Проповедь Феофана Затворника 6. 12. 1863г
Гена Новик
Скопировано из Интернета
****
Слово в день тезоименитства Наследника Цесаревича Николая Александровича …
Ниже мы публикуем одно из «Слов» святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894), произнесенного 6 (19) декабря 1863 года, в бытность епископом Владимирским.
Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: О Православии с предостережениями от погрешений против него: Слова еп. Феофана: (Из слов к тамб и владимирской паствам, 1859, 1861, 1867 и 1869) / (Репринт: Изд. отдел Московского Патриархата, 1991. - С. 42-46) подготовил А. Д. Каплин. Некоторые цитаты после сверки изменены с конкретизацией ссылок.
+ + +
Празднуем ныне Святителю и Чудотворцу Николаю, скорому всех помощнику - во всех нуждах, скорбях и теснотах. Да призрит он на нас свыше и, от Престола славы Божией, молитвою испросив, к нам да ниспослет утешительное, просветительное и руководительное во всем осенение благодати Божией. Это потребное и нам, а тем паче наследнику Всероссийского престола, Благоверному Государю Цесаревичу Николаю Александровичу, надежде нашей и Отечества. Молясь о здравии и спасении его, ныне, в день тезоименитства его, чего другого лучше и пожелать ему? Когда будет над ним осенение свыше,- все будет - будет слава его, яко полудне, а потом престол его, яко дние века.
Но, братие, участь царственных лиц не такова, как участь лиц частных, и устроение жизни их не то же, что устроение жизни каждого из нас. - Частные лица суть сами одни виновники своей участи. Участь царственных лиц и престолов - не от них одних, а вместе от духа, правил и стремлений самого народа. Как часто Богоизбранного и Боголюбезного царя отъемлет Господь вместе с престолом и царством у народа, который сам себя сделал того недостойным! - В сей мысли обращаясь в будущее и молитвенно желая непрерывного ряда престолонаследий в Отечестве нашем, нельзя вместе с сим желанием не взять на себя и неотменных обязательств пред лицем всеправящего Промысла, исполнением которых определяется наше достоинство на милости Божии и условливается прочность престолов.
Престол царственный будет у нас непоколебим во веки веков, если мы сами из себя составим нечеловечески прочную, но достойную особенного Божия благоволения и покровительства основу ему.
В пояснение сего укажу вам на скорбную некоторых народов участь, которая гласным судом Божиим определена в наказание за нрав их худой и дела их недобрые. - После сего сами уже вы наведение сделаете: не будем таковы - не испытаем и той же участи.
Был народ - вавилоняне. Бог по особенным Своим намерениям дал ему силу, которой никто противостоять не мог. И покорил он под власть свою весь Восток. - Смиренно воздать бы славу Богу, но он возгорделся до того, что Бога не боялся и людей не страшился. - И вот суд, изреченный чрез пророка Исайю на гордый Вавилон: ты рекл eси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой... Взыду выше облак, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13, 14)... Ныне же во ад снидеши, и во основания земли... и повержен будеши в горах, яко мертвец... и положу тя пуста, яко возгнездитеся в тебе ежем, и будет ни во чтоже (Ис. 14,19,23). - Это и исполнено. Так Бог гордым противится, смиренным же дает благодать - Смиримся под крепкую руку Божию, - и Он не уничтожит, а возносить будет паче нас всегда во славе.
Были сирияне - народ несильный. Бог благословил их довольством и много раз ограждал безопасностию. Забыли они о Боге Помощнике и, вместо Сотворшего их, основали все надежды свои на одних союзах с соседними народами. За это Бог прогневался на них,- и вот суд Его чрез пророка Исайю над Сириею и Дамаском, столицею ее: се, Дамаск возмется от градов, и будет в падении (Ис.17,1). К сему не будет царство в нем,- и останок Сирян погибнет» (Ис.17, 3)... Зане оставил ecи Бога Спаса твоего, и Господа помощника (Ис.17, 10)... и возуповали на дела рук своих... народы (Ис.17, 8). О, люте множеству языков многих. Аки море волнующееся, тако смятется... аки прах плевный (мякина) вьющих против ветра, и яко прах колесный (пыль) в бурю развеет вас гнев Божий по странам, чужим вам (Ис.17,12,13).
Это и исполнилось! - Так, братие, тот, кто уповает на людей, как на трость сокрушенную опирается. - Отвращает Господь лице Свое от него и предает его в руки падения его. Уповающего же на Господа милость обыдет. Живый в помощи Вышнего в крове Бога Небесного водворится... Не приидет к нему зло и рана не приближится телеси его. - Таков закон и относительно каждого лица, и относительно целого народа. Сами видите, что лежит на нас посему.
Были тиряне - семя купеческо - купцы финикийские. - Как сетью осетили они кораблями и колониями все прибрежные страны и стали сильными князьями земли; но, забыв правду в безсердечнойой корысти, начали они потом поглощать чуждое достояние, как пиявица сосет чужую кровь. И вот отмщение праведной десницы Божией неправедному купеческому народу! - Плачитеся корабли Кархидонстии, яко погибе Тир и отведеся пленен. - Кто сия совща на Тира... Господь Саваоф совеща разсыпать достояние его и обезчестити славу его. Рука Его ктому не укрепится по морю, разгневывая царей... Ктому не приложите укоряти и обидети... Возми гусли, обыди град, блудница забвенная, добре погуди и воспой плачевную песнь о прежней славе твоей (Ис.23,1,8-9,11-12,16). - Это и исполнилось.
Так, бр., неправда, насилием или хитростию успевающая в онеправдованиях, чуждоприсвоениях, торжествует обычно до времени. - Но есть око, блюдущее правую сторону; исполнится мера беззаконий, и суд Божий не закоснит. - Так для всякого лица, так и для всякого народа!
Не продолжу более указаний! - Итак, дух смиренной покорности Богу, дух совершенной преданности Его водительству и крепкого упования на Него Единого, дух правды народа к народу, чуждый всякого неправедного присвоения и насилия,- вот дух Богоугодный, не гнев, а милость привлекающий свыше и сообщающий благонадежную крепость царствам. Бог никогда не оставит народа, так расположенного и таким духом исполненного. Расположим и мы себя так всегда, и милостив к нам будет Господь. Плещами Своими осенит нас и рукою Своею укрепит и заступит.
- Вот недавно восстали на нас Вавилон гордый - Франция, - Сирия слабая, опиравшаяся на союзы, - Австрия - и Тир торговый - Англия! - Как мы смирились пред Богом, как рабы покорные и всеми оставленные, на Него Единого возложили все упование свое, не чуждое присвоить, а свое только удержать желая, то и сподобились милостивого призрения и заступления Божия. - Какой дух силы послал Он нам! И в какое смятение привел умы и сердца покушавшихся онеправдовать нас! -Так и всегда будет. - Если сохраним сей дух смирения, упования и правоты, Бог не только сохранит нас, но изберет в орудие исполнения Своих промыслительных планов относительно всех сопредельных нам народов, -милость или суд возвещая им чрез нас.
Я указал вам характеристические черты всего лица народного, привлекающие милость Божию. - Но народ сам в себе есть многосоставное целое. Как крепость тела нашего зависит от неповрежденности частей, так и крепость государства - от праводействия составляющих его классов народа.- Возьмем опять учителем святого пророка Исайю и поучимся у него, что требуется от нас для прочности государства и в сем отношении. - Дух Божий вводил дух сего Пророка во все пути жизни народа Божия и отметил пророческим наложением суда и наказания все, раздражающее Бога и привлекающее гнев Его.
- Прислушайтесь, что такое, - чтоб видеть, чему не следует быть и у вас, если не хотим потерять милости Божией! - «Князи твои» (вельможи, знать),- говорит святой Пророк, - не покаряются, замышляют новые законы и новый образ правлений. Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф: горе крепким во Израили: не престанет бо ярость Моя на противныя... И непокаряющихся погублю.
Судии твои,- говорит далее Пророк, - все гражданские чины, - на мзде судят, заодно с ворами и грабителями, любят дары, сирым не судят, и суду вдовиц не внимают. Сего ради тако глаголет Господь: наведу руку Мою на вас, и разжегу вы в чистоту и всех беззаконных погублю (Ис.1, 23-25). - Как это, взывает потом св. Исайя, Сион град верный стал полон суда!- Прежде в нем правда почивала, а теперь в нем грабители и обидчики мерила неправедные, серебро поддельное, вино, смешанное с водою?!. И такой пишет о них приговор: горе глаголющим доброе - лукавое, и лукавое - доброе, полагающим горькое сладкое и сладкое горькое!
Како сгорает трость от углия огненного и сжигается от пламени разгоревшегося, так корень их - яко перст будет, наложит руку Свою на них Господь и гневом Своим поразит их (Ис.5, 20, 24-25). - Посмотрел потом Пророк на то, как иудеи проводят время, - и увидел, что с раннего утра встают и ждут вечера (балов, театров) затем, чтоб веселиться с гуслями, и цевницами, и тимпанами, и свирелями; на дела же Господни - благочестивые порядки жизни - не взирают и о делах руку Его не помышляют. - И вот им суд: разшири ад душу свою и разверзе уста своя... и снидут в него вси богатии, безумно веселящиися (Ис.5,11-14). Посмотрел Пророк на женщин - и вот что увидел! - Вознесошася дщери Сиони, и ходиша высокою выею, и помизанием очес, и ступанием ног, купно ризы влекущия по долу (нынешние уборы), и ногама купно играющие (танцы); и вот что присудил им: смирит Господь начальныя дщери Сиони... и отымет славу риз их... и вплетения златая... и перстни, и мониста, и запястия, и художныя усерязи... и восплачутся хранилища утварей их (Ис.3,16-19,25). - Когда, наконец, обозрел он весь народ и все неправды его, то в горести воззвал: тлением истлеет земля, и расхищением расхищена будет земля... бо беззаконие сотвори живущих ради на ней, понеже преступиша закон, и измениша заповеди, разрушиша завет вечный (Ис.24,3,5).
Вот порядок жизни богопротивной, привлекающей суд и наказание. Наказания сии поражают грешащих по частям - каждого в роде своем. Но когда потом зло - не останавливаемое - охватывает весь народ, - вся земля полагается пустою и становится жилищем филинов и нетопырей! - Что следует из сего, сами видите. - Хотите упрочить царство? Надо бегать таких дел и порядков, кои привлекают гнев Божий и поражают все народное тело.
Идут ли к нам и в какой мере идут все укоры и грозные приговоры Пророка, сами посмотрите. Дай Бог, чтобы совсем не шли. Но если идут, лучше исповедать то и исправиться, нежели прятаться под личину исправности, оставаясь неисправными. - Не человеческий суд, а Божий! Око же Божие и в темных сокровенностях все видит.
Вот мы часто хвалим себя: Святая Русь, православная Русь. - О, когда бы навсегда остаться нам святыми и православными, - по крайней мере любящими святость и Православие! - Какой верный залог несокрушимости имели б мы в титлах сих! Но осмотритесь кругом! Скорбно не одно развращение нравов, но и отступничество от образа исповедания, предписываемого Православием.- Слышана ли была когда - на русском языке - хула на Бога и Христа Его?! А ныне не думают только, но и говорят, и пишут, и печатают много богоборного.
- Думаете, что это останется даром? - Нет. - Живый на Небесех ответит нам гневом Своим и яростию Своею смятет нас. - Запад увлекает нас? - На Западе заходит уже солнце правды. Мы же восточные, должны пребыть в свете и не только освещаться, но и светить всем. - Вот была недавно политическая коалиция против нас. - Слились мы все в одно желание и пресекли самое покушение нападений на нас. - Сделаем то же и в деле веры. -Там, на Западе, есть другая коалиция, направленная против света веры нашей. -Возстают одни за другими злые учители.
Тучи злых помышлений воздвигают, чтоб омрачить солнце, освещающее нас. - Дал бы Бог, чтобы и в отражении сих врагов слились мы все в живое единомыслие Православия и совокупными усилиями свеяли с земли нашей навеваемый оттуда тлетворный прах. - Вот англичане ныне отличаются верностию началам веры своей; а прежде что было? - Безбожные учения ведь у них начались. - Как же так успели они очиститься? - Так, что, когда безбожники начали у них распространять свои учения, они все поднялись - и духовные, и больше еще светские, - и беседами, проповедями, собраниями, писаниями переспорили все суемудрия христоборцев, - убедили всех в их лживости и тем спасли веру в королевстве своем. Теперь страна их чиста от христоборцев.
- Нечестие это перешло к французам и немцам,- а от них заходит и к нам. - У нас расходится потихоньку. - Как же нам быть? - Так оставить? Все наконец повредятся в вере. - Воздвигнуть надо дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, не согласного с ним. - Этим одним отразим врагов Христа, как отразили коалицию врагов отечества. - Начать должны вы, - светские, и из вас - более образованные. - Между вами расходится зло, вы должны начать и восстание против него... Ваше молчание будет - или неверие, или равнодушие к вере. - Говорите же и пишите. Вы всё слагаете на духовных.
- Да мы только по догадкам судим, какие речи там между вами ходят. Кто из вас приходил когда к духовному отцу и открывал ему болезнь свою, - что вот-де слышал то и то и смущаюсь? - Едва ли есть такой. А иной и совсем запутался в неверии, а приходит и говорит, как верующий. - Что же можем мы, когда вы так отчуждаете себя от нас и скрытничаете. - Давайте вместе действовать. Откроем беседы с церковной кафедры, заведем вечера для чтения и собеседования, будем книги составлять - все сделаем в защиту веры.- Только сделайте вы начало. - Придите и откройтесь, что такое там делается между вами. Мы гадаем только, что есть лица, кои составляют заговор против Христа Спасителя и Святой Церкви Его. - Но какими мыслями они руководятся - не слышим. Спорить же с предположениями есть то же, что бороться с тенями. - Вот - поневоле и остаемся бездейственными.
Вот договорился я до скорбных речей. - Но не беру слова назад. Господь да умудрит всех - и вас, и нас - соединиться воедино в деле защиты веры!- Ревнитель Православия - Святитель Николай да озарит умы наши и своею ревностию по святой вере да исполнит сердца наши - стать за славу Бога и Святой Его Церкви. В этом залог не спасения только вечного, но и благоденствия временного. Аминь.
© Copyright: Гена Новик, 2013
Свидетельство о публикации №213032401949
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Рецензии
Свидетельство о публикации №113042102511
.................................
Лучше не скажешь.
.........................
Аминь!
Владимир Гусев Тульский 12.05.2015 14:15 Заявить о нарушении
Сейчас прочла несколько статей о Брянчанинове... Какие всё-таки люди жили в старые времена... Оказывается, в ту пору кто-то считал Феофана Затворника выше, кто-то его, а для нас оба они такие недосягаемые вершины и Светочи...
Рада Вашей поддержке, Владимир.
ВСего доброго.
Людмила Векшина 12.05.2015 19:15 Заявить о нарушении