блаженство
Иль горькие страданья далеко
От той земли, где в первый раз я понял,
Что я живу, что жизнь моя безбрежна,
Где жадно я искал самопознанья…

И далее даются столь натуралистические подробности, что живо вновь приходят на память «Цветы зла»:
… Здесь кость уже видна, здесь мясо
Кусками синее висело, жилы там
Я примечал с засохшею в них кровью.
С отчаяньем сидел я и взирал,
Как быстро насекомые роились
И жадно поедали пищу смерти.
Червяк то выползал из впадин глаз,
То вновь скрывался в безобразный череп…
   Тогда изрек я дикие проклятья
На моего отца, на мать, на всех людей …

   Поэт (в стихах) проснулся — так, может быть, эти подробности он и вправду видел во сне. Но, боже, сколько надо передумать наяву, чтобы видеть такие сны! И потом, будь это сон, так не написаны же и стихи во сне!
   Наше подчеркивание отдельных строк тоже может показаться тенденциозным, но, думается, только  на первый взгляд.
   По нашему мнению, ужас смерти для Лермонтова был пороком, который необходимо скрывать. Отсюда вуаль сна и бессмертного духа, слетевшего на землю. Да и стихи ведь в печать не предназначались …
   Нет, это подлинное, клиническое описание мозговых процессов, поэтический отчет перед самим собой.
   И еще одно нужно сказать: что умные деятельные натуры не могут часто и много писать об этом. И жизнь людей, кстати, вихрит, отвлекает «мышьей беготней» от мук и раздумий, тем более если стремиться сознательно отрешиться от них.
   Но если читать внимательно стихи поэта — сколько горькой отравы в них скрыто, конкретной муки, сознания бренности всего!
   Прямые перепевы стихотворений «Смерть» — две «Ночи», датированные 1830-м годом. Мы не будем подробно цитировать эти стихи, не станем и выискивать тайный смысл между строк поэта — sapienti sat! Нас будет интересовать — что противополагает поэт смерти. И здесь мы совершим тяжкий грех, обратившись к заклейменному «педанту», беспартийному и буржуазному ... исследователю жизни и творчества Лермонтова — Нестору Котляревскому.
   ((Было бы еще большим грехом сказать, что мы влюблены в этого человека, но просто нельзя выдавать только за свои мысли, что — хотя и позднее, чем в себе, — открыто в другом. Да, Котляревский «украл» наши соображения и догадки. Можно даже сказать: дернула же нелегкая прочесть его в марте 69-го года, когда некоторые идеи были у нас самих в 65—66 годах. Но понесем с достоинством свой крест)).
   Нестор — так же — обращает внимание, что поэт стремился рано к чему-то, что он жадно торопился что-то совершить. Отсюда столь верная мысль: «Лермонтов не сказал, что именно желал он совершить достойного бессмертия и величия. Каждый раз, когда он касался этого вопроса, он обходил его в общих выражениях; он только боялся, что не успеет совершить «чего-то». Это «что-то» остается неуловимым призраком, который преследует Лермонтова  и всех его героев. Всегда им кажется, что они делают не то, к чему призваны» (Котляревский Н. Лермонтов. — Пг., 1915, с. …).
 И в самом деле, если вообще герой любого писателя и поэта есть часть души самого создателя, то все герои Лермонтова стремятся к большему, чем имеют. Вот разве только Печорин пережил пору и стремления, и успокоения а ля Арбенин с его любовью к Нине. Но о Печорине еще речь впереди.


Рецензии
Большое спасибо, Игорь, за ваши работы, они для меня очень интересны, хотя эта статья оставила в душе тяжёлый осадок... Наверное, из-за стих-ния Лермонтова.

С неизменным уважением и благодарностью,

Эмилия Нечаева 2   20.05.2014 12:29     Заявить о нарушении
А ещё и потому, что вспомнилось лично моё, пережитое видение или сон, не знаю.
Видела. 2 раза. Первый раз лет в 13-14 в образе молодой красивой девушки, не старше 18лет. Второй раз лет в 40, тоже в образе очень красивой женщины, примерно моего возраста. И, если первая вела меня за собой(ей помешала увести моя проснувшаяся сестра), то вторая, показав мне путь, сказала: "Не в этот час"

Возможно, видел что-то своё и Поэт. И осмыливал, и разбирарался со свойственным ему, как вы говорите, интеллектом и т.д. Я,рассказав по горячим следам кой-кому из близких, постаралась об этом больше не думать,хотя такое не забывается, и при воспоминаиях всё всплывает до малейших деталей и оттенков. Позже я написала стих-ние(если интересно)http://www.stihi.ru/2012/03/31/7542. После публикации было много "шума", но, когда ходила за ссылкой, обнаружила, что большей части рецензий нет, куда-то пропали. Но неважно. Больше всего "шумели" по поводу "Красавицы"-слова. Попыталась объяснить, под стихом есть ссылка, но почему на самом деле не говорила. Это говорю только вам. И можете отнестись к этому как угодно: уверять ни в чём не стану.
А это, мной написанное, пожалуйста, удалите,- не нужно чтоб кто-то ещё читал.
С уважением и дружеским теплом, если непротив,

Эмилия Нечаева 2   20.05.2014 12:49   Заявить о нарушении
Дорогая Эмили, не умею удалять, не знаю, ни разу не получилось. Но кто будет читать: на этот мой экскурс никто не ходит, так что все спокойно, как в склепе... Простите, кинулся и сегодня удалить, по Вашей просьбе - тот же результат.
Но прочел все, на что Вы ссылались. Прочел и некоторые отзывы на Вашу Красавицу... Сказать, что она наделала много шуму, не совсем будет точным. Возражения некоторых верующих знатоков и нервных читателей еще не шумиха...
Я бы стал оценивать только художественную сторону произведения, только... После Бодлера и Лермы меня не коробит Ваше описание Танатос. Но с художественной точки зрения, по моему принципиальному убеждению, это крайне слабо.. Да, это для ВАс лично дерзкий выпад, почти эпатаж публики, но в поэтическом плане это просто рассказ женщины, которая много думает о том, что ею в данном случае написано. Но ведь даже у Лермонтова это скорее отвратительно, чем поэтически совершенно. Но что с него, мальчика, взять?!
Эту тему надо обыгрывать либо с пиратским надрывом, либо с юмором или улыбкой. А Верующие не принимают ни того, ни другого. Атеисты о смерти стараются не писать, потому что для них смерти нет, ибо они ее не ощутят.
Сам я, грешник, не раз писал о кончине, например в цикле "Запредельное": Finita vita, и писал без надрыва, спокойно, как готовый к этому событию... Есть у меня еще, к примеру, и тема Сна - "Сон" (сейчас прервусь, поищу, но вынужден сохранить написанное...

Игорь Карин   20.05.2014 17:15   Заявить о нарушении
Цикл "Мои демоны": "Сон" - очень "реальный" сон, ясный, четкий, не прерванный до конца - и это Вам должно многое сказать. А если зададите вопрос, отвечу.... Антураж -реальный читальный зал и вообще... Прошу обязательно посмотреть.. А потом мы поговорим на эту тему. И не бойтесь ВЫ никого, я же не боюсь... Так, тема смерти - одна из самых главных тем моего романа "Выбор",и я даже горжусь тем, что она там присутствует, ибо помню, что Лев ТОлстой почти в половине своих произведений писал о муках своих героев, сознающих их смертность...И вообще: масштаб писателя или поэта для него определялся тем, как тот пишет о смерти... Так что Лев Толстой хорошо бы отнесся к моему роману...
Пожалуйста, уж коли мы через Лерму зашли в такие дебри, не отрекайтесь от диалогов и новых чтений наших с Вами произведений... "И пусть люди говорят что угодно" (Данте, извините, что не по-итальянски)... Игорь Карин...

Игорь Карин   20.05.2014 17:30   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь!
"я бы стал оценивать только художественную сторону произведения, только... После Бодлера и Лермы меня не коробит Ваше описание Танатос."-- простите, но я предложила вам это стихние, только " в связи", для ознакомления что ли, но не для того, чтобы вызвать какие-то чувства, да ещё и покорбить.

Но уж коль вы решили! То только могу искренне поблагодарить.

"Но с художественной точки зрения, по моему принципиальному убеждению, это крайне слабо" - согласна, я тоже думаю, что это не есть художественное произведение, здесь просто зарифмовано (неплохо, кажется) то, что хотелось бы сказать в последнюю минуту.
" Да, это для ВАс лично дерзкий выпад, почти эпатаж публики" - публикуя, не думала, что кого-то удивлю, шокирую и т.д., просто хотелось поделиться.

" но в поэтическом плане это просто рассказ женщины, которая много думает о том, что ею в данном случае написано."-- совершенно верно! Об этом я вам и сказала только что.

С благодарностью и уважением к вам,

Эмилия Нечаева 2   21.05.2014 14:10   Заявить о нарушении