О шахматах и церковных канонах

               
                Года два назад Святейший Патриарх Кирилл, (не помню уж, по какому поводу), заявил, что многие церковные каноны «сегодня не работают». Эти слова Святейшего вызвали тогда бурю негодования среди «ревнителей» благочестия. Патриарх, мол, посягнул на святые устои Церкви, на многовековые незыблемые каноны. Однако, если посмотреть на ситуацию здраво, Святейший лишь констатировал сложившийся факт, а именно: снизу доверху, от мiрян до высших эшелонов церковной иерархии, сознательно или по неведению нарушаются правила святых апостолов, вселенских, поместных соборов и святых отцов Церкви. Взвалить вину за нарушение канонических правил на Патриарха проще всего, но не лучше ли обратить свой взор на самих себя? Впрочем, ситуация с нарушением церковных канонов на поверку оказывается значительно сложнее и имеет в своей основе не только церковно-канонические, но и социально-исторические причины. 

                «Святаго вселенскаго шестаго Собора правило пятьдесятое и пятьдесятъ первое, запрещаетъ всякiя играния. Пятьдесятое правило Собора сего возбраняетъ играти всем, и причетникомъ, и мiрскимъ человекомъ, зернью (игра в кости) и шахматы и тавлеями (игра в нарды), и прочими таковыми играми, пятьдесятъ же первое правило, всякое игранiе возбраняетъ и отметаетъ и причетникомъ, и простымъ людемъ…». Это строки церковного правила из девяносто второй главы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1551 года, так называемого Стоглава, созванного по инициативе юного Государя Иоанна IV. Собору духовных властей 1551 года Царь предложил на обсуждение и разрешение целый ряд вопросов, с которыми он столкнулся при своем вступлении на царство. Итоговым документом деятельности Собора, названного по числу глав «Стоглавом», явилось «уложение», или «соборная книга», представленная в виде святительских ответов на царские вопросы. Митрополит Макарий (Булгаков) называл этот Собор «важнейшим из всех Соборов, какие только были доселе в Церкви Русской». В принятии своих решений Собор руководствовался, как и положено, Священным Писанием, Церковными уставами, правилами святых Апостолов, вселенских и поместных Соборов, святых отцов, церковными Уставами Русских Князей. В работе Собора принимали участие иерархи, впоследствии канонизированные Русской Церковью. Царь ставил перед Собором задачу «исправления и утверждения веры и церковного благочиния в связи с Царским благозаконием и земским устроением». Стоглавом руководствовались и на него ссылались не только в 16 веке, но и в 17 и в начале 18 века; и даже после Московского Собора 1667 года, на котором Стоглав был осуждён: «и той собор не в собор, и клятву не в клятву, и ни во что же вменяем, якоже и не бысть».

                Как видно из краткого экскурса в историю Стоглава, ситуация, когда «каноны не работают», хотя бы в той или иной степени, складывается не впервые. Если вернуться к игре в шахматы, то в этом были замечены и сам Иоанн Грозный (по некоторым воспоминаниям современников, якобы, Грозный Царь скончался во время игры в шахматы), и Алексей Михайлович (запечатленный в 19 веке на рисунке художника В.Г.Шварца играющим в шахматы). Конечно, вполне возможно, что Иоанн Грозный и Алексей Михайлович, одни из самых благочестивых русских царей, никогда и не играли в шахматы, а рисунки художников 19 века и воспоминания современников есть не более чем фантазия или клевета на русских Государей, но дело в данном случае не столько в подлинности исторических фактов, сколько в том, что некоторые церковные каноны могут всё-таки не работать. (Также как сегодня, например, всё большее число женщин игнорирует правило, запрещающее им носить мужскую одежду, то есть брюки.) Кстати, по поводу собственно игры в шахматы, почти в современном издании (1893 г,) «Книги правилъ святыхъ апостолъ, святыхъ соборовъ вселенскихъ и поместныхъ, и святыхъ отецъ» сказано следующее: «Никто из мирян и клириков не должен предаваться игре предосудительной, а епископ, пресвитер и диакон не должны предаваться никакой игре».

                Итак, любые канонические, богословские и другие вопросы церковной жизни решаются на Поместных Соборах, которые всегда созывались, начиная с равноапостольного Константина Великого, монархами, императорами и самодержцами, за исключением, правда, Поместных Соборов, проходивших после свержения самодержавия в России. Означает ли это, что Патриархи Российские, избранные в советское время, начиная от святителя Тихона (Белавина) до Святейшего Патриарха Кирилла, являлись и являются незаконно избранными? Вопрос всё того же «канонического» порядка. Царя сегодня в России нет, равно как нет и Российской Империи, самодержавие низложено в 1917 году, и Русская Православная Церковь существует в таких условиях уже почти 100 лет. Естественно, такая аномальная ситуация и для Церкви, и для России, и для её граждан не могла не сказаться, причём, худшим образом, и на канонической жизни Церкви. Но ведь никому же не придёт в голову сделать на этом основании вывод, что Церкви нет, или что она лишилась благодати, или что-то в этом роде. Для всякого полноценного члена Церкви совершенно очевидно, что это не так, ибо он на своём опыте знает, что такое благодать и находит эту благодать именно в Церкви, а не где-то ещё.  Да и Господь не оставит людей без Своей Церкви, (разве что в самые последние времена на три с половиной года), иначе – как спасаться без благодати церковных таинств? Конечно, есть канонические основы Церкви, оставленные нам Самим Спасителем и Его апостолами, и они незыблемы. Как-то: «Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» (Ин.6-53), или «Ядый Мою плоть, и пияй Мою мою кровь, во Мне пребываетъ и Азъ в немъ», говорит Христос (Ин.6-56); «Или не весте, яко неправедницы Царствия Божия не наследятъ? Не льтите себе, ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы Царствия Божия не наследятъ» (1Кор.6-9,10); или правило Шестого Вселенского Собора: «Мужчине не должно одеваться в женскую одежду, ни женщине в мужскую» и др. Однако, последнее правило по поводу одежды, как считает прот.Дмитрий Смирнов, сегодня уже тоже не работает.

                Мы не знаем, какие церковные каноны имел в виду Патриарх Кирилл, когда говорил, что они не работают. Как видим, на трактовку канонических правил влияет не в последнюю очередь и субъективное отношение. Как бы там ни было, церковные каноны есть, и никто их не отменял, правда, порой нам кажется, что какие-то из них уже не работают. Но это уже личное дело каждого. Впрочем, не следует думать, что к людям, далёким от Церкви, всё это и вовсе не имеет никакого отношения. Ведь каждый из нас когда-нибудь предстанет на Страшный Суд и будет держать там ответ не только о своих делах, но и помыслах, чувствах, стремлениях, желаниях и пр. Но прежде чем настанет день окончательного Судилища, неплохо было бы к нему подготовиться, и знание церковных канонов как раз и помогает в такой подготовке. Не будем забывать, что всех нас, кто бы мы ни были, будет судить Христос Спаситель по Своим божественным законам, а что может быть ближе к этим законам, чем церковные правила жизни?


Рецензии