Деловой универсализм

 
27.09.09- 20.04.203

1. В нашей академии должен культивироваться цивилизационно  -  деловой Универсализм (речь идёт о новом типе миропонимания, утверждающемся в отношениях экономических субъектов; XXI столетие). Он (Универсализм) включает в себя  пять позиций: интеллектуализм, элегантность, безавантюрность в целеполагании и сделках, сильное желание быть первым среди первых людей этой сферы жизни, и право с большой осторожностью относиться к тем, кто считает богатство высшей целью развития.
Ведь фаворитами цветов и звёзд были и остаются непрагматичные чудаки  - дон кихоты, гамлеты и дездемоны, обитатели хрустальных башен  и бунтари, а в историческом ряду живых существ – будды и периклы, аристотели и эвклиды, геродоты и асклепиады, в последующие эпохи эдисоны и павловы, менделеевы и энштейны. Подчеркнём, что эти пять позиций (в качестве заданных свойств современного бизнесмена) помогут сформировать такого выпускника Академии, достоинства которого будут  отличаться в лучшую сторону в сравнении с такими же параметрами личности, если говорить о выпускниках других вузов  экономического профиля.
2. Наша аксиома: человек должен бояться своей заурядности и бороться с  ней -  в самом себе, ибо неспособный ни к чему способен на всё. Цитируя древний афоризм,  будем последовательны в оценке носителей разума. Во все времена, победа над заурядностью  - это и есть прогресс! Не так ли, дорогой читатель?
***
Нам больше знать нельзя
Нам до конца бы разобраться
Что натворили мы скользя
Летя, как ток электрический.
Это какой этаж, скажите?
Такой же, как и все – второй
***
3. В исторической памяти многих поколений каким-то образом представлен период жизни-без-прогресса. В Библии так и сказано: “Что было, то и будет”,  “всё возвращается на круги своя “.  Когда же изменения становятся неотвратимыми, знания празднуют победу над невежеством, архаика отступает, потребность в новом доминирует, способ передачи известного от поколения к поколению – резко усложняется, тогда и реализуется возможность представить понимание текущих событий, в целом - порядка вещей, как новую  картину мира. 
Варшавский культуролог Л.Кумор воспроизводит интонацию Ницше, давая оценку жизнеустройства людей XX столетия: “Мы богаче наших внуков, - говорит он,- на тысячи ещё не изобретённых вещей”. Опираться же при этом мы привыкли на известные  только нам реалии – великое множество вещей, техническую атрибутику современности. Да, мы уже давно привыкли к машинам – во всём их функциональном разнообразии. Но прогресс людей  - нечто большее,  чем прогресс машин. А покамест заурядных людей (и примелькавшихся машин) - грандиозное большинство (так считал ещё Фридрих Ницше, давая оценку своим современникам и предшественникам, будучи сам жителем и беспощадным критиком своего века  - ХIХ).
4. Размышляя над  подобного рода негативом, не побоимся усмотреть в нём ситуативную необратимость. Вырываясь  за пределы своей неметафорической трагичности,  Ф.Ницше назовёт людей – “червяками”, войну - их призванием.  О. Шпендлер  только уточнит ницшеанский приговор, провозгласив  «закат Европы»  –  сбывшимся.

5. Рефлексия современного европейца по поводу утрат и находок в повседневно-героическом контексте жизнедеятельности миллионов что-то делающих и бездеятельных людей – камуфлирует массовый и личностный трагизм. Происходит это при полном отсутствии “героев и антигероев ”, поскольку уже давно действует ролевое существо – нечеловеческий человек Кафки, или одномерный человек Маркузе. Бесхитростно-нигилистически звучит реплика С.Мрожека: “Случаются там и сям трагедии, но ничего из них не следует ”.  «Почему?» - ответ даётся многими критически мыслящими интеллектуалами Запада. Эта многомиллионная цивилизация уже представлена  своей квинтэссенцией – “одномерным” Я, или  - заурядностью, многократно умалённым простаком Ф.Рабле .  Теперь можно сказать:  трагедия человеческого рода состоит в том, что с заурядностью не боролись в течение многих тысяч лет и она воспроизводила себя.
6. Иронические высказывания в адрес дураков не могли и не могут помочь делу преодоления трагизма бытия. Наш современник заметил, не без сожаления отказавшись от штампов статистической цифири: “Давно повелось так на нашем веку -  На каждый прилив по отливу, На каждого умного по дураку, Всё поровну, всё справедливо” (Б.Окуджава). Не потому ли, человечество вот уже многие века не выходит из состояния интеллектуальной катастрофы (из-за равенства сторон: дурак не уступает своей альтернативе).
7. Вспомним приговор А.С.Пушкина своей эпохи: “Оспаривать лжеца, шутить над дураком,  и спорить с женщиной – одно и то же. От всех троих избавь нас, Боже”. Понять эту коллизию, необъяснимо быстрое время трансформаций умного и глупого, их смешения – значит совершить рывок за пределы страшных обстоятельств, в которых люди культивируют заурядность, привыкают к ней, более того, подчиняются ей.
                ***
8. “Родина и Чужбина” – две незамысловатые и фантастически сложные  одновременно, идеи Человека Планеты, открывателя и покорителя пространств, с их широтой, долготой, с их параллелями и меридианами. Чего больше в движении людей по местам и местностям – неприкаянности, планетарного инстинкта, умеющего пробудить неудовлетворённость  -  открытой частью поверхности. Прав ли путник утверждая: “Ваше благородие, госпожа чужбина. Жарко обнимала ты, да только не любила…”(Б.Окуджава).
…Чужое и родное прячут в себе убого пресмыкающееся чувство вины.  В ком бы оно (это чувство) не вздрогнуло  и не закрепилось, чужое видится убогим, а родное жалким.  Их девальвация страшна тихогласным “быть тому так!” Кто мы, теряющие “всё” и не имеющие права найти подлинник абсолютного?  Именно так мы идём в революцию, чтобы защитить своё “всё” и отдать “всем”, благодарность которых очень редко солидаризуется с поступками прозревших буянов и домоседов. С убогим и убогой всё понятно – для Аспазии, для Клеопатры, для жены Сократа – Ксантиппы – рыжей и вздорно-воинственной подруги гнева.
                ***
Когда убожество помочь
Пытается -  убожеству,
Оно на божество не прочь -
Похожим быть!
Набором слов и эпигоны заунывности
Себя догматикою пестуют
Их бесприютным множеством,
Для вздора полного,
 Для радости – бесстрастно небольшого.
***
Улетают птицы из темницы
Родины, похолодевшей вдруг.
Что их ждёт?– Путь, чтобы возвратиться
В не родной им и далёкий юг.
А потом – всё снова повторится:
Птицы улетают из темницы,
Как бы ни  согрела их чужбина,
Путь домой – удачи половина.
            ***
Спасибо, люди научили
Всему, что я теперь могу, -
Не потеряться в дней  пучине
При полной тьме на берегу.
Не унывай, не падай духом
При беспощадности извне,
В которой бьет кулак  разрухи
В лицо и в грудь, и по спине.
Нужно прийти в себя мгновенно,
И сдачи дать. В науке сдач
Нас учит тишина Вселенной,
Наш звонкий смех и вражий  плач.
***
Быть в моём возрасте таким
Как я – чтоб Солнца кредо
Влюбилось в мой красивый гимн,
Это и есть моя победа.
Всё меня воспитывало там –
Заводской гудок и птичий гам,
Командиров искренняя речь,
Производство книг на  безупречном
Лексиконе  заповедных встреч.
И любовь в глазах тоски о  вечном,
Календарь, чтоб в светлый век идти –
Как идут на умную работу.
***
9. Мы живём под жестокой, но исцеляющей нас властью Целого. Мы всё больше избавляемся от воздействия со стороны иллюзий, оглупляющих нас во всё большей степени. Иначе как можно объяснить парадокс уверенности, согласно которой мы зачисляем наш мир в разряд скоплений, а их природу подчиняем непроверенной выдумке про фрагментарность сущего.  Наивен и прав тот, кто допускает, что в каждой точке Вселенной содержится вся Вселенная. Вся ли? Абстракция всегда приходит на помощь  идущему  в бесконечность противоречий, гордящихся связью вещей и мыслей.
Ты носом не крути над запахом травы!
Пусть беспокойство пчел, чей гуд привычно кроток,
Тебя разбудит, и прекрасный мед
Как образ устоит в потоке впечатлений.
Жизнь сладостной, конечно, быть должна,
Пчела лишь истина живая –
Так пишут все историю времён
Последних птиц отпустит стаю –
Осень – дождь, тайна и закон.

***
Я искусству радости обучен:
Верю в то, что скоро будет лучше.
Кто бы в этом не засомневался,
Жизнь светлеет в том,
Кто к ней прорвался.
***
Между небом и землёй,
Между мужем и женой,
Между полем и домами,
Между делом и словами,
Между гробом и стезёй,
Между сказкой и борьбой
Есть то главное, о чём
Нужно помнить, как солдату.
Он один перед врагом,
 Он ведомый и вожатый,
                Он бессмертных дел -  глашатай.
Солдат!
Ты рождён, ты пал в бою,
И второму варианту не случиться,
Ты -  в строю!
Ты – надежда на свободу!
…Мой солдат шагнул вперёд,
Выиграл войну, -  и ныне
Огненных знамён парад
Помнит, что он был в Берлине.
  ***
Между небом и землёй,
Между мужем и женой,
Между камнем и водой,
Между горем и вдовой,
Между криками детей,
И бездомных журавлей,
Между тем, кто правит нами
И бесправием начал
Вьется новых знаний пламя.
Космос людям ближе стал.
***                10.  Эксплуатация не стала умней и благородней в XIX и XX веках.
 Она унижает истинную красоту и красоту истины. Она уничтожает свободу счастья и счастье свободы.
Уточним, что феодально-капиталистические варианты эксплуатации человека человеком ещё живут и бесчинствуют.
       ***
Я пойду и в расстрел и на нож,
Потому что я против вельмож.
Мне бы только хоть чуточку глаз,
Возвратил – неба иконостас.
Для борца зрячий статус важней,
Чем гранаты взбесившихся дней.
Танки, вздрогнув, замрут
- Это мой незаконченный труд.
Это – бой, это воин сумасшествия
Это подвиг, который  спустя
Вспомнят! Чем не второе пришествие
Золотого народа? Назад -
Ни одно сердце не прошепталo?
Я готов, я один – против всех,
Пусть у них и ножи и дубины,
Даже так, но я - неуязвимый
И бесстрастен, как времени бег.
Победитель!  Уймись, побеждённый!
Мы друг другу нужнее  в  исконном
Повороте   событий – туда,
Где нас больше не встретит беда.
***
Не жди удара кулаком,
Сам бей, опережая!
Ты с этим правилом знаком…
Оно сияет синяком
На  морде  негодяя!
***
11. Эксплуатация – сверхразрушительная  сила в жизни людей, но они же её и создают. Мы – против эксплуатации. Это – закон прогрессивного общества.
Носители разума, взгляните на небо! Оно всегда больше самого большого кошелька, самого удачного бизнеса и самого  ошеломляющего богатства!
Теперь многие люди убедились в том, что богатство разрушает человека. И образ богача, склонившегося над толстым кошельком, не менее информативен, чем образ Иисуса, идущего на Голгофу. Но побывав взглядом в кошельке, человек поднимает глаза к небу! И в этом – шанс цивилизации.
                ***
Бедные люди, они не умеют быть умными – раньше;
Быть умными позже – удел их. Так было всегда!
***
           Вепрь – это истина силы,
Чайка – легенда земной красоты,
Птицы и звери, вам иго сомнений известно едва ли.
***
12.   Шанс – это шансонье,  поющий об удаче, это множество любителей  прекрасного, в памяти которых осталась крикливая фраза афиши и  музыка собственной идиллии, озарения встречи, которую не ждут, но которая благодарна, как путник равнодушному и точному компасу.  У каждого свой шанс стать рассказчиком собственной судьбы, открыть мир,  существующий для всех и остаться в нём, и видеть алые паруса, и грустным взглядом провожать улетающих птиц.
Шанс – это схватка с угнетателями – тяжелыми обстоятельствами, бедностью, предательством, потерей родного человека. Шанс – это премьера спектакля, в котором все роли исполняют героические и талантливые существа. Недоумение посещает того, кто заметил уходящее время, надумавшее не оглянуться  на сказочно богатого человека, имеющего свой шанс…


Рецензии