Поговорим о странностях любви И. С. Тургенев

Первая история про Тургенева Ивана Сергеевича и про его ощущение любви.
Но не то, что хрестоматийно и всякий читающий знает со школы и университета.
А другое. Про любовь-судьбу и неотвратимость
В рассказе «Живые мощи» эта тема затронута очень ярко. Хоть любовь там присутствует в виде одухотворённого чувства страдающего человека – в виде веры, но уж неотвратимости – до самой гробовой крышки… И вот оттуда светит редкость соединения и странность любви. Это любовь родительская, любовь к малому – живому – всякой твари и цветочку и любовь к Христу.
Слов мало, но ощущений много. Много касания бесплотного, но удивительно бесстрашного. И страшного в то же время, потому что: за что? И тяжело. И горько.
Иван Сергеевич – сильно не простой человек, жизнь его – целый роман о том, чего хотелось, но не сбылось, а что состоялось, то и попало в анналы, то есть в бессмертие.
Ведь он влюбился-то не в саму Полину Виардо, а в её голос. Очевидно, уши его, слух был настроен только на её голос. Он был одержим ею, как древнегреческой сиреной, и до конца дней пристал к её «острову». Потом уж был очарован разнообразными талантами.
Как умный человек он не мог не размышлять об этом. Не мог  не думать, как попал в круг, из которого выйти не смог. Да потом и не хотел. В творчестве это цеплялось в каких-то простеньких сюжетах, которые вдруг да становились страшными.
У него есть два рассказа на тему неотвратимости. Один называется «Отец Алексей», а другой «Петушков». В первом идёт речь о пареньке, который встретил в лесу что-то такое жуткое – зелёного человечка, который ему шишечки подарил. И с мальчиком случилось непоправимое. Был хороший справный добрый, но заболел. Вернулся из семинарии к отцу (деревенскому попу) одержимым, мучился сам и отца измучил, и сгинул самым страшным образом. Тургенев то ли повторяет историю из романа Достоевского о выплюнутом причастии, то ли он был первый, кто её описал как самое мерзкое святотатство. В рассказе это как-то буднично и гадко описано. Как будто писатель нам и говорит: и боженька ваш не помог! Так-то!
Во втором рассказе – про любовь чиновника к булочнице. Такая бытовая, полная вкусных деталей история, как «влип» до полной душевной и физической разрухи в, казалось бы, божественное чувство, в общем-то, нормальный и неглупый человек. То есть никому не понятно, ни героям, ни самому автору – что это такое, что случилось-то - а пропал, стал приживал и пьяница. Сам способ пропадания уж больно унизительный: жить на задворках у любимой женщины, видеть, как она счастлива и расцветает в семейной жизни и пить, и выть от горя.
В этих трёх рассказах – всё об одном: как не увернуться от судьбы. И в этом «не увернуться» - горечь несказанная.
Непротивление перед силой судьбы для Тургенева, испытавшего это на себе, выплавилось в нереализованную мечту, обескровилось в романтическом образе, который недоступен для объятия и иногда опасен, и всегда не радостен… И никто не является правым, никто не виноват, хоть ты русский писатель, хоть чиновник, хоть бедная крестьянка, а случилось и свершилось. Дошёл до края Тургенев, до пропасти этого вопроса: «за что?», но не заглянул в неё.
Потому что он заглянул в глаза Полины Виардо, услышал её голос и уже не смог разлюбить…
Сам он признавался так: «Она уже давно навеки затмила в моих глазах всех других женщин. Я заслужил то, что со мной происходит». Лев Толстой, повидавши его в Париже, писал: «Никогда не думал, что он способен так сильно любить».


Рецензии
Татьяна, Спасибо Вам за полученное удовольствие написанной серией, возможность ею проникнуться чувствами Гениев, ощущать ею истинную радость от выразительной силы, богатства русского языка, возможностью быть вовлечённой, взволнованной, потрясённой до глубины души.

С любовью, уважением, сердечной благодарностью к Вам, Зейлар

Зейлар   19.04.2013 19:42     Заявить о нарушении
Спасибо, драгоценная Зейлар!
Рада Вам всегда!
Всех благ!
Ваша - т

Татьяна Осинцева   23.04.2013 16:00   Заявить о нарушении