Демон. Раздел 5
Для вящей убедительности родственности всех героев Лермонтова последим-ка за ними в столкновениях с людьми. Вот они, их деяния! Демон — представитель антимира — убивает своим приближением Тамару. Арбенину никак неймется отравить Нину. Печорин в «Лиговской» тиранит Краснинского, а в «Герое» — Бэлу, Максим Максимыча, Ундину, Веру, Мэри и даже убивает од-ного для разнообразия. Это же оргия убийства, необузданного зла, говоря ученым языком.
Ну как тут не мучиться сознанием того, что силы творческие уходят не туда. Нет, Лермонтов не мог не сознавать бутафорности страстей своих героев! Демонизм явно надоедал ему своим однообразием. Сколько раз еще в юности он восклицал по этому поводу: «мой бред!» Слово «бред» остается на всю жизнь выражением второй натуры, той половины, которая трезво судит первую, то есть демониста.
В подтверждение такого заявления опять же можно привести множество цитат из творчества поэта. Остановимся лишь на «Сказке для детей». Сказка эта явилась как бы девятым вариантом поэмы «Демон». Написана она на год позже последнего «Демона»:
Кипя огнем и силой юных лет,
Я прежде пел про демона иного.
То был безумный, страстный, детский бред …
И через две строфы повторяет:
… И этот дикий бред
Преследовал мой разум много лет.
Но я, расставшись с прочими мечтами,
И от него отделался стихами! ..
Демон вовсе не развенчан в «Сказке» — он превращен в этакого мелкого беса, вынужденного рассказывать сказки у постели девушки.
Что ни говори об иронии и двойной иронии, но ясный, разящий смысл этого «бреда» вовсе не двояк. Есть только одно его толкование — тяготение поэта своей второй — не чужой и не дальней — половиной.
Да, Лерма не мог не завидовать мучительно пушкинской многогранности и неколебимости духа … Не отсюда ли вышла смерть Печорина как последний приговор демоническому?! (Вспомним, что прочие-то демоны оставались живы!) Не отсюда ли желание иронизировать над Печориным, а того сильнее — над Грушницким, который не демон еще, но только учится на него…
Словом, с концом Печорина кончается молодость поэта, затянувшееся единоборство с самим собой. Конфликт близится к завершению. Да, тот конфликт, лишь середину которого — по хронологии — представляет поэма «Демон». И попытавшись доказать непрерывность этого конфликта от 29-го до 41-го года, попробуем теперь раскрыть его суть.
Свидетельство о публикации №113042000910
Посмотрите, пожалуйста, Игорь, http://www.stihi.ru/2012/04/16/8137, кажется, у нас у всех есть какая-то другая половина...
С уважением,
Эмилия Нечаева 2 14.05.2014 16:34 Заявить о нарушении
Ваш Игорь Карин.
Игорь Карин 14.05.2014 18:59 Заявить о нарушении
Ну кто ж не пожелает? Конечно, пожелаю.
С теплом и улыбкой,
Эмилия Нечаева 2 15.05.2014 16:32 Заявить о нарушении
Вот выброшу на страницу первый блин, да и скажу: "Для Нечаевой и консортен" - и пусть другие прочие не пытаются...
Вообще мне удалось опубликовать только "Эскиз философской теории личности", потому что дальнейшее мое толкование было осмеяно докторами философии, ибо оказалось, что немногие из них Личности в философском смысле.
Но еще скажу: поскольку стадий три, то и смыслов жизни тоже три. Первый, например, можно назвать условно "становление подростка": скорей туда, где взрослые знают и могут такое, чего нам не позволяют. Это путь скорее от людей, чем к людям. Второй смысл - возвыситься над окружающими, стать "суперменом", то есть демоном по сути, и "законно" презирать род людской. Это "многих славный путь!" Третий смысл - главный! - слияние с "родом" (Марксово слово - означает и народ и потом - человечество). Но тогда это служение этому роду, полное порой отречение от себя - и никакого эгоизма и демонизма! Об этом я и писал в работе, которая называлась вначале "Проблема конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"" и которая превысила размеры любого истфиловского диплома... Но для этого мне пришлось ПО СТРОЧКЕ перечесть и переосмылить ВСЕГО Лерму и тьму статей о нем, в том числе и заметок о нем ДОстоевского и других... И одним из кумиров и учителей тут оказался В.Г. Белинский - гений гениев среди критиков-литературоведов.
"Вот так, в таком разрезе" (кажется, Райкина слова). А вообще-то, смыслом жизни для меня давно стало внедрение в сознание людей этой истины о трех стадиях, хотя любая религия неявно их пропагандирует, что и свидетельствует о мировом, даже космическом значении этой триады: животное - человек - гений. То есть для каждой планеты, населенной животными, которым и предстоит стать Мыслящими существами. Везде в Космосе, на мириадах планет!.. Сюда входит и гибель учителей на крестах и кострах. И я об этом упомянул в моей поэме "Смерь Стиляги" (430 строк).
Прости, Эмилия, меня "понесло", как сказано о Бендере. Но если читать Вам можно, то буду стараться... Ваш Игорь Карин...
Игорь Карин 16.05.2014 19:54 Заявить о нарушении
Лично для меня пока хватило наикратчайшего курса этой теории изложенной вами здесь. Это ведь серьёзная работа как и для вас, так и для интересующегося, а времени для серьёзного умственного труда у этого интересующегося пока, увы, нет.(((
с уважением и благодарностью за ваше внимание,
Эмилия Нечаева 2 19.05.2014 13:14 Заявить о нарушении