Юбилей в оркестре. Первая леди скрипка

Светлые волосы, грустные глаза, полуулыбка… Тонкие пальцы, чуть касаясь поверхности скрипичного футляра, перебирают только ей слышную мелодию… Мы сидим в библиотеке оркестра -  самом сакральном, заветном помещении, принадлежащем Дальневосточному симфоническому. Обе немного смущаемся, настраиваясь на доверительный разговор. Она – Первая скрипка нашего оркестра, Светлана Войтенко – тихо, но решительно начинает:
- Знаешь, когда стало понятно, что у меня очень хороший музыкальный слух? Я любила петь, сидя на горшке!..
Мы обе рассмеялись, и дальше полился рассказ – о том, как отец, не говоря ни слова, взял шестилетнюю дочку за руку и куда-то повел (как выяснилось, в музыкальную школу), как сам выбрал Свете инструмент, на котором она должна учиться играть (это была, как можно догадаться, скрипка), об учебе в Хабаровском училище искусств… Традиционные начальные ступени в жизни очень многих музыкантов. А Светлане всё нравилось, и училась она с удовольствием, ведь в ее жизни появился Георгий Георгиевич Габрусь – Музыкант с большой буквы, человек, открывший ей многие скрипичные тайны и понимавший свою робкую, но очень способную ученицу буквально во всем. До третьего курса училища – до отъезда Георгия Георгиевича из Хабаровска – Света была под его крылом, дорожа родством душ и всемерной поддержкой. Но Учитель уехал, и Светлана заканчивала училище в классе другого педагога. Поступление в музыкальный вуз должно было стать естественным продолжением ее образования. Но вдруг я услышала:
- Когда я не смогла  стать студенткой Новосибирской консерватории, мне было очень плохо. Захотелось повесить свою скрипку на одиноко стоящее дерево с голыми ветками и долго-долго смотреть, как она раскачивается… 
- Жутковатая картинка… Не повесила?
- Не повесила…
«Казнить нельзя, помиловать!» - решила Света и, послушав советы педагогов и друзей, «поговорив» с инструментом по душам, поступила во Владивостокский институт искусств. Там поначалу тоже не заладилось:
- Понимаешь, я – человек, которому очень нужно одобрение того, что я делаю. Пусть что-то не получается – мне важно, чтобы меня поддержали, и я потом обязательно справлюсь. Моя нерешительность и сейчас меня иногда подводит. Я вообще могу сравнить себя с Татьяной Лариной  - «как лань лесная, боязлива»… А с педагогом сначала не повезло: я ждала помощи и понимания меня не только как музыканта, но и как личности. Этого не было.
Словами Пушкина – «без слез, без жизни, без любви»… И опускались руки, и музыка не проникала в сердце, и душа не пела…
      Всё изменилось на третьем курсе, когда преподавателем Светланы по специальности стала выпускница Ленинградской консерватории Любовь Михайловна Пархомовская, которая была старше своей студентки всего на 4 года.
- Мы с ней были очень похожи внутренне. Когда я поняла, что не одна – пришли  легкость и радость. Я стала «открытием» – и сама для себя, и для преподавателей нашей кафедры. Ведь что значит научить играть? Жить музыкой, одушевлять каждый звук. У меня стало получаться, по-настоящему. И музыка из просто нотного текста превратилась в то, что до сих пор дарит мне огромное наслаждение.
      
 А это так видно из зрительного зала! Светлана всегда, на любом концерте, отдается музыке целиком. Иначе, считает она, ты не музыкант, а ремесленник. Возможно, ничего очень уж плохого в этом нет, но первая скрипка на это права не имеет. 
        В Дальневосточный симфонический оркестр Светлана Войтенко пришла по распределению, в 1982 году. Сначала – четвертый пульт, через какое-то время – помощник концертмейстера. Пришло и ясное осознание того, что она – на своем месте. Ее судьба, ее государство, ее жизнь - оркестр.
- Я навсегда сохраню огромную благодарность Вере Андреевне Дубовик – первой скрипке ДВСО в те годы. Она научила меня очень и очень многому, открыв не только профессиональные секреты, но и секреты общения в таком сложном коллективе, каким является большой оркестр. Мне с ней было невероятно удобно играть. А ведь от того, кто сидит рядом с тобой за пультом, какие отношения у тебя с этим человеком, зависит в конечном итоге качество исполняемой музыки.
       Когда Веры Андреевны не стало, место первой скрипки по просьбе Виктора Зикфридовича Тица заняла Светлана. Это назначение привело ее в состояние чуть ли не паники – дали себя знать ее осторожность, некоторая неуверенность в себе… Ведь первая скрипка (концертмейстер всего оркестра!) – должна обладать яркими качествами лидера, уметь вести за собой, быть профессионально безупречной! Этих качеств, думала Света, у нее нет. Но она ошиблась. Уже 6 лет именно голос ее «француженки 19 века» летит над оркестром, над залом, поет, уносит «из пут пространства узкого … в дерзающий полет»…
- У первой скрипки, наверное, всегда особые отношения с дирижером?  - интересуюсь я.
- Безусловно. Больше прав, чем у остальных артистов оркестра, но и неизмеримо больше ответственности. Первая скрипка и дирижер обязательно должны поймать одну волну, потому что именно им приходится настраивать на ту или иную задачу целый оркестр. Мы должны понимать друг друга.
А дальше мы почти что играли в детскую игру – «чет-нечет», «любит-не любит», «съедобное-несъедобное»: Света отвечала на мои вопросы, которых было у меня великое множество, потому что общаться с ней безумно интересно.
Итак, Первая леди скрипка не любит:
когда во время концерта в зрительном зале горит свет;
когда близко сидящие зрители прицельно «расстреливают» ее и коллег взглядом, явно не вникая в то, что происходит на сцене;
когда кто-то из коллег просто «отсиживает» репетицию или концерт;
когда нужно делать запись в студии;
слушать себя в записи;
когда с кем-то назревает конфликт…
Первая леди скрипка любит:
своих сына и дочь;
оркестр;
состояние полета, парения во время концерта;
Двойной скрипичный концерт Шнитке (и хочет сыграть с камерным оркестром);
отзывчивый зал, понимающую публику;
музыку духовых оркестров;
шить;
разгадывать кроссворды;
всех кошек и котов;
играть на скрипке!
Честно скажу, я – не сторонница анкет. Вот и эти «тезисы»  - всего лишь штрихи к портрету Светланы Войтенко. Поэтому мы с ней снова просто беседуем:
- Света, а будь у тебя свой оркестр, что было бы в репертуаре?
- Бах, Брамс, Шостакович и – Граппелли!
Услышав имя всемирно известного джазового скрипача Стефана Граппелли, я не удивилась, потому что знаю (и Света со мной согласна), что академический музыкант совсем не обязательно исполняет, слушает и любит только академическую музыку (а ведь это весьма распространенное мнение).
- Я могу выразить себя через любую музыку,- говорит Светлана.
Главное, считает она – тонкость души музыканта, тогда он способен понять  любое сочинение, сумеет работать в любом жанре. Но человеку с такой душой трудно жить – он очень восприимчив ко всему, что его окружает, и переживания – радостные или драматические – у него гораздо сильнее, чем у прагматика.
Светлана Войтенко, по ее признанию – счастливый человек, живущий тем, что любит и с теми, кого любит. И конечно, с теми, кто любит ее. Любовь – к музыке,  к мужу, которого она недавно потеряла, к детям, к Богу – вот основа и сила жизни Первой леди скрипки Дальневосточного академического симфонического оркестра.   


Рецензии
Прекрасное интервью! Многим журналистам с дипломами поучиться. Погрузился в тонкий и сложный мир симфонического оркестра. Почувствовал настройку души музыканта. Я купил себе скрипку, пытаюсь что-то извлечь... скриплю и плАчу о непройденном... нельзя объять необъятное, но хочется понять - каково это - быть скрипачём)) Автор же Талантлива как и во всём!

Василий Казанцев   19.04.2023 15:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.