Государство и мы
другой кивал и бога славил,
а третий взял и отобрал
и вставил в паперть...
(в качестве эпиграфа)
* * *
Истории возникновения государств в общем–то разные, смотря на каком уровне цивилизаций они возникли. Но в основе всё–таки насилие. И хорошо ещё когда — против дурной силы.
Но и не особенно мы спрогрессировали относительно обезьян.
В стае тоже своя неукоснительная демократия силы. Нет в ней, конечно, никакого голосования, никто лидера не избирает, а он лично своё право доказывает — править.
И тут уж не подтасуешь — мозгов на то звериных маловато.
Иерархия стаи, стада ли — жизненная необходимость. Отдельные особи при том, естественно, страдают, но всё–таки и выигрывают, причём иногда самое главное — жизнь.
Вожак стаи трахает всех самок, имеет лучший кус добычи, блох у него заискиватели неукоснительно ищут. Но и врагу ведь он первым подставляется.
А и лидер — пока ещё не государство.
Государство начинается с рэкета, чем бы это ни заканчивалось.
Вот осели самые умелые и принялись землю пахать да лапти плести, дома строить...
И тут же к ним подваливают прежние кочевники–вояки во главе с ханом или князем, а то и атаманом, не суть важно:
– Ты нас корми, а мы тебя за то не тронем и от иных нахлебников обороним.
Государство стихийное это прежде всего отделение своих нахлебников от чужих. На чём и стоит основа первобытного патриотизма.
И никакой тут справедливости, как и в стае, нет и в помине. Но не убивает тебя кто попало, не грабит — чтоб до ниточки, жить–выживать всё же можно…
Дальше — больше.
И додумались до государственного самоуправления и разделения труда, до писаных законов.
Казалось бы, вот он — идеал. Есть суды и полиция, армия. Казалось бы и достаточно, чтоб не было бардака и чтоб каждый смело своим делом занимался, а одновременно и на пользу общую.
Но нет. Всё возвращается к началу.
Появляется племя начальников...
Не самых — из знающих и умелых, но опять нахальных сообща.
Могут поинтересоваться — а где ж тут именно мы?
Но вот и я о том же спрашиваю.
Свидетельство о публикации №113040801319