Поговорим о странностях любви Н. С. Лесков пятый р
Николай Семенович Лесков, «очарованный странник», любил особенную Женщину.
Не типаж или характер, не черту или запах, нет, он любил такую женщину, что трудно представить въяве.
Он любил цыганку с русскою душою.
Он любил недоступное и безответно любил, но с восторгом, с мучительным восторгом.
Это невероятно сложно сплавить в душе – большую страсть, «страшную» красоту и ощущение родства. Ощущение любимой женщины как сестры.
Кстати, для русской литературы это редкость тоже. Единомышленница ещё ладно, соратница, попутчица, но сестра... Когда радость чистого детства…
Для этого нужна какая-то словесность, чтобы редкость воссияла и сквозила сквозь щели чувства, которое бы, в свою очередь, страдало и мучилось.
На стыке трёх рассказов: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник» и «Воительница» - как в песне «На Муромской дороге стояли три сосны» - лежит такой большой горючий камень, под который вода не течёт, но музыка, сложная музыка – Дмитрий Шостакович, написавший оперу про эту самую несчастную «Леди Макбет», безоглядно, полюбившую пустого и злого человека до полного забытья всех и всего, до убийства и самоубийства, ЗВУЧИТ.
Не в музыке тут дело, страсти Екатерины не такие уж шекспировские, а в образе п у с т о т ы, которая сопутствует героине. Любовь – содержание её жизни. А что она оказалась избирательна ТАК, то приходится терпеть или быть убитым или убийцей. Тут третьего не дано.
Ну, Лесков выбирает терпение. То есть, как автор, как писатель он «над схваткой». И выбирает терпение.
Только любовная мания всё равно своё берёт. Она прёт, другими словами.
И вот об этом в рассказе «Воительница».
Честно говоря, героиня его не то, чтобы не привлекательна, но обычная бабёшка, лживая и даже опасная. С такой ещё узнаваемой чертой: ежели кто-то падает (в жизненной передряге), так помочь в грязь угодить и запутаться до жути. Благие же намерения – дорожка в ад. В личный ад.
И мостит эта поганка свою тропку, пока не настигает её чувство. Влюбляется в парнишку молодого. И! пропала! Тут уж она до смерти пропала. И в чувстве своём удержу не знает. Мания и безумие. Потому смерть и забвение.
А Лесков думал, что же это за мания, от которой ни спастись, ни увернуться. Заглядывал, конечно за краешек.
Вот об этом «краешке» - «Очарованный странник».
Кроме того, что это необыкновенно красивая история, написанная в таком русском языке, что пока читаешь, весь набухаешь влагой от чувства речи, от совершенной корневой её отрады, так это ещё и нечто о странностях любви. Герой – хорош, конечно, до невозможности. Било его, било, убивало-убивало, даже и любовью, а выжил. Несмертельный.
Но нас-то интересует Женщина.
И в рассказе «зажигает» ТАКОЙ образ цыганки, причём, без всяких объяснений, а просто – магнетизм! Солнечный удар. Ещё и поёт. Могла бы не петь, всё равно удар.
Жил человек и ничего не понимал. Про красоту. И вот случился «магнетизёр» и открыл, что такое «краса – Природы совершенство».
Человек понял, вся жизнь перевернулась. А ведь тут какой-то вечный закон действует.
Какая-та красота, которая могла бы и спасти мир, но её приходится убить, поскольку образ Грушеньки изначально страдающий: «а меня с красоты продадут, продадут», и вот тут силы терпения кончаются, а включаются силы судьбы.
Потом Достоевский в «Братьях Карамазовых» придумал для своей Грушеньки спасение – терпеть по образу матушки протопопа Аввакума – до смерти – на каторге с Митей Карамазовым.
Нападки критиков того времени на «Очарованного странника» сводились к тому, что рассказ дробен, в нём нет центра, он «расплёскивается…
А у рассказа есть центр. Это любовь – сестрица. Это взрослеющая любовь. Это Грушенька - девочка, потом – подросток, потом – девушка. Пусть и во сне. Но сон-то – ТОНКИЙ. То есть явь особого рода.
Изживание греха через смерть – к любви – сестрице.
Этого в нашей литературе не было.
«…вот и встретились. Спасибо! – и обняла меня, и поцеловала, и говорит: Ты мне всё равно, что милый брат. Я говорю: И ты мне всё равно что сестра милая, - а у самого от чувства слёзы пошли. А она плачет и говорит: Иван Северьяныч, всё знаю и разумею; один ты и любил меня, мил-сердечный друг мой, ласковый. Докажи же мне теперь твою последнюю любовь, сделай, что я попрошу тебя в этот страшный час. (…) пожалей меня, родной мой, мой МИЛЁНЫЙ БРАТ; ударь меня раз ножом против сердца. (…) ты поживёшь, ты Богу отмолишь и за мою душу и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла… - н…н…н…у…»
«Претерпевый же до конца, спасётся».
Но полюбивший… Вот для чего человеку нужна жизнь. Не стыдно и умереть за любовь.
Поелику она хранит и от смерти.
Как Николай Семёнович написал – так и будет.
Аминь.
Свидетельство о публикации №113041906692