Как стать поэтом песенником. Урок 3

Приветствую тебя, собрат! Не знаю как ты, а я с нетерпением ждала этой встречи. Но, увы,  каждодневная рутинная суета, в которой, как в черной дыре исчезает время, отпущенное небесами для нашей жизни, не позволило этой встрече состояться так быстро, как бы  мне хотелось. Однако если ты все же читаешь эти строки, то значит, мои усилия не пропали даром, и я все-таки сумела смоделировать свое будущее в отношении одного из моих намерений: поделиться с тобой своими знаниями в области написания песенных текстов.   
Кстати, мне кажется, что любая мечта делает жизнь человека богаче, ярче и интересней. А чем интереснее жизнь творческого человека, тем чаще его посещает вдохновение. Может, это тебе покажется глупостью, но я уверена, что здоровый прагматизм в сочетании  с безудержными мечтами позволяет выбрать правильное жизненное направление. 

Когда-то, давно, меня увлекла авторская песня, и я с воодушевлением играла на гитаре и пела песни известных бардов. Вскоре, перепевать чужие песни мне наскучило, и я попыталась  «придумать» нечто свое. Мелодии, словно бешеные пчелы, роились у меня в голове. Мои пять гитарных аккордов (которые я к тому времени освоила) открывали, как казалось мне, безграничные возможности в написании мелодий.
  Но что за песня без слов?
Где взять стихи для моих «гениальных» песен?
 Писать самой тогда мне не приходило в голову. Зачем? На земле столько признанных поэтов!
 И я стала читать.
 Мандельштам, Цветаева, Ахматова, Гумилев, Бальмонт, Пастернак…
 В моем книжном шкафу уже не было места, а я все покупала новые поэтические сборники, выписывала литературные   журналы, брала в библиотеке книги с переводами поэзии…
В то время я сделала свое первое открытие: в мировом поэтическом наследии так мало того, что бы мне хотелось петь!
Но какой же необыкновенный, тонкий и прекрасный мир открылся моему сознанию! Я задыхалась от красоты рифм, от неожиданных ассоциаций, от глубины страданий, переданных несколькими словами, от бесконечности любви…
Тогда я пришла к новому открытию: сила слова безгранична!   
Зачем я тебе об этом рассказываю? Только лишь для того, что бы ты понял, что поэт-песенник должен быть образованным человеком.  В первую голову,  в плане поэзии и литературы. Но если ты по образованию физик или химик, или скажем, психолог (о! Это очень кстати!), то ни одно твое знание не будет бесполезным. Уверяю тебя, ты сможешь с успехом применить весь свой накопленный багаж знаний и жизненного опыта в этом занимательном деле – деле написания песенных текстов!
Но согласись, песенный текст – это не научный трактат, и оттого не стоит понимать буквально, что ты можешь излагать в нем свои профессиональные навыки, достижения и открытия. Нет, но написать песню к своему профессиональному празднику ты сможешь лучше, чем кто-либо другой, а это уже большой плюс!
Хотя, чем больше смысла ты скроешь между строк и чем меньше ты его оставишь в словах, тем удачнее будет твоя песня.
Однако,  не стоит думать, что песенный текст может быть бессмысленным набором слов. Хотя, случается и такое. Но это плохие тексты. И их пишут плохие поэты-песенники. Не   исключаю, что песня с таким текстом может вдруг стать популярной и принести ее автору солидное денежное вознаграждение за «непосильные творческие труды», но это скорее результат усилий кого-то другого, но не автора слов. Возможно, композитора или исполнителя, или аранжировщика, или продюсера. В любом случае поэт-песенник --молодец! Вижу твои удивленно взлетевшие вверх брови: « Молодец?!»
Да! Молодец потому, что сумел найти кого-то, на чьей спине он так удачно въехал в рай!  Ему повезло.
Но удача – капризная дама! Она, как правило, приходит к тем, кто напряженно и без устали трудится! Так что не откладывай свое образование в долгий ящик, а принимайся сразу же после этого урока усиленно изучать мировое поэтическое наследие. Уверяю тебя, твои труды не пропадут даром!
А сейчас давай приступим к нашему уроку.
Я не зря заговорила с тобой об образовании.  Давай посмотрим на нашу с тобой работу с точки зрения литературы.
Является ли песенный текст литературным произведением?
 Несомненно.
 А раз так, то любой песенный текст должен соответствовать требованиям, предъявляемым к литературному произведению.
 Я уверена, что ты понял, о чем я веду речь.
  В песенном тексте, так же как и в стихотворении, и миниатюре, и в рассказе, и в новелле, и в поэме, и в романе должны быть: завязка, кульминация и развязка.
 Конечно же, в романе соблюсти это правило гораздо проще: пиши себе, завязывай, развязывай, никто у тебя над душой не стоит. Хочешь -- будь краток, а хочешь -- повтори подвиг Льва Толстого и порази мир объемом своего шедевра.
 Но у поэта-песенника всегда за спиной стоит некто, не отбрасывающий тени, с неприятной внешностью музыкального критика или радийного редактора с огромным секундомером в руке,  и как только поэт вдохновенно переходит к написанию четвертого куплета песни, этот «некто» начинает злобно смеяться, и, потрясая в воздухе тикающим секундомером, выкрикивает: « Цигель! Цигель! Ой-лю-лю!»
Да! Четвертый куплет в песне зачастую – перебор.
Почему? 
Да по одной простой причине.
Формат.
Ты слышал такое слово? Конечно, слышал. Форматная песня длиться чуть больше трех минут. А в песне должно быть оставлено место для вступления, проигрыша, и коды (окончания). Вот и посчитай, сколько же по времени должно длиться плавное произнесение твоего текста?  Отсюда и появившийся стандарт песенного текста:
1 запев (куплет)
Припев
2 запев
Припев
3 запев
Припев.

Это максимальный размер форматной песни.

 Но чаще всего песня выглядит так:

Вступление
1 запев
Припев
2 запев
Припев
Проигрыш
Припев
Припев
Кода.

Конечно, я веду речь о формате песен в стиле популярной музыки, те которые транслируются по радио и в телевизионных концертах.  Рок, рэп, андерграунд имеют свои форматы, но соблюдение их также необходимо. Если конечно ты в своем творчестве рассчитываешь на успех.

Наверняка ты скептически улыбаешься. Мол, если так, то о каких завязках и кульминациях мы говорим?  В большинстве песен вообще два куплета, и те, почти одинаковые, да и припев всего четыре строки. О чем мы ведем речь?
Но я ведь тебе говорила о бесконечной силе слова?! И завязка, и кульминация, и развязка могут уместиться вообще в один куплет.
Я тебе это могу легко доказать. Например, песня, которую ты, конечно же, знаешь.

Огней так много золотых
На улицах Саратова.
Парней так много холостых,
А я люблю женатого.

По сути, вся история уместилась в две строчки.

Парней так много холостых,
А я люблю  женатого.

Здесь тебе и завязка, и кульминация, и развязка, которую можно легко домыслить. Мол, ничего хорошего из этого не получилось. 

Кстати, я не напрасно взяла эту песню в качестве примера. Обрати внимание на первые две строки этой песни.

Огней так много золотых
На улицах Саратова.

Как ты полагаешь, имеют ли эти строки значение в контексте песни, или они написаны для рифмы?   
Да, и для рифмы тоже.
Но не только для нее. В хорошем тексте должны быть  обозначены время и место действия.  Очень здорово, когда это сделано четко и конкретно. Но допустимо, что бы эти обозначения были условными или завуалированными или домысливались слушателями, а если в песне идет речь о душевных переживаниях, то место действия теряет свою актуальность, поскольку все действие происходит в сознании героя песни, и так ли уж важно в Саратове это или на Марсе, летом ли, осенью?  Главное, чтобы не происходило путаницы: если уж сказал - в Саратове, то узкие улицы Арбата никак в песню не подойдут, если уж сказал – яблони в цвету, то будь осторожен с осенней листвой. Нет, конечно же, при желании все можно связать – и Саратов с Арбатом, и весну с осенью. Но связать, а не бездумно написать.

Ко мне попадает много текстов начинающих поэтов песенников с просьбой «немного подкорректировать».  Обычно такая «корректировка» заканчивается написанием нового текста,  И очень часто я сталкиваюсь с такими ошибками: не понятно – толи это утро, толи ночь, толи лето, толи зима…
Уже нарисовала себе картинку в сознании после первого запева: яблоки на снегу, а тут бац! в припеве – море, пальмы!

И хотя я очень благосклонно отношусь к импульсивному творчеству, но все же писать нужно так, чтобы смешные ошибки были исключены. Вот, еще одно напоминание об образовании. Для грамотного человека рассуждения на эту тему вообще неуместны, поскольку иначе и быть не может! Текст с такими ошибками просто не может родиться в его голове!
 Но, увы, еще Окуджава написал по этому поводу:

Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет…

Мне хотелось бы, чтобы ты и дышал ровно и писал хорошо.  А что значит хорошо? Понятно, если ты обозначишь в тексте  место и время действия, то это уж точно неплохо. Но текст от этого вовсе не обязательно станет хорошим.
И вообще, как ты думаешь, для чего я стала говорить с тобой о том, что песенный текст – это литературное произведение?
А вот для чего. Когда ты прочтешь роман, или повесть или поэму (при условии, что ты дочитал до конца, а не захлопнул книгу на первых страницах с убеждением, что эта ерунда не стоит твоего внимания) вначале ты себе четко представляешь, о чем в этом произведении шла речь.  Но если у тебя память не «стальной капкан», то ты  вскоре уже не просто не помнишь детали, но и сюжет толком изложить не можешь, хотя точно помнишь: вещь стоящая!
С песней этот процесс «забывания» проходит гораздо быстрее. Буквально сразу же после прослушивания в твоей памяти остаются только самые яркие фразы или вообще просто  картинка, которую нарисовало твое воображение. А возникнуть такой  визуальной картинке и помогают фразы с обозначением места и времени действия. Но не только это.
Давай вспомним второй урок. Помнишь, мы брали строчки Дм. Семеновского, находили в нем врагов песни – согласные буквы, и позволили себе вольность: переписывали эти строки так, чтобы они соответствии с требованиями песенного текста.
У нас с тобой получились строки:

Туда, где в голубых просторах
Растут весенние цветы.

И я тебе пообещала, что к «голубым просторам» мы еще вернемся.
Вот сейчас самое время обратить внимание на эти строки.
Цвет – очень важная деталь в песенном тексте. Она вовсе не обязательна, но обозначение цвета всегда вызывает в подсознании визуальный образ.
В качестве примера приходят в голову строки из «хита» прозвучавшего пару лет назад:

Белые обои,
Черная посуда.
Нас в хрущевке двое.
Кто мы и откуда?

Я помню, что эта песня много раз звучала на одной из шумных вечеринок, на которой мне пришлось побывать.  Не совсем трезвые гости лихо танцевали под эту песню, и я наблюдала, как они в безудержном веселье подпевали. Характерно, что пели они только первые две строчки:

Белые обои,
Черная посуда…

И все…

Что ж, это лишний раз подтвердило мои умозаключения: у человека в подсознании легче всего откладываются слова, связанные с его визуализированными образами.
 Отвлекусь на минутку.
Воспоминания об этой вечеринке, где под песню с трагическим смыслом весело плясал народ, что уже само по себе доказывает то, что к словам этот самый народ не особенно привык прислушиваться, напомнили мне давнишний разговор с моим хорошим приятелем ресторанным музыкантом.
- Я вчера наблюдал за публикой нашего ресторана. – рассказывал он мне, - и размышлял о том, под что же все-таки танцуют люди? И так и не нашел ответа. Ритм они не слышат, топчутся как медведи, мелодию тоже не слышат:  им все равно – лишь бы гремело, может они танцуют под слова?
- Может, - уклончиво ответила я.
Но теперь я знаю, что и слова мало кто различает. И в большинстве случаев массы предпочитают английскую речь, которую не понимают, поскольку произносимые слова позволяют спокойно визуализировать свои мысли, предполагая, что эти картинки навеяны песней.
Так вот. Большинство людей танцует под собственные визуализированные мысли!

 А, давай подумаем, что, собственно говоря, проще всего визуализировать? 
Конечно самые простые, незамысловатые вещи, то с чем сталкиваешься каждый день, вещи, для которых твоему воображению не нужно напрягаться.
Нет, я неправильно сказала. Не «твоему воображению», поскольку у тебя-то воображение – будь здоров! – ты ведь поэт-песенник, а воображению простого слушателя, предположим, швеи-мотористки, чей взгляд восемь часов в сутки прикован к прыгающей игле швейной машинки. (Во всяком случае, я именно так представляю себе труд человека этой профессии, но, может быть, я ошибаюсь). К тому же этот «простой слушатель» наверняка не прилагал столь значительных усилий в деле усердного изучения литературного наследия как ты, и оттого его лексикон весьма скуден  и незатейлив. Однако песни он любит и внимательно слушает какое-нибудь популярное  в его глухом  городишке радио и даже периодически заказывает в ежедневной вечерней программе « По заявкам» песни своего любимого композитора-поэта-исполнителя Игоря Николаева и с умилением ему подпевает:

Мы не склеим разбитую чашку любви…
 
Ты, как интеллигентный, образованный человек поморщишься:

- Фи! Что за «чашка»? Может быть «чаша»?

Пришло время удивиться швее-мотористке:

- Чаша? Разве есть такое слово? И что оно обозначает?

О, Игорь Николаев большой знаток психологии швей-мотористок! Уж он-то досконально изучил возможности и пределы воображения целевой аудитории, на которую рассчитано его бессмертное творчество.

Если по поводу «чаши» могут возникнуть вопросы, то по поводу  «белый, черный, голубой» –  вопросов нет. Цвет  визуализируется всегда. Если он, конечно, не какой-нибудь мудреный: терракотовый, например.

Вот откуда они появились: «голубые просторы»!

 Хотя, конечно же, сами «просторы» визуализируются далеко не всяким человеком. И это не так уж и странно, ведь очень многие люди, шагая по голубым просторам, видят только носы своих ботинок! Но «голубые просторы» все же понятнее, хотя бы составляющей цвета.
Исходя из этого рассуждения, неплохо  было бы заменить:
 «голубые просторы» на «голубые заборы». 
Забор-то, вещь вполне понятная.
 Но мы себе не позволим  в своем творчестве опускаться до такой «халтуры». Правда?
Но вернемся к нашей визуализации. Извини, но я все же настойчиво возвращаю тебя к этому понятию. И вот с какой целью: чтобы поговорить с тобой о пользе и вреде метафор в песенном тексте.

Общепринято, что хорошая метафора украшает стих.  Не стану с этим спорить. Но всегда ли метафора уместна в песенном тексте?

Не всегда.

Я абсолютно уверена в этом ответе. Нет, конечно, если метафора гениальна, то она, без сомнения, украсит любую песню.

Снегопад, снегопад
Не мети мне на косы,
Не стучи в мою дверь,
У ворот не кружи.

Я  очень люблю эту песню и считаю, что найденная автором метафора не просто украсила песню, а сделала ее незабываемой.
Но с метафорами в песенном тексте нужно обращаться крайне осторожно.
Во-первых: метафоры должны быть несложными, легко воспринимаемыми, не требующими долгого размышления.
…Или очень яркими, необычными, пусть даже нелепыми и шокирующими. Главное, заставить слушателя запомнить хоть пару слов из всей песни!
Хочешь, чтобы я привела пример?
Хорошо. Сейчас. Ну, естественно, я могу привести пример, опираясь на собственные ощущения.
Группа Hi-Fi,  и её песня  «Солнце  на блюде».
 Я не помню ни смысл этой песни, ни мелодику, и даже клип весьма смутно, но фразу «глупые люди солнце на блюде едят» помню очень хорошо. Почему? Потому что сначала меня эта фраза покоробила, затем я стала над ней думать, после чего я пришла к выводу, что речь идет о яичнице. Все это произошло абсолютно непроизвольно.  Я не поклонница группы   Hi-Fi, мало того я больше не помню ни одного слова из песенного творчества этих ребят. И даже это солнце с блюдом  не считаю чем-то выдающимся. Но эти хитрецы заставили меня намертво запомнить   фразу из песенки, которая абсолютно ничем меня не потрясла,  а вместе с этим  отложить в моей памяти  и название своей группы! Они попали в точку! Они поймали меня, как рыбку на крючок  одной своей удачной метафорой.
Молодцы!
И все же: чтобы найти удачную метафору необходимо озарение, вдохновение, назови это как хочешь, талант, одним словом. Но в самом начале книги мы говорили с тобой о том, что будем учиться «ремеслу написания песенных текстов».  Означает ли это, что ты сможешь писать хорошие тексты, не дожидаясь вдохновения и озарения? Да именно так. Хотя по вдохновению писать очень легко, но ведь кушать хочется каждый день, а вдохновение, увы, приходит, отнюдь, не по расписанию.
Все правила, о которых я тебе рассказываю, плюс твои способности, плюс трудолюбие, плюс четкое понимание цели, плюс твои амбиции (о! сколько обязательных плюсов!) и ты сможешь писать не останавливаясь!
 


Рецензии
Добрый день. Понравилось. Здорово написано. Актуально для меня сейчас. Вспомнилась детская мечта. И да, я - реалист. И реалист требует продолжения. Между прочтением второй и третьей части родилась песня. Много в ней по правилам))))). И повторения, и гласные, и место есть)) Может у нее и есть будущее?) Пришлю вам.

Марина Симакова-Рогалевич   12.06.2018 15:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.