Саша и Волк. Страшная Песня
Только что пришёл с прогулки.
Ввалился и – свалился, плюхнулся на свой стульчик в прихожей.
Сидит и не даёт себя раздевать-разувать. Никому.
Буянит: кричит и яростно отбивается, так что старенький, мамин ещё, детский стульчик ходит под ним ходуном и, скрипя и скребясь о стену и о паркет, взывает к ним то возмущённо, то жалобно. Размахивая во все стороны ногами, обутыми в серые с чёрными колошами валенки, – насколько хватает ног и сил (а только на это их сейчас и хватает), – Саша лупит, колотит по полу. Получается здорово.
“Слава богу, – думают взрослые, – что ЭТО для паркета совершенно безвредно”. Но зато громко и гулко. А если совсем близко подойти, то ещё и больно.
“Метод устрашения” действует безотказно. Никто уже: ни мама, ни папа, ни бабушка – не знает, с какого боку к этому ребёнку подступиться, как к нему хотя бы приблизиться, не то что валенки с ног стянуть. Да и штаны хорошо бы – ведь по колено... какое там! – по самую попу мокрые. А попробуй-ка сними, хоть они и на молнии: толстые, с “грудкой”, на бретельках – это же комбинезон, “кафандл кацманавта”! Или даже “валадаза” (водолаза). Еле успели (пока шёл к стулу), расстегнуть и стащить с мальчика шубу и вязаную шапку-шлем. Тяжёлые от воды варежки сами упали с Сашиных рук ещё в подъезде.
Щёки красные, глаза горят, волосы на голове совершенно мокрые и на макушке всклокоченные.
Нагулялся, укатался до такой степени, что сам уже не знает, чего хочет:
– Ни катЮ дамОй!
– КУсать – ни катЮ!
– Ни катЮ путЯта!! (купаться)
– Ни катЮ пать!!! (спать)
А дальше уже просто:
– А-А-А-А-А-А!!!
А взрослым... ой, как непросто... “О-о-о-о-о...” – только и остаётся сказать.
– А ну-ка... А вот я сейчас спою ему эту “Страшную Песню”... про Серого Волчка, – неожиданно находится дедушка.
Все в недоумении: “Какой ещё “Волчок”? Ну ты, дедушка, даёшь... Ребёнок голодный...”, – однако сразу же соглашаются, потому как другие, уже опробованные, педагогические (и даже те, что “не очень”) приёмы, а также совсем уже не педагогичные хитрости и (даже угрозы) не дали абсолютно никакого результата. Не считая разве того, что Сашины крики стали ещё громче, а удары ног об пол – ещё ожесточённее. И тоже громче.
Дедушка садится перед Сашей на корточки (калоши почему-то сразу же перестают колошматить), протягивает к нему руки и низким голосом тихо заводит:
– Баю-баюшки-баю...
Саша без единого звука... встаёт со стульчика... с большим трудом (“кацманавт” – гравитация!)... делает два шага навстречу деду... и – падает (сила гравитации особенно велика в этот момент!) в его объятия.
Дедушка большой, тёплый и добрый, и байковая рубашка в клеточку на нём сухая; а Саша маленький, горячий и мокрый. И очень устал.
Продолжая (уже без слов) петь, а вернее, мычать свой “утробно-загробный” мотив, дед с Сашей на руках осторожно поднимается и, медленно покачивая его, идёт по коридору в сторону детской.
Мама бежит за ними на цыпочках, догоняет и знаками объясняет деду, что неплохо бы снять с ребёнка тяжёлые валенки: у того ноги уже болтаются, как у тряпичной куклы, и валенки в калошах – клоц-клоц, бум-бум – стукаются друг о друга. Ещё, чего доброго, разбудят...
“Уйди. Потом снимешь,” – одним лицом, бровями, говорит дед. Руки-то заняты, а голосом он продолжает всё так же – “страшно” – петь.
Действительно, валенки и штаны потом можно снять...
Как хорошо, что на Саше, под “кафандлом”, – не “лубаска”(рубашка), не “фитылок” (свитерок) с высоким и узким горлом, а верх от “пивамы”! Удобно и не жарко... И низ – от неё же – вместо “кавоток” (колготок). Утром после завтрака тоже... еле удалось одеть и вывести этого мальчика на улицу: “Ни катЮ на голку!.. Ни катЮ на санки!..” Так и “выволокли” – в пижаме, надев поверх неё комбинезон и шубу.
Точно так же, как и пришла, – на цыпочках – мама, словно по струнке, уходит, ретируется на кухню, где её за закрытой дверью и за накрытым столом, тихо-тихо, как мышки, сидят и ждут такие же, “приструнённые” Сашей “цыпочки” – папа и бабушка. Счастливые уже от одного только предвкушения обеда в тишине.
Условный рефлекс на “Страшную Песню” сработал.
“Саша и Волк”.
Почти по Прокофьеву. Или по Павлову? Или по Сухомлинскому, Ушинскому, Песталоцци, Монтессори и Споку?
Или в полном противоречии с ними? То есть – с их теорией? Или – с теориями?..
Не важно... Важно то, что ребёнок уже спок... то есть спит.
Февраль 2013
____________________
Примечания
* Иллюстрация: Волчок. “Сказка сказок.” Ю.Норштейн, Ф.Ярбусова.
“Музеи России”. http://www.museum.ru/alb/image.asp?14034
* “Петя и Волк” — симфоническая сказка для детей Сергея Прокофьева, написанная в 1936 году.
* Сергей Сергеевич Прокофьев (23 апреля 1891, имение Сонцовка, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина) — 5 марта 1953, Москва, РСФСР, СССР) — русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Народный артист РСФСР (1947)[1]. Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951). Один из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века.
* Иван Петрович Павлов (14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление, безусловный и условный рефлексы стали основными понятиями науки о поведении.
* Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Украинская Держава — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — советский педагог украинского происхождения.
Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
* Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения “Детский мир” (1861) и “Родное слово” (1864), фундаментальном труде “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии” (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.
* Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог.
Песталоцци – народник в лучшем значении этого слова. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге: “Как Гертруда учит своих детей”. Метод обучения по Песталоцци был направлен на стимулирование умственной деятельности обучаемого. Основой воспитания должна быть природа человека. Подобно другим педагогам, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и сноровки приобретались тем же путём, как и знания — путём наглядности.
Цель воспитания- развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания — создание гармонически развитого человека. Основной принцип воспитания — согласие с природой. Средства воспитания — труд, игра, обучение.
К. Д. Ушинский, полагал, что “метод Песталоцци” является открытием, дающим право его автору считаться первым народным учителем. И.Г.Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. Его идеи развивали крупнейшие педагоги мира.
* Мария Монтессори (итал. Maria Montessori; 31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка.
Мария Монтессори, помимо Италии, долгие годы жила и работала в Каталонии и Нидерландах.
Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой.
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.
Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребёнка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего.
Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребёнка.
* Бенджамин Маклейн Спок (англ. Benjamin McLane Spock, 2 мая 1903, Нью-Хейвен, Коннектикут, США — 15 марта 1998, Сан-Диего, Калифорния, США) — известный американский педиатр, чья культовая книга “Ребенок и уход за ним”, изданная в 1946, является одним из крупнейших бестселлеров в истории США. Его революционный призыв к родителям был “вы знаете гораздо больше, чем вам кажется”. Спок был первым педиатром, изучавшим психоанализ с целью попытки понимания нужд детей в рамках развития семейных отношений. Его идеи о воспитании детей повлияли на несколько поколений родителей, сделав их более гибкими и нежными по отношению к своим детям, заставив их относиться к своим детям как к личностям, в то время как общепринятым мнением было то, что воспитание ребенка должно быть сфокусировано на выработке дисциплины.
Свидетельство о публикации №113041106091
От начала и до конца - просто песня какая-то!
Сцена со стульчиком великолепна - парой слов, а всё рассказано и показано. И реалистично выписано до мелочей! Здесь и старый мамин видавший виды стульчик, и паркет, который надо беречь, и мокрая одежда.
А главное - он - главный герой с его бунтом "насколько хватает ног и сил" против всех устоев! Так и видишь эти раскрасневшиеся щёки, мокрые волосы и слышишь слова протеста: ни домой, ни есть, ни спать, ни купаться он не хочет! И как апофеоз революции - громкое "ААААААА"!
И характер его в паре цитат тоже выписан. Один "кафандл кацманавта" чего стоит!
И умиляет эта всеобщая покорность маленькому любимому домашнему тирану, которому можно всё, потому что его просто самозабвенно любят. (Чем бы дитя ни тешилось...!) Притихшие на кухне, как мышки, бабушка и папа, "разговаривающие" едва заметными мимическими знаками мама и дедушка - все хороши! А уж гравитация вкупе с песней и гипнотическим сеансом выписаны здорово!
И в конце - перепутанные педагоги (какая разница - кто!) с их никому ненужными теориями, потому что реально действующей оказывается только дедушкина находчивость.
Картинка подобрана совершенно очаровательная!
Ещё раз с удовольствием перечитала и получила настоящее удовольствие!
Светлана Данилина 20.04.2013 18:17 Заявить о нарушении
Да, дедушкина находчивость тянет по меньшей мере на "Оскара"!
А также на "Золотого Льва", "Золотую Ветвь", Премию "Гойа", "Нику" и "Тэфи" вместе взятых!
Нина Русанова 20.04.2013 21:53 Заявить о нарушении
Светлана Данилина 22.04.2013 01:36 Заявить о нарушении
Нина Русанова 22.04.2013 02:23 Заявить о нарушении