Пьер Бомарше

                (1732-1799)

ШТРИХИ БИОГРАФИИ

  Пьер Бомарше, французский драматург, родился 24 января 1732 г. в Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он первоначально занялся ремеслом отца, но в то же время ревностно изучал музыку. Его музыкальные таланты и разговорный дар доставили ему доступ в высшее общество, где он успел завязать пригодившиеся ему впоследствии большие связи. Он ухитрился также попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе, и благодаря женитьбе на двух богатых вдовушках (Франк и Левек), которые обе умерли очень скоро, а также сотовариществу с банкиром Дювернэ  стал обладателем значительного состояния.
       В 1764 он отправился по денежным делам в Мадрид и здесь убил на дуэли испанского писателя Клавиго, обольстившего его сестру, что послужило сюжетом трагедии Гёте "Клавиго". Но посреди своих торговых спекуляций Бомарше выступил перед публикой с двумя пьесами, "Евгения" и "Два друга" (1767 - 1770), из которых на сцене удержалась только первая.
       После смерти своего компаньона Дювернэ Бомарше начал тяжбу с его наследником, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость и талант. Тяжба разбиралась в парламенте, и предметом её было требование неуплаченного долга, заявленное наследником Дювернэ. Чтобы добиться доступа к докладчику Гецману, Бомарше поднёс жене его богатый подарок. Когда процесс был проигран, ему возвратили подарок, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гецмана. Отсюда возник новый процесс (1773) по обвинению в клевете и покушении на подкуп.
       Бомарше был признан судом первой инстанции граждански нечестным и приговорён к клеймению. Тогда он написал четыре памфлета, названные им "Мемуары", имели ошеломляющий успех, направленные против коррумпированной судебной системы Франции, в которых сумел придать своему личному делу характер защиты общих прав человека и гражданина. В то же время он беспощадно разоблачил злоупотребления тогдашнего правосудия и тем расположил в свою пользу общественное мнение. Эти мемуары - образец подобного рода произведений по мастерству изложения, силе, наивности и оригинальности слога, по тонкости и язвительности сатиры, остроумнейшей диалектике и огню, который ещё и теперь захватывает и увлекает читателя. Парламент увидел себя вынужденным отменить приговор первой инстанции и как-нибудь замять это дело посредством соглашения.
       В 1775 г. Бомарше написал пьесу "Севильский цирюльник", и сразу стал первым драматургом Франции. Это подтолкнуло его к мысли "продолжить пьесу", и в 1784 г. он пишет "Женитьбу Фигаро", а в 1792 г. завершает трилогию мелодрамой "Виновная мать".

                ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

    1779-1787 годах внимание Бомарше было приковано к изданию полного собрания сочинений Вольтера, ушедшего из жизни в 1778 году. Бомарше, чувствовавший себя преемником великого мыслителя, считал делом чести издать собрание его сочинений. Для этого драматург арендовал в германии замок Кель, где он разместил типографию и наладил производство бумаги. Бомарше пустил слух, что он член "Философского, литературного и типографического общества", хотя обществом, по сути, являлся он сам. Общий тираж двух изданий, выпущенных в 72-х и 92-х томах, составил 15 тысяч экземпляров. Однако у Бомарше возникли серьезные трудности с данной затеей – мало того, что на издания подписалось лишь две тысячи читателей, парламент и духовенство запретили продажу издания во Франции, а российская императрица Екатерина II требовала убрать из книг ее переписку с Вольтером. Несмотря на все перипетии и потерянный миллион, Бомарше всю жизнь гордился своей проделанной работой.
    В 1784 году Пьер Бомарше создал свою следующую пьесу – "Женитьбу Фигаро" которая своим успехом превзошла даже "Севильского цирюльника" и выдержала целых сто представлений подряд. Произведение вызвало такую бурю противоречивых эмоций, что сам король запретил показывать его публично и издавать – что, естественно, возбудило у публики еще больший интерес. Когда с разрешения монарха пьеса наконец-то была поставлена на частной сцене, а чуть позже и в Париже, она сразу вызвала фурор даже у представителей "старого режима", хотя именно их она и высмеивала. Во время парижской премьеры комедии театр был настолько переполнен, что три человека погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой. Наполеон говорил, что "комедия Фигаро была революцией уже в действии", ведь пьеса очень точно отображала настроение того времени во Франции. Центральный герой книги – слуга, который явно превосходит своего хозяина по уму и практичности. В 1786 на основе пьесы Бомарше было написано либретто оперы Моцарта "Свадьба Фигаро".
     Скандально известный драматург попытался использовать любимого героя и в третий раз, однако новое его произведение "Преступная мать" написанное в 1792 году, уже не пользовалось успехом. Тем временем в Вест-индских колониях Британии началась война за независимость, которая была поддержана Францией как близкая по духу к революции. Бомарше активно взялся за организацию обеспечения восставших колоний припасами и даже нажил на этом миллионы, став одним из богатейших людей Франции. Казалось бы, дела его складывались как нельзя лучше. Между тем великий драматург утратил то, чем дорожил, пожалуй, больше всего: свою репутацию народного трибуна, свою популярность. Ему перестали доверять — богатство и придворные связи внушали подозрения.
    Вскоре Бомарше постигла неудача и в деле поставок оружия республиканскому войску. Писатель был послан революционным правительством в Голландию для закупки оружия, но денег ему не прислали, а потом его же обвинили в хищениях. Он был схвачен и брошен в тюрьму, а затем преследовался как эмигрант. Имущество Бомарше было конфисковано, семья арестована, а ему самому пришлось бежать сперва в Лондон, потом в Гамбург.
     Великому драматургу разрешили вернуться на родину лишь в 1796 году. За последние годы своей жизни Бомарше почти оглох. Он принялся писать воспоминания, однако повторить прежний успех ему уже было не суждено – данное сочинение встретило очень холодный прием. 
      Умер Бомарше скоропостижно  от удара  18 мая 1799 года.  Неожиданность его смерти вызвала предположе-ние, что он отравился. В этом слухе, несомненно ложном, звучит признание современников Бомарше, что слишком велики были муки этого человека, чтобы пережить их до конца. Бомарше похоронили, согласно его воле, в саду его знаменитого дома, но теперь могила писателя перенесена на кладбище Лашез.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

* Когда в Париже была поставлена знаменитая пьеса Бомарше "Женитьба Фигаро", то она выдержала более 130 представлений подряд. Успех небывалый для Парижа! Зрители доходили до исступления, а когда занавес окончательно опускался, все кричали "a demain" (до завтра).

* Участие в различного рода махинациях, а также зависть и ненависть к нему со стороны лиц близких ко двору (он написал «Мемуары», в которых разоблачил многих высокопоставленных особ, чем вызвал всеобщую любовь парижан) навлекли на него целый ряд неприятностей. Была запрещена постановка «Севильского цирюльника», дочери короля отказались от него, он очутился на скамье подсудимых с последующим фактическим лишением гражданских прав. Но этот приговор стал его триумфом, принц королевской крови Конти в тот же вечер закатил приём в его честь, а сотни видных парижан выразили ему своё сочувствие. Даже сам начальник французской полиции Сартин приехал поздравить его.
     Его популярность, незаурядный ум и бедственное положение — он оказался в долгах — навели Сартина на мысль сделать его своим агентом. Правда, ещё до этого Бомарше выполнил тайное задание правительства.

* Случилось так, что его сестра, жившая в Мадриде, стала жертвой обмана со стороны некоего сеньора Клавихо, который собирался на ней жениться, но не выполнил своего обещания. Чтобы помочь сестре, Бомарше отправился в Мадрид. Он быстро разобрался в деле, но в Мадриде задержался на два месяца. Казалось бы, кем он тогда был? Никому не известным дворянином сомнительного происхождения, часовщиком. Но его принял сам король Испании. Министр двора. Много позже выяснилось, что Бомарше обсуждал с ними вопросы не только о неприятностях своей сестры. Правда, король заставил сеньора Клавихо сделать предложение обманутой им тридцатичетырёхлетней девице, но, по настоянию брата, она сама отказала «жениху». Не в этом дело. По поручению Людовика XV Бомарше беседовал с испанским королём о чём-то, что нельзя было доверить даже послу. Своё поручение Бомарше выполнил вполне успешно. Кроме того, в Мадриде Бомарше не только познако-мился с английским послом графом и лордом Рошфором, но и стал его близким приятелем. Эта дружба ещё сыграет свою роль.

*  Первым заданием «государственной важности» было спасение «имиджа» любовницы Людовика XV мадам Дюбарри. Дело в том, что некий Моранд издал в Англии скандальный памфлет «Записки публичной женщины» о прошлом мадам Дюбарри и собирался ввезти его во Францию. Обстановка была такой, что это угрожало не только самой Дюбарри, но и стабильности в стране. Лондон к этому времени стал прибежищем многих противников короля, и там в большом количестве издавались и распространялись различные памфлеты, например: «Жизнь одной куртизанки на французском троне», «Как потаскуха становится любовницей короля» и другие. Но Моранд был талантливее и злее других, и король боялся именно его.
    Бомарше с блеском выполнил задание. Он, правда, с помощью больших денег, сумел уговорить Моранда не только отказаться от своего намерения, но и передать Бомарше все печатные экземпляры памфлета и даже саму рукопись. Три тысячи экземпляров «Мемуаров публичной женщины» были сожжены в печи для обжига извести в присутствии Бомарше и его друга Гюдена. Более того, как истинный разведчик, Бомарше сумел завербовать Моранда. Вот что он докладывал королю: «Я оставил в Лондоне своим политическим шпионом автора одного из пасквилей. Он будет предупреждать меня обо всех затеях подобного рода, готовящихся в Лондоне. Это пронырли-вый браконьер, из которого мне удалось сделать отличного егеря. Под предлогом порученных ему мною литературных изысканий… можно будет, прикрывая истинные мотивы, выплачивать ему скромное жалование за шпионаж и тайные донесения о вышеупомянутых пасквилях. Этот человек будет обязан собирать сведения о всех французах, прибывающих в Лондон, сообщать мне имена и дела их привлёкшие… Его тайные сообщения могут затрагивать также бесконечное множество других политических дел, и благодаря выдержкам, секретно пересылаемым мною, король всегда будет в курсе событий». Карон Бомарше подписался именем «Ронак».

* В это время Бомарше получил новое задание. В Лондоне действовал авантюрист (или авантюристка?) шевалье д'Эон. У д'Эона в руках оказались документы, которыми он шантажировал французское правительство, — письма французского короля, каждое из которых являлось свидетельством его враждебных намерений по отношению к Англии и планов высадки десанта на британском побережье. И хотя Людовик XV уже умер, эти планы, получи они огласку, легко могли вызвать войну между Англией и Францией. Бомарше должен был этого не допустить.
Оба изрядные авантюристы и проходимцы, д'Эон и Бомарше быстро нашли общий язык. Действуя подкупом, лестью, обещаниями, Бомарше сумел отговорить д'Эона от его плана опубликовать злополучные письма. «Стороны» даже подписали договор: «Мы, нижеподписавшиеся, Пьер-Огюстен Карон де Бомарше, специальный посланец короля Франции, и барышня Шарль-Женевьева-Луиза-Огюста-Андре-Тимоте д'Эон де Бомон, старшая дочь и т. д.».

* Бомарше пережил ещё множество интересных событий, увлекательных приключений, но уже не в качестве разведчика или тайного агента. Поэтому останавливаться на них мы не будем. Упомянем только тот малоизвест-ный факт, что последние месяцы своей жизни он посвятил авиации и аэронавтике. Он писал: «Одна из самых величественных идей науки… это безусловно подъём тяжёлых тел в лёгкой воздушной среде…»

АФОРИЗМЫ  БОМАРШЕ

"У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит".

"Робким человеком помыкает любой проходимец".

"Когда поддаешься страху перед злом, то уже начинаешь чувствовать зло страха".

"Недаром женской верности придавали такое огромное значение! Общественное благо, общественное зло связаны с их поведением. Рай или ад в семье вызываются исключительно той молвой, какая идет про женщин, а зависит молва только от них самих".

"Когда женщина сердится, здравого смысла в её речах не ищи!"

"Немалое благо для семьи - изгнание из нее негодяя". 

"Из всех шутовских вещей брак - самая шутовская".

"Ревность - всего только глупое дитя гордости или же болезнь безумца".

"Если начальник не делает нам зла, то это уже немалое благо".

"Без песен и вина жизнь даром пропадаёт!"

"Обычай часто является злом".

"Каждый человек всегда чей-нибудь ребёнок".

"Жить - это бороться, бороться - это жить".

"В жизни есть закон могучий: кто пастух - кто господин!
 Но рожденье - это случай, всё решает ум один.
 
"Ветер, задувающий свечу, раздувает огонь в жаровне".

"Небо всегда покровительствует невинности!"

"Утверждать что-либо, не имея возможности доказать это законным путем, означает клеветать".

"У бедняка не должно быть ни единого недостатка".

"Могут ли покой и любовь ужиться в одном сердце?"

"Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна".

"Умение мужественно преодолевать самого себя - вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек".

"Наиболее виновные - наименее великодушны, это общее правило".

"Политика - искусство создавать факты, шутя подчинять себе события и людей. Выгода - её цель, интрига - средство... Победить её может только порядочность".

"Заставьте самого беспристрастного судью разбирать своё собственное дело, и посмотрите, как он начнёт толковать законы!"

"Обладание всякого рода благами - это ещё не всё. Получать наслаждение от обладания ими - вот в чём состоит счастье".

"Интрига рано или поздно губит того, кто её начал".

"...Любви только сладостна тайна, придаёт она прелести ей!"

"Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку".

"Ум невозможно унизить - так ему мстят тем, что гонят его".

"Умный человек никогда не станет связываться с сильным".

"Честные люди любят женщин, обманщики обожают их".

"Гнев добрых людей - это не что иное, как настоятельная потребность прощать".


    Пьер Огюстен Карон де Бомарше похоронен в фамильной могиле, где погребены его многочисленные родственники


Рецензии