Итоги марта. Владислав Сергеев

Всем здрасьте!

После полутора сотен экспертиз, имевших место на БЛК, трудно заинтересовать искушенную публику чем-то новеньким. Кажется, бывало уже всё, и профессиональные литературные разборы текстов, и пространные философствования «за поэзию», и даже обзоры стихов, в свою очередь написанные стихами… Да и сама сентенция, что «трудно заинтересовать новеньким» уже скучна до пошлости. Равно как и неизменное (де-факто стандартное) жеманное предупреждение: мол, не спрашивайте строго, судим по-имхому, по-любительски,  на основе личного несовершенного вкуса…
Но и я не стану выходить за эти уютные рамки.
Оффтопик. Когда-то давно (не помню где) читал забавную рассуждалку, чем отличается Бог от Дьявола. Бог не ставит цели, лишь формулирует ограничения: не убий, не укради, не возжелай… Дьявол же всегда конкретен, он целеполагает: укради, возжелай, убей и т.д. Наверное, отсюда проистекает и роскошное умопостроение, что способный (ведомый чертом, ведь, как известно, любое художество – грех!) автор - лепит, а гениальный, рукой которого водит Бог – отсекает лишнее.
Вот я и подумал, а не поступить ли мне по-божески! Нет, я не что-то там о себе возомнил (куда мне с калашным рылом!), просто по технологии.
Передо мной двадцать пять стихотворений. Отсеку пятнадцать неугодных - и получится искомая десятка! Делов-то! ))
В этом есть даже некоторое установление справедливости, Ведь часто эксперты выбирают произведения прямо в шорт, а те стихи, которые не выбраны, остаются без должного упоминания. Возможно, авторам неупомянутых из-за этого печально. Возможно, я им помогу –хотя бы таким кривым способом…)))
Итак…

25 место.
АЛЕКСЕЙ КРОНИ ТОРОПОВ «Глаза»
http://www.stihi.ru/2013/02/21/1121  отборочный тур БЛК
Буду прям: меня от этого текста тошнит.
Разумеется, в искусстве нет табуированных тем и приемов, но тогда – в ответку – нет и запрета на отвращение тех, кому доводится читать этакое.
Стихотворение сконструировано холодными мозгами явно для того, чтобы «пробить» читателя эпатажем. А зачем? Да вот именно, чтобы поразить: экий автор смелый парень, далеко пойдет!  Алексей может мне возразить, что он не доктор Менгеле, что это не вивисекция, а аллегория такая. Возможно, даже наверняка. Но я не стану искать вторые, третьи и т.д. смыслы, ибо противно. Пробиваться к поэзии через фарш – не моё это…

24 место.
ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА «письмо в рай»
http://stihi.ru/2013/02/25/7828  отборочный тур БЛК
Стихотворение – иероглиф, для пристального разглядывания, любования общим видом. И в целом, кажется, я понимаю, о чем оно. Но, как говорил ММЖ, «общим видом овладели – теперь подробности бы не пропускать»…
«Я помню что; ты выбил на плите лет этак сто назад» - сколько тебе годиков-то, милый автор? И запятульку бы перед «что».
«Я знаю сколько у тебя смертей, кисетов и наград» . Это недосмотр или авторский прием - всё в кучу, разнородные вещи единым перечислением? Если прием, то слишком банальный, не впечатляет. И опять запятульку хочется - перед «сколько».
«Малейший взрыв в бедовой голове» разумной интерпретации не поддается. Не микроинсульт же?  И нет такого слова в русском языке – «измальство»!
«Легко плывёт по синей дымке вен наш негасимый дом» - шикарная заумь! Почему дом негасимый? Почему он плывет? Почему – легко? Почему вен – синяя дымка? А, кажется, понял: у деда была татуировка – горящий дом среди волн! Нет? А что, синенько…)))
Дальше даже страшновато спрашивать… Почему неясно, чья кровь, ее разве ЛГ не из себя лил? Лить кровь «нещадно», что имеется в виду? Словарь синонимов дает варианты: варварски, кошмарно, зверски, убийственно, безжалостно, люто, свирепо, жестоко, сильно, жестокосердно, антигуманно, смертельно, чудовищно, немилосердно, садистски, изуверски, кроваво, бесчеловечно, беспощадно и т.д…
Коровки – я так понимаю, божьи? Или таки буренки?
В траве пишет сказки кот баюн – разве? Он вроде на дубе обретался, на златой цепи. И не писал, а только пел и говорил – это точно!
«Боль белеет» - это про седину, раз «в волосах»?  А почему в этих волосах птицы гнезда вьют? Аллегория погоста с белою березкой над?
Очень невнятно всё...

23 место.
КРУЧИНИН РОМАН «Вы арию дрели убавьте, соседи...»
http://www.stihi.ru/2013/02/23/5287  отборочный тур БЛК
Это стихотворение можно было бы свести к одной фразе: «я слушаю космос ребёнка...», остальное, на мой взгляд – словесная ботва. Дополнительные смыслы довольно случайны, поскольку порождены результатами поиска подходящих рифм.
Для заполнения объема также используется юморок, который мне показался несколько натужным. Равно как и пара-тройка аллитераций…

22 место.
ВЛАДИМИР БЕЛЯЕВ «Можно только в воздухе висеть...»
http://stihi.ru/2013/03/02/6151 номинатор Егор Мирный
Смысл это текста остался для меня нераскрытым. На гастарбайтеров не похоже, на зимние привидения – тоже. Что за «мы», что за «они»? То есть я ничего не понял!
А раз так, то стала бросаться в глаза избыточная простота формы, примитивная рифмовка. «Висеть-гореть», «перемалывать-откалывать», «совещание-обещание» и т.д.  Нет, бывает простота уместная, работающая на прозрачность смысла, не отвлекающая читателя словесными кульбитами и финтифлюшками. Но здесь-то получилось – ни финтифлюшек, ни прозрачности.

21 место.
САША КЛАДБИСЧЕ «Иван Постоянный, ефрейтор войска Божьего»
http://www.stihi.ru/2009/12/29/753  номинатор Юлия Елина
Вот уж где кульбитов-то! )))
Раньше я не знал стихи Саши, сейчас почитал другие – очень сильный автор, с большой перспективой! То есть за эту конкретную номинацию – претензии не к Саше, а скорее, к Юле. Впрочем, какие могут быть претензии, так, сетование…
Картинка не складывается. Если девки и мессеры, значит, немцы – где-то далеко (высоко). Тогда откуда раненый фриц на горбу лирического героя? Ну и т.д.
А «глаза цвета хаки ангелы» - ваще шедевр, из категории «добавить смысл по вкусу» )))
Есть у Саши стихи и посильнее, и подушевнее. А этому стихотворению я что-то не верю. Мнится мне, что оно сконструировано милой умненькой прагматичной барышней: а давай-ка сочиню что-нить такое, чтобы одновременно и про войну, и про милосердие. Ну и про ангелов – куды ж без них в поэзии!  )))

20 место.
САНЯ РОЖКОВ «ветер ли свистит над головою»
http://www.stihi.ru/2013/01/19/1027  отборочный тур БЛК
Я бы оставил первые и/или последние четыре строчки – для медитации будет самое то...
Вот, бывают такие стихи – белый шум, из которого чувствительный читатель может извлечь для себя любую мелодию. Широкий, хотя и стандартный набор раздражителей для души, априори расположенной благоговеть. Ветер, искры, старый пес, боль, земля, вишня, снег, лунный свет, сколько света, покой, в облаках луна и т.п. - ничего, что я так подряд? )))
Увы, зная автора, я априори вовсе не благорасположен…
Да, и еще, в строчках «От которого ни капельки тепла» и «Снег осыпался. Глаз выколи, темно» - сбой ритма.

19 место.
ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «а может раз»
http://www.stihi.ru/2012/12/15/3294  отборочный тур БЛК
Милое, лиричное, очень девочкинское стихотворение. И отсутствие препинаков тут не в ущерб, даже наоборот, у читателя появляется дополнительная возможность для интепретаций. Однако заданный автором высочайший уровень интимности приводит к неожиданному (или ожидаемому?) эффекту: адекватной аудиторией стихотворения оказывается либо сам объект страсти, либо аналогичные автору такие же страдающие девочки. Вторых, конечно, числом поболе, но всё равно – узок их круг, да и далеки они от народа )))
Для многих прочих (меня, в том числе) стрелы этой лирики прошелестели над ухом, мимо…
А не будучи поражен, начинаешь цепляться к частностям (как было и с Беляевым). Что значит «разделить напополам» упомянутый факт личной жизни? «Водой из губки выжать» или правильнее воду из губки? «Храню как таинство» - в заданном контексте, может быть, точнее будет сказать «как тайну»? По-моему, таинство это нечто другое, сакральное… Конечно, ради ритма и мелодики стиха автор имеет право пойти на многое, однако с риском и многое схлопотать! )))
Доконал плавный переход с «ты» на «Вы» и обратно…)))
PS. Не подумайте плохого, слово «девочки» я употребляю не в уничижительном, а исключительно в нежном смысле. Помните у маркесовского патриарха? «Чем дольше живу, тем больше вокруг молоденьких девочек» )))

18 место.
ТАЛИ-1  «Счастье»
http://www.stihi.ru/2013/03/07/2426  отборочный тур БЛК
Здесь, кажется, читателя способно придушить обилие ипостасей счастья, упомянутых в тексте. Оно и браслетик, и кошечка (мяу!), и свободный бозон. Оно и «перестало кончать», и одновременно вызвало нарушение финансовой дисциплины.
А кто по профессии эта несчастная Елена Осипенко? Бухгалтер («несоответствие смете»), сотрудник ВОХРа («передернет затвор»), офисный планктон («фотки ВКонтакт»), физик, компьютерщик, переводчик с языков, теоретик поэзии?  Не мновато ли на одну? В текст напиханы слова из разных языков и малосовместимых словарей: затвор, смета, ВКонтакт, анакруза, затакт, нейблау, Nil admirari, RAM, бозон и т.д. В большинстве случаев видно, что сделано это исключительно ради рифмы.
Стихотворение интересное, содержательное, но выглядит небрежно-лохматым, изобилует случайными необязательностями.

17 место.
СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ «Был такой поутру туман»
http://stihi.ru/2012/11/24/1155  отборочный тур БЛК
По ритмике чувствуется, что это песенка. А судить песню по законам поэзии-без-музыки не вполне корректно. Тем не менее, раз товарищ сам пришел…
Для песни – недостаточно гладко артикулируется («обложКУ К КАалендарю», «теКСТуре» и пр.), для стихотворения – слишком длинно, монотонно и трудно понять, куда кривая вывозит автора. Всё начинается с тумана-кальяна, потом последовательно возникают старик-двойник, золотой орел (это не тот ли, у которого приятель – исполненный очей?),  мосты, тоннели и острова, а в конце «становой» (это кто?)  «берёт нас за хвостики наших отдельных нот и на нотный стан». Что это было-то? Извиняюсь, в каком месте у лирического героя располагается хвостик отдельной ноты?  И почему он (герой) вместе со своим двойником внезапно обрел двумерность, превратившись в нотную тетрадку? И зачем для/до этого надо было непрерывно грести веслом? )))
Вопросы, вопросы…

16 место.
ИНГА СТАШЕВСКА «Сватовство»
http://www.stihi.ru/2013/01/05/6751  отборочный тур БЛК
Про слишком неточные рифмы даже говорить не буду, имеют место претензии и посущественнее…
Автор что-то имеет в виду, но что именно – читателю невозможно догадаться. Нет, про «сватовство» нам подсказали, но кто, кого и за кого сватают – картинка никак не выстраивается. Текст неказист своими недоговоренностями и нелогичностями. 
С первой же строки: «Глух да нем (кстати, здесь надо запятую – В.С.), говорю, пусти!» - глухонемой жених пристает что ли, дает волю рукам?
«В тепле ладоней - горбат!» ? – это как?
«Кого хочешь, сестра, спроси!» - как понимать? Некто советует сестре кого-то спросить, что тот (кто-то) желает? Или типа: сестра, общеизвестно, что «он» горбат ?
«Был бы брат - отказал» - что, к брату тоже сватались, охальники? )))
«Всё богатство - нож!» - ах, да он разбойник, оказывается!
«Торговался отец, дрожа, До прихода второй звезды. Тронул ветер ветки олив» . Наверно, это нечто фольклорное, я просто не в теме…
«Госпожа, все давно легли. Не тебя он просил. Сестру» - Ну, что здесь происходит? Кто мне объяснит, в конце концов?!!

15 место.
ДМИТРИЙ ХОЛОСТОЙ «И снился мне город»
http://www.stihi.ru/2011/11/25/5234  отборочный тур БЛК
Неплохая настроенческая зарисовка. Однако выложенное перечисление впечатлений и довольно случайных фактов слишком длинно, чтобы удержать внимание читателя. И в конце – практически банальность, типа: «…Так соединились детские сердца, Так узнала мама моего отца» (с)  )))

14 место.
АНАСТАСИЯ МАЛЮГИНА «Многоточие»
http://www.stihi.ru/2011/01/11/10308   номинатор Юлия Елина
Не показалось. Много игрушечного, нарочитого, а также ради словца: «жмётся язвенно», «озеро безвозмездия», «захлопнув с жалостью», «полыневая заря»...
Живая душа промелькнула в строчке «Я (случайно?) забуду варежки и вернусь». Однако  ее маловато будет, чтобы оправдать стихотворение целиком.

13 место.
ЕКАТЕРИНА СМОЛЕВА «Памяти Полины»
http://www.stihi.ru/2013/03/07/7588  номинатор Анна Асеева
Совершенно понятно, о чем это стихотворение.
Оно настолько тоскливо, что даже разбирать боязно: как бы не оскорбить автора неловким замечанием! Впрочем, автор (ЛГ?), похоже, научился прятаться от боли в скорлупку иронии. Что ж, «радуйся, дево», если можешь…
Но нелепый и неуместный «errare est -  палимпсест» вывел из себя. А от «супчика с потрошками» в заданном контексте - захотелось нахамить, обозвав «дево» дурой, не чувствующей грани…

12 место.
ВИНОГРАДОВА ЕВЛЕНЬЯ «Детское фрагментарное»
http://www.stihi.ru/2011/10/25/4146  отборочный тур БЛК
Во взрослом состоянии принято забывать психологические мотивы детства. В памяти остаются только факты, опорные образы, из которых услужливое воображение может конструировать произвольные картинки милого прошлого. В лучшем случае они правдоподобны.
В тексте много трогательных подробностей, но в целом я ему не верю. Мешает когнитивный диссонанс: с одной стороны, «мне года два, от силы три», а с другой – рассуждения в терминах «воспетая эпоха», «хлебозаводу – план», . «дедко – ловелас» и т.п…
По мелочам. «Дым уходит в паз»,  «дым трубой во вьюшку» - так куда дым-то? «А мне бы надо всё перетрогать там своей рукой» - «там» это где? )))

11 место.
ЛЮДМИЛА ПАРЩИКОВА «Войду несмело в волны травостоя»
http://stihi.ru/2012/03/30/9283  отборочный тур БЛК
Красивое начало. Даже больше скажу: по-тарковски кинематографичненько )))
Однако резанула по мозгам невесть откуда (из другого мира?) взявшаяся призма.
А вслед за ней «отечественный сюрреализм» добил бедолагу )))

----------------------------------------------------------

Ну вот, наконец, все капустные листочки сняты, осталась искомая кочерыжка )))

Моя десяточка, без индивидуальной расстановки:

СВЕТЛАНА ХОЛОДОВА "Вот небо, серое и мглистое до слёз"
http://stihi.ru/2013/03/17/12593 номинатор Сергей Пагын

ЗАКУРЕНКО АЛЕКСАНДР "Философ сидит на берегу реки и пьет чай со своим д"
http://stihi.ru/2013/03/11/100 номинатор Сергей Пагын

ЖАНОЛЬ АЛЕКСАНЖ ВИОВИТ «сюита ля минор»
http://www.stihi.ru/2011/06/09/4998  отборочный тур БЛК

ИГОРЬ ЖУРБА «Митька и Юрка»
http://www.stihi.ru/2011/06/11/846 номинатор Андрей Моисеев

МАРЬЯНА ВЫСОЦКАЯ «Зашивательство»
http://www.stihi.ru/2011/03/20/112 номинатор Александр Молочников

АНТИП УШКИН «ПТИЦа»
http://www.stihi.ru/2009/06/02/692 номинатор Александр Молочников

ЯРОСЛАВА ШИРОКОВА «Ты знаешь, такое утро...»
http://stihi.ru/2013/03/02/5949 номинатор Егор Мирный

ХАН ЮРИЙ «эпизод»
http://www.stihi.ru/2013/02/06/11512 номинатор Евгения Костюкова

ГРАНОВСКАЯ ИРИНА «У овсянки запах нищеты...»
http://www.stihi.ru/2013/01/01/2252 номинатор Андрей Моисеев

ИГОРЬ КАЛИНА «Сова и мыши»
http://stihi.ru/2012/02/08/1777 номинатор Евгения Костюкова


Подробно комментировать автоматически случившийся выбор я не буду, одно только скажу. «Взяли за хобот»*: ЗАКУРЕНКО АЛЕКСАНДР, ЖАНОЛЬ АЛЕКСАНЖ ВИОВИТ, АНТИП УШКИН, ГРАНОВСКАЯ ИРИНА, ИГОРЬ КАЛИНА. Остальные – просто хорошие стихи.

* - копирайт Алеши Ивантера.

На этом все. Спасибо, кто дочитал.

С симпатией ко всем,
Ваш
Влад Сергеев


PS. Да, чуть не забыл сказать. Тем, кто нечаянно обижен моими замечаниями, заранее предлагаю считать меня высокомерным грубияном, неотесанным тупицей и А-ты-кто-такоем )))
Теперь совсем всё.
В.С.


Рецензии
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.