Демон. Раздел 6

      Обращали ли вы свое внимание на такие парадоксы? Белинский пишет, что «Мцыри» — юношеское произведение, незрелое, что «Демон» страдает художественной незавершенностью. Что Печорину далеко до Онегина в том же смысле. И вдруг провозглашает шедевром «Сказку для детей», где нет и действия-то никакого.
       Конечно, мы — люди XX  века и тут же скажем в гордом сознании своего превосходства:  Виссарион ошибался, и пр. Ан, трудно поймать на ошибках Белинского! Помните, как он объясняет незрелость «Мцыри» и однобокость Печорина — тем, что автор не может отделить себя от героя. Вот где зарыта … суть!
       Во все времена, так сказать,  и даже в нашей славной советской литературе, бывало так: не отделишься от героя — получится схема! И пойдут ругать-поругивать специалисты-критики!
       С Лермой — так же! И дабы не быть голословным, сошлюсь на авторитеты. Гоголь: «Признавши над собой власть какого-то обольстительного демона, поэт покушался не раз изобразить его образ, как бы желая стихами от него отделаться».
       Гоголь — реалист (а не какой-нибудь строгий критик-коммунист) судит Лермонтова за безделицу — самокопание в то время, как дела найдутся поважнее.
       Сюда же примыкает мнение Достоевского, любившего тоже покопаться в душе, зараженной какой-нибудь манией. И Достоевский ухватывает самую суть Лермонтова: «Как коснется народа — так чистая правда и боль. А с интеллигенцией возится долго и не всегда честно».
       В таких случаях говорят: «Нота бене!»

       Итак, мы подходим к главным выводам, и, чтобы вновь не говорить только от себя, сошлемся на мнение самого уважаемого нами исследователя. Речь пойдет о критериях оценки творчества писателя. Слушайте же, что скажет вам … доктор наук, зав.кафедрой нашей, то есть "Кафедрой классической русской литературы":
     «Придти к пониманию исторической роли народа означало для писателя вырваться из плена субъективно-романтических иллюзий и обратиться к изучению жизни в ее социально-исторической обусловленности. Таким образом, вопрос о том, субъективно или объективно искусство в своей основе, определяется прежде всего тем, как художник понимает исторический процесс развития общества, роль личности и народа».
      Другими словами, Пушкин пришел к пониманию всего этого. Лермонтов — не успел или не успел выразить это достаточно полно. Народ и народность являлись в его произведениях с гениальной простотой и яркостью, когда он отделялся от своего «я», от субъективизма и демонизма.
      В этой плоскости надо искать разрешения таких парадоксов, как восторженный, упоенный отзыв Белинского о «Купце Калашникове» и сдержанный о «Демоне» (в художественном отношении).
      Словом, всегда, когда Лерма забывал о своем проклятом демоне — а это бывало, к сожалению, не часто — он писал «Бородино», «Смерть поэта», «Думу», «Родину» …
     Эту мысль подтверждает и Мезенцев, говоря о «Демоне», но мы имеем право отнести ее и к Лермонтову: «Главное в нем есть порыв, страстное желание слиться  с человеческим миром, как ни резко бичует он его несовершенства, жажда переродить всю земную жизнь … Он уверен, что тяжесть и бессмысленность его существования отпадет тотчас, как только он сделает нечто грандиозное для других, вместе с другими…»
     В заключение мы приходим к такому выводу: конфликт , показанный в «Демоне», — это лишь часть общего лермонтовского конфликта, и его нельзя вырывать из общего живого, трепетного и мучительного, процесса.
    И формируется этот конфликт как вечная раздвоенность поэта между неверием и верой в народ, в его историческое предназначение. С одной стороны, демоны шепчут проклятия, с другой — трезвые, умные художники — Гоголь, Пушкин, Белинский … властно влекут к себе.
    Но конфликт разрешается. Конфликт изживает себя.
    И мертвый свинец помешал поэту стать ростом с того "Ивана Великого"*, каким он мог стать при своих гениальных задатках.

      * Белинский в 1839 году пророчил, что Лермонтов станет ростом с "колокольню Ивана Великого". Другими словами, сравняться с  великими поэтами и писателями - Пушкниным, Гоголем ,Достоевским. И напишет великие романы.


Рецензии
Игорь Иванович, доклад написан в 1969 году, как студенческая работа. Мне интересно, не изменилось ли ваше мнение по прошествии стольких лет о личности М.Ю.Лермонтова, которому в ранние годы его творчества вы приписали демонизм?.
О докладе могу сказать одно. Вы, как студент, опираетесь в своих суждениях на разные авторитетные мнения и делаете выводы именно исходя из этих мнений. Ваше личное отношение как-то затерялось среди цитат и выдержек. Мне, например, это понятно (не знаю, как другим). Вы были молоды, и над Вами довлели корифеи, которым вы слепо доверяли по молодости лет.
Спасибо.

Наталья Ильина 3   19.06.2016 09:20     Заявить о нарушении
Я поздно поступил в универ. А над Лермонтовым работал несколько лет подряд в огромной библиотеке моей "альме матрис". Лермонтова изучал и по оценкам великих совеременников его. Так, Достоевский - и это зафиксировано, в частности, в "Лермонтовской энциклопедии" - был убежден, что демонические настроения Лермы породили Раскольникова. Если Вы не считаете демонической фигурой Арбенина или Печорина, то это общая беда нашей советской школы и школьников. Мнение мое с годами только крепло, оно было выражено в научных статьях.. А корифеи от литературы вроде докторов советских не могли довлеть, ибо с пеной у рта защищали Лерму. А высшие Учителя для меня в этом смысле были Кант и Гегель, а затем и Маркс, и Белинский, и Гете.. Это было долгим обобщением огромного материала, когда я по 14-16 часов просиживал в научных библиотеках...
А насчет демонической стадии развития каждого человека сказано во всех мировых религиях, что у меня здесь отчасти отражено в цикле "Триады". Все религии требуют от человека преодолеть в себе дьявольское начало. Или это для Вас новость?
Я же, как только соберусь с силами, вернусь к разбору творчества Лермы буквально по строчкам, но методология будет опираться на Триады - три стадии развития личности, и конечно, вторая стадия развития Лермы будет описана как демонизм. А то, что Арбенин убивает Нину, Вам ничего не говорит? Примерьте образ Нины на себя - и ощутите, как дьявол, сидящий в Арбенине, злорадствует над умирающей...
Боюсь, что милым женщинам встать на такую точку зрения никак не удастся...
В последних строках еще раз скажу, что я не просто поэт или литературовед, а фундаментально образованный философ-этик.
А почитайте роман Толстой "Детство Лермонтова", который я цитировал и еще буду цитировать, если доживу до таких времен по здоровью... У меня на эту тему есть выписки из романа: раннее детство, "Чудо-чадо" Л. и проч... Но женщины лишь обожают Лерму, не думая, почему, например, Врубель написал своего Демона.
Ладно, прощаюсь. Игорь Карин.

Игорь Карин   19.06.2016 19:05   Заявить о нарушении
Жаль, Игорь Иванович, что уходите от диалога. Касательно Лермонтова я не говорила, что не приемлю его демонизм. Есть у меня одно стихотворении из любовной лирики, в котором я попыталась отразить чувства Мишеля и Вареньки Лопухиной, но и не только... Может быть, при завершении нашего общения, оно Вам что-то скажет о моих взглядах относительно Лермонтова http://www.stihi.ru/2014/10/24/2515
А к Вам я отношусь с глубоким почтением и уважаю вашу творчество, но это же не значит, что я должна полностью разделять Ваше мнение.

Наталья Ильина 3   19.06.2016 19:34   Заявить о нарушении
Извините, опечатка. Надо "Ваше творчество"

Наталья Ильина 3   19.06.2016 19:47   Заявить о нарушении
Типично! Значит, УЧитель, я уважаю вашу подготовку и эрудицию, и логику, но это не значит, что я должна разделять ваши мнения, в частности о Пушкине и Лермонтове. Так теперь и школьники полагают, а потому учиться не хотят, а при настойчивости учителей непрочь и побить учителя, а то и убить - ничего личного!
НО если я выбрал Учителя - Канта, Гегеля, Гете и им подобных, то мне в голову не приходит не соглашаться с ними, если я свой выбор обосновал долгими годами трудов.И потом: это были Гении, а гений видит дальше и глубже меня в сотню раз. И вот я заявляю:А он мне не авторитет! Как 16-летняя девочка громко заявляет: я уже взрослая и буду жить своим умом (!!). Теперь такому нас настойчиво учат западные учители. Пример? Украина и быстрые плоды созревания молодых умов новых ниспровергателей. Девиз Маркса мне очень дорог: Подвергай все сомнению! Но он не означает повального отрицания с опорой на "свое мнение", он призывает к проверкам, долгим и через сомнения. Кстати, и Христос требует пройти через проверки и сомнения, через мучительные поиски Истины к обретению этой Истины. А то верил вроде бы человек Христу, а потом у него погиб сын, и он восклицает, как Монтанелли в "Оводе": Я отрекаюсь от Тебя! И это - Кардинал! А советский читатель - в восторге!. Сам "Овод" и даже трилогию об "Оводе" читал много раз и соглашался с Кардиналом, даже жалел его. Так что вопрос о молодости и доверии к авторитетам - много сложнее простого суждения на комсомольский или женский лад.
Пишу это потому, что я педагог прежде всего, и мне всегда хочется если не убедить, то хотя бы заставить усомниться моих оппонентов.
Всего Доброго! Игорь Ваныч Карин.

Игорь Карин   20.06.2016 11:02   Заявить о нарушении
Перечел Ваши стихи о "Вареньке" - оказывается, я писал некий отзыв на них. Но сейчас могу сказать, что стихи все-таки лучше того, что о них я тогда написал: в них есть и Любовь к Музе Лермы, и горечь оттого, что у Мишеля ничего не сложилось в его короткой жизни, кроме его Творчества и мучительных дней.

Игорь Карин   20.06.2016 11:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.