Отражения. Кривое Колесо
Гениальной неповторимости хомо сапиенса способствовало отсутствие информации, вернее общечеловеческого метрополя информации и способа обмена ею.
Мне кажется неандерталец чувствовал себя куда более талантливым, чем человек нынешнего века. Все оттого, что:
1. Язык, если и был, то собственный, соседа же не поймешь - переводчиков не было.
2. Расстояния были непреодолимым препятствием, так же как и время - способ передачи знаний был примитивным, если вообще существовал.
3. Записки на манжетах не писали, ибо не было ни перьев, ни чернил, ни, собственно, манжет.
4. Устное послание - кое-как передавалось но мы все знаем, как внимательны дети к наставлению родителей...
5. История - плащ-невидимка - постаралась и смыла следы не только дубликатов мысли , но часто и самой мысли, Вспомните пожар в Александрийской библиотеке. Совсем , казалось бы, недавнее событие. А уничтожило невероятное количество открытий...
А нынче? Ни время, не языки, ни расстояния, ни поиск - ничто не препятствие - а стал ли человек значительней, неповторимей? Вряд ли, ибо чувствовать свою особенность - стало мечтой почти неодолимой. Нынче только скорость может дать человеку удовлетворение, впрочем и до обратного - быстрее найдешь информацию - быстрее обнаружишь, что “такая сказка уже есть”(Д. Хармс)
Выражение “изобретать колесо” появилось давно - но оно не слишком иносказательно, потому как даже колесо изобреталось не раз.
Сначала обнаружили, что первое колесо было изобретено в Месопотамии 3000 лет до нашей эры - шумерские цари изображались на фоне колесниц.
Недавно во Франции нашли более древние наскальные рисунки с изображением женщины вытачивающей колесо из известняка. (версия открытия колеса женщиной - мне по нраву!)
Сначала были подложенные под груз палки, потом бревна, затем бревна сточенные грузом в середине, потом срезы бревен - колеса без отверстий, потом с отверстиями, потом с металлическими ободами, каучуком , резиной, ниппелем, итд...
Я же изобретаю колесо каждый миг, каждое мгновение, изо дня в день.
Я пишу: Художника определяет взгляд...
И нахожу:
“Художник начинается тогда, когда в его замысле или уже в его ленте возникают свой особый образный строй, своя система мыслей о реальном мире, и режиссер представляет ее на суд зрителя, делится ею со зрителем, как своими самыми заветными мечтами. Только при наличии собственного взгляда на вещи, становясь своего рода философом, он выступает как художник..” Аднрей Тарковский
Я пишу:
Свобода в несвободе, свободы нет, воли - то есть свободы от свободы - тоже нет. Мы всегда зависим от кого-нибудь или от чего-нибудь, например от собственного понимания добра и зла.
И читаю:
“подлинный художник, а более того - гений, являются рабами дара, которым они наделены. Они обязаны этим даром людям, питать которых духовно и служить им были избраны. Вот в чём для меня заключается свобода.” Андрей Тарковский
И еще читаю:
“ Он(Англичанин). Что такое свобода?
Я. Свобода есть возможность поступать по своей воле.
Он. Следственно, свободы нет нигде, ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.
Я. Так, но разница покоряться предписанным нами самими законам или повиноваться чужой воле.” Пушкин(Путешествие из Москвы в Петербург, черновой вариант)
Я пишу:
Все в мире связано со всем. Вывожу такую “гениальную” идею путем простых размышлений по поводу расширяющихся кругов мышления: начинаешь размышлять об одном, медленно выходишь на другое, а там векторно во многие стороны и так бесконечно(ну так мне кажется : ), а в одном из витков - легко возвращаешься в начало. Ну, казалось - прелесть , а не мысль! Простая, забавная, сложная - все вместе. “Вещь в себе”... И вот!
Читаю:
Какой-то там МИФИст, академик ! :) - атомщик Поляков, Владимир Ильич (даже имя мне его не нравится ) книгу пишет о естествознании - громит науку, теорию относительности, математиков с их “узковзглядством”, Канта, Эйнштейна, Платона, кричит: любимчикам Нобеля - капут! Все дело не в разнообразии, а в однообразии:
“Всё связано со всем потому, что вся Вселенная от единственной элементарной частицы и атомов до бесконечного числа галактик существует в единой среде, названной в работе «Действие, упорядочивающее хаос» - ДУХ” Ну не хочу я , чтоб он мою идею о всерасширяющейся мысли разделял... Я лучше с Кантом разделю мою “вещь в себе” - умозаключение моё о связях - достигнутое не опытом, но размышлением :)
Не смотря на то, что тут я “ДУХ”ом этим упала, мысль моя - скрипучее колесо, не останавливается, крутится себе, бежит вперед..
Нравится мне Кантовская “вещь в себе” - непознаваемая на опыте, но умопостигаемая, а у меня она связывается совсем с другим. И накрывает меня мое колесо новой пылью дорог.
Я пишу:
Простое должно рождать сложное, не то сложное родит простое.
Тут “вещь в себе” преображается во мне в нечто совсем другое. Сложность в простоте. Сложность - она вовнутрь. Так же как в любом отрезке - бесконечное количество точек. Отрезок - это простота, а бесконечность - сложность. А сложность вне простоты - хаос. Так глядит человек вдаль и думает - земля плоская. Видит маленькое солнце - и вот оно уже вертится вокруг Земли. Глядит на звезды и думает - лампочки Ильича уже и в Космос провели... Расширение - приводит к взрыву, а сужение - к черной дыре.
И тут читаю:
“Мир устроен просто” Аристотель.
Уже не огорчаюсь, а просто бегу за своим скрипучим :
Да, сложность вне простоты - чаще всего порождает хаос. Но простота без этого погружения вовнутрь - и вовсе тьма Египетская. Видеть, скажем, народы и не видеть человечества - приводит к убийству друг друга, человечества, а значит в итоге к самоубийству.
Пишу:
Нет, не от прогресса помрет человек, а в своей тьме Египетской, ибо так и не увидит простоты мира.
И что вы думаете?
Читаю:
«Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Иероглифическая надпись на пирамиде Хеопса.
А кривое мое колесо все пылит и пылит по дороге...
Свидетельство о публикации №113041301327