Ожидание
Застыну у весенней колыбели,
И небо, словно газовый платок,
Накину на ожившие сирени.
Счастливые —
Такая чистота!
Я снова жив!
— Зима осталась в прошлом,
Где я привык за днями дни считать
И тосковать безумно и безбожно.
Отчаявшись без мимолётных встреч
Коротких нестерпимо и случайных.
Я слушаю, как обретает речь
Ручей под изумлёнными лучами...
И чувствую, как ты идёшь ко мне,
Как пахнут тополя весенним клеем,
И светятся от крон и до корней
Деревья, и от сока пламенеют.
*
Качают ручьи, как рычаг Архимеда,
Всю землю, когда запевает капель
И в лужах купаются сполохи неба
И носят ветра синеву набекрень.
Как шляпы мальчишки —
Так мир переполнен
Нагим ожиданьем...
Греховно-нагим!
И тихо под взглядом колышутся волны
Рождённые сердцем Богини богинь.
Оттуда с восхода, где облаком медным
Коса её плещется, рдеет купель.
В жемчужной капели под створкою неба
Летает неистово-юный апрель.
*
Апрель ручейно-хаотичный
Смеётся, молодо звенит,
И облака летят , как птицы,
И солнце золотит зенит.
И не подвластны разуменью
Голубизна и глубина
Небес, что обнимают землю,
Чтоб сниться нам, и снятся нам.
Мы словно дети в колыбели
Летим, не думая взрослеть,
И с каждым годом голубее
Апрельский цвет — небесный след.
*
Как прорисованы стволы —
К лазури ластится берёста,
Стараются стеклом ловить
Тепло дома...
И не по росту
Деревья, собранные в строй
Вдоль тротуара, обещают
Гореть одним большим костром
Весенней эры, не ветшая.
Журчит ручьёв речитатив
Под звон капели-балаболки
Один единственный мотив,
Но расточительно- глубокий.
И пробуют дома ловить
На стёкла солнечную роспись,
В лазурь врисованы стволы
Берёз в сияющей берёсте.
*
И словно бы ветра братались,
Забыли битвы: север — юг,
И пар струился от проталин
Как будто, оживая луг
Вдруг задышал... пока несмело,
Как мы, едва отзимовав.
И прутья ив порозовели,
Как будто вербная волна
Не стала ждать своей недели,
Готовясь вспыхнуть сей же миг,
И облака светясь летели
Сквозь синий и весенний мир.
*
Снег научится течь и журчать
По-ручейному в спящих оврагах,
И сгорит снеговик, как свеча,
Оплывая в сугробный огарок.
Не останется даже следа —
Будто выстрелит вешнее время,
Отзовётся в оживших садах
Терпким запахом лиственной прели.
Станет легче себя узнавать
То в листе, то в забывчивом ветре
И смотреть, как находят слова,
Цвет и запах сиреневой ветки.
*
Забылось всё, и вот ручьи звенят —
Сугробы распускаются на нити.
Просеивает свет в небесном сите
В снегах отзимовавшая земля.
В апрельском небе стаи облаков
Меняют волчий бег на птичий почерк,
Деревьям снятся сны набухших почек
И вековой живучести закон.
Звенят ручьи, распутывая нить
Звучаний на апрельские секунды,
И учатся оттаявшие губы
Земли по-матерински говорить.
Свидетельство о публикации №113041402794
Борис, вот что я думаю о поэтическом жанре. Сила стихов в том, что они возвращают нас к первобытному праязыку, когда мысль и речь только-только зарождались в существе, сделавшем лишь самые первые шаги к очеловечиванию. Чувство, ощущение, чутье, интуиция – они первичны и всегда резонансны по отношению к природным процессам. Да, чувства, эмоции также первичны и в хороших стихах (приходят от стихии и отражают стихию). Однако, тем не менее, у поэта нет иного способа для передачи чувств, кроме слова. А слово всегда несет в себе смысл, значение. Слово – это репер или якорь, это смысловой знак, который ближе к мысли, нежели к чувству. Поэтому поэт создает из слов метафоры, смешивая слова, как художник смешивает краски, создавая все новые и новые оттенки для передачи своих чувств.
Однако, Борис, я думаю, что в поэзии процесс взаимодействия чувств и слов взаимообратимый. То есть, здесь имеет место такая диалектика: чувство рождает образы-метафоры, строит их из слов-смыслов, метафоры создают настроение, настроение порождает яркую, пронзающую сознание мысль.
К чему я все это тебе говорю? Мне кажется, может я и ошибаюсь, что эта диалектика у тебя не всегда реализуется до конца. В твоих стихах часто художник и музыкант вытесняют философа и архитектора (архитектоника стиха). У меня же, Борис, недостаток противоположного свойства – мысль чаще преобладает над метафорой. Здесь тоже мало хорошего – стих становится дидактически назидательным. Попытаюсь на примере подтвердить свои рассуждения.
Вот к примеру, в прекрасном стихотворении
Забылось всё, и вот ручьи звенят —
Сугробы распускаются на нити.
Просеивает свет в небесном сите
В снегах отзимовавшая земля.
В апрельском небе стаи облаков
Меняют волчий бег на птичий почерк,
Деревьям снятся сны набухших почек
И вековой живучести закон.
Звенят ручьи, распутывая нить
Звучаний на апрельские секунды,
И учатся оттаявшие губы
Земли по-матерински говорить.
из-за обилия метафор теряются и становятся неявными две очень важные мысли: «Вековой живучести закон» - идея бессмертия и «Земля по матерински говорит» - идея первозданной Любви, изначально заложенная в Природе. Конечно, пробуждать в народе чувства добрые – это прекрасно! Но доброе чувство должно вести человека к доброй мысли, а от нее к доброму делу.
Извини, дорогой, за многословие и не обижайся на старика! Мне, право слово, очень по душе твой поэтический талант. А талант, как известно, можно развивать до бесконечности. К тому же я считаю, что дельный совет, помощь собрату по перу, куда важнее ни к чему не обязывающих «спасибо!», восторженных «охов» и «ахов», на которые весьма щедры околопоэтические дамочки.
Всего тебе доброго и прими мои поздравления со всеми майскими праздниками!
С уважением,
Виталий Шкиндер 04.05.2013 09:07 Заявить о нарушении
Пантелеев Борис 17.06.2013 22:33 Заявить о нарушении