Демон и демон Лермы. Раздел 1
Проблемы конфликта в поэме Лермонтова «Демон».
(Доклад к теме курсовой работы. ТГУ, 1969 г.)
Раздел 1.
Нет нужды доказывать, что «Демон» Лермонтова — остро конфликтное произведение. Это известно теперь каждому школьнику, тем паче студенту-словеснику. И уж, конечно, литературоведение давным-давно разрешило этот вопрос в многочисленных статьях, диссертациях и монографиях.
Итак, конфликт налицо — это постулат. В чем же он? Обратимся к мнениям специалистов.
Вот статья Пульхритудовой — «Демон» как философская поэма» из сборника, посвященного 150-летию поэта. Автор статьи убеждена, что «Лермонтов в «Демоне» отозвался на все искания в области гносеологии и философии, которыми мучилась передовая русская мысль в 30-е— 40-е годы» (с.76).
Следовательно, без особых натяжек отсюда можно сделать вывод, что «Демон» как никак, а энциклопедия умственных исканий тех лет. Е. Пульхритудова уверена, что автору такого всеобъемлющего произведения вполне по плечу поставить и разрешить конфликтную тему. Вся трагедия «Демона», по ее мнению, заключена в противоречии «познания и жизни», в разобщенности «чистого разума и живой реальной действительности» (с. 83).
Окончательно: конфликт «Демона», по Пульхритудовой, звучит так: «Или душевная гармония и покорность незнания, или распадение с природой, разлад с обществом и самим собой» (с. 94).
УмнО, не правда ли? Все на месте — дилемма сформулирована, чего, собственно, искать более?! Остается только подтвердить эту точку зрения ссылками на других «ведов». Посмотрим же, что думает по этому поводу Эйхенбаум, к примеру в статье «Литературные позиции Лермонтова»: «Добро и Зло — тема раннего Лермонтова … Высокое зло, связанное со страданием («демонизмом»), есть, в сущности, результат недостаточности, неполноты и бессилия Добра и рождено из одного с ним источника» (с. 56).
Осмысляя по-студенчески эти высокие философские истины, можно заключить, что конфликт поэмы — в борьбе Добра и Зла, кои пишутся с большой буквы. Эйхенбаум подробно развивает свой тезис о влиянии на Михаила Юрьевича немецкого философа Шеллинга, который эти самые Добро и Зло считал диалектическими братьями…
Исследователь Г. Абрамович в своем «труде» «Трагедийная тема в творчестве Лермонтова» стоит за двойной трагизм в «Демоне»: «с одной стороны, поэту близко и понятно вынужденное духовное уединение мечтателя, мощь которого давится безвременной тоской … с другой стороны, поэту враждебны всякие проявления эгоизма, жизни для себя» (с. 70).
Словом, продолжая цитировать литературных специалистов, можно найти столько взглядов на проблему конфликта, сколько человек их высказывает. Объединяет же всех одно: специалисты, препарируя наследство поэта, с полной серьезностью говорят о цельных философских взглядах его, начиная с … 14-летнего возраста. Воистину, можно подумать, что Лерма потянулся к философии Шеллинга и иже с ним, едва лишь выпустив соску из рук.
Свидетельство о публикации №113041906134
Интерес еще и подогрет формулировкой конфликта, заставившего Вас, студента, принять охотничью стойку:
«Или душевная гармония и покорность незнания, или распадение с природой, разлад с обществом и самим собой».
Вот и я в стойку стала: «или душевная гармония и покорность незнания…» - чем не христианская проповедь, когда думать не нужно, за тебя все уже надумано, только верить?! «…Или распадение с природой, разлад…» - и дольше жизни будет длиться это распадение, если с материалистических рельс не съезжать, а слабонервным лучше удалиться к «покорности незнания». Так хотя бы нервная система страдать будет меньше от неприкрытой правды конечности всего сущего и себя, возлюбленного.
Добро и Зло – суть близнецы-братья?! Я в том абсолютно уверена. Человек рождается уравновешенным, в нем сидят и толика Божественного промысла, и крупицы Дьявольских ухищрений. В ожидании работы, которую проделает над собой и сам человек, и общество над ним, и он над обществом.
Зачем-то ведь в пантеонах всех религий богам был «выдан» сатана. И ведь не только затем, чтобы жизнь медом не казалась и подземные места, близкие к ядру планеты, не простаивали в бездействии и запустении.
А ведь и Добро – крайность, если уж подходить с системным анализом, а уж Зло! А крайности выбиваются из системы, нивелируются самой жизнью, ее ходом, ее самосохранением.
Фраза Ваша, Юрий Петрович о том, что Лермонтов с пеленок прямо философом предстал, меня позабавила и пролила свет на возможное дальнейшее развитие событий.
Но вспомните себя в 14 лет! Не философы – нет, но любители докапываться и создавать свои объяснения сущему миру, а уж свои собственные миры в эксплуатацию запускать! Да помножив на обстоятельства юношеской жизни, способствующие уединению и оплакиванию себя самого, ненужного, брошенного, никем непонятого.
Скорее всего, такой промежуточный отзыв – моя ошибка. Нужно бы, лучше бы дочитать до конца.
Но захотелось поделиться с Вами этими обрывками мысли.
Не в спор, а в убеждение, для лучшего и правильного узнавания той Вашей эстетики, которая с моей не встретится никак.
Само собой разумеется, что давать оценку Вашему труду здесь и сейчас – неразумно, как неразумна она, эта оценка, из моих рук вообще.
Поэтому примите данностью – читаю я, читают другие – стало быть, написанное «достучалось» до разноуровневых небес нашего читательского сознания.
Продолжу, еще чего-ничего уродится.
И напоследок байку Вам расскажу. А то отвыкли Вы на просторе от моих байковых или байховых баечек. Буду традицию блюсти до конца.)))
Я ведь Лермонтова особо не жаловала. Как-то в школе прошла я его поэзию, не заинтересовавшись, не полюбив. Больше окрыленная Пушкиным, Некрасовым. А вот проза его меня взволновала, «Герой» был читан-зачитан, и даже лепились из него какие-то планы действия юношеской жизни. Случай с персидским ковром в «Княжне Мэри», к примеру, стал руководством для подражания в похожей ситуации с влюбленным мальчиком.
А когда уже училась дочь, мне пришлось к школьной программе вернуться, да практически с дубьем. Потому что училась она до 9 класса настолько спустя рукава, что я до сих пор поражена, как и вылепилось из нее путное и настоящее, как она взяла себя в руки и перелопатила самое себя, свою будущность.
Вот учили мы с нею отрывок из поэмы «Мцыри», тот, где описана борьба с леопардом. И видно дочери он очень понравился своим динамизмом, трагизмом и даже натурализмом, что она с ходу его заучила и рассказывала с небывалым подъемом, с интуитивно верными интонациями, выражением. Так хорошо, что мороз по коже бежал, картина битвы зримо и полно вырисовывалась из ее декламации.
Я после этого Лермонтова зауважала и вернулась к нему, уже повзрослевшей тетенькой, пожившей, повидавшей, а не проходящей мимо школьницей.
Сотникова 03.06.2013 15:14 Заявить о нарушении
Я был воспитан Белинским в отношении Лермы,да и сам видел,что купец Калашников несравненно выше как творение этого Мцыри. А потому был зол на совлитспеклянтов, писавших о поэте-мальчике как о философе и мудреце. Сейчас мне трудно писать. НО УЖО потом развернусь.
С работы над Лермой началась моя философская теория личности, трех стадий ее развития, и Л. прошел эти стадии со скоростью самолета, и потому я обожаю его только с третьей стадии,т.е. с 37-го года, а раннего лишь очень выборочно.
Еще раз : очень тронут! ТВОЙ ЮП.
Игорь Карин 03.06.2013 18:15 Заявить о нарушении
А как же Ваши добропорядочные христианские заповеди, в разрез нейдут?!
Сотникова 29.11.2013 00:19 Заявить о нарушении