Большое видится на расстоянии. Трусов Ю. П

                Данная работа также опубликована,
                с некоторыми изменениями, в    
                "Вестнике Российского философского
                общества", №2, 2005, с.199

    Время бежит быстро, и вот уже 10 лет нет среди нас этого замечательного человека. Кандидату философских наук доценту Кафедры философии РАН (ранее АН СССР) Ю.П. Трусову в этом году исполнилось бы 75 лет.
    В кругах Московской интеллигенции Юрий Петрович известен как основатель и руководитель исследовательского семинара Философского общества России по основаниям, конструкции, эволюции знания и человека в целом (в онто- и филогенезе, включая общество), как существа чувствующего, мыслящего, действующего: взаимопроявления мира, космоса в человеке (целого в части) и человека (части в целом) в космосе, как непосредственно известного представителя возможного многообразия разумных существ во Вселенной (1978-95гг!).

    Творческая деятельность Трусова Ю.П. была тесно связана с исследованием и решением наиболее проблемных вопросов онтогенеза и филогенеза сознания (в единстве психологического, логико-методологического, естественно-научного и социального подходов); методологией познания; конструкцией знания вообще и разработкой экологического подхода, как центрированного варианта системного подхода, в частности.

    Трусов ю.П. показал, что методология, исследующая логическое устройство и функционирование уже имеющегося знания и даже логически описывающая его дальнейшее развитие, недостаточна, поскольку она не вскрывает генезис (появление в сознании) самой логики, формирование исходных, фундаментальных понятий и суждений, выступающих в качестве логических оснований теории. Такая методология не в состоянии преодолеть "парадокс начала" и возникающую в самом начале проблему выбора между различными фундаментальными концепциями.
    Перспективным путем, на котором преодолеваются указанные недостатки и трудности, является так называемый "нулевой путь" - путь логической непредпосылочности и феноменальной непредзаданности выявления оснований и построения всей развертывающейся конструкции знания, - путь рефлектирующего открытия.

    Математическая модель континиума, созданная и выявленная Трусовым Ю.П. как фундаментальное основание математики ( сейчас широко используется в физике, химии, психологии и др.), представляется и всеобщим логическим образом голографического мира. В итоге этой работы сложилась Единая голографическая энерогоинформационная картина и континуальный диалектико-монистический логос мира - континуальная логика.
    Континуальная основа, разумеется, всегда существовала, но не всегда узнавалась за поверхностью и внешностью явлений и суждений, хотя издревле глубокие прозрения - постижения единства, тождества, прерывности и непрерывности, конечного и бесконечного и т.д., и, в особенности голографический принцип "все во всем" - на эту основу указывали и, порою, даже называли её этим именем, хотя под словом "континиум" нередко односторонне понималась лишь непрерывность.
    Континиум обладает неисчерпаемой физической ( в широком смысле этого слова) и логической емкостью, возможностью отображений. Возможностям и перспективам континуально-логического мышления не видно границ.
    Поскольку абсолют, мир континуален, логико-математическая модель континуума дает универсальное средство миропонимания и реализации мироизменения, управления мироэволюцией. Континуально может быть выявлена единая физическая картина мира, глубже поняты физикокосмологические модели "творения мира из ничего", "большого взрыва", природа сингулярностей и т.д. В таком постижении диалектически снимается оппозиция (и вопрос о первичности) материального и идеального, отображения материального в идеальном и воплощения идеального в материальном, креационизма и эволюционизма.

    Трусовым Ю.П. показана и фундаментальная роль экологии, экологичсеского взаимодействия в процессах становления, функционирования, эволюции явлений мира; разработана общая (абстрактная) теория экологии.

    Открытый Трусовым Ю.П. Закон несовпадения целей и результатов деятельности, обусловленный тем, что средства, способы нашей деятельности выбираются сообразно поставленной цели, а результаты от положенной в сознании цели не зависят и создаются самой деятельностью, её способами, применяемыми средствами - имеет не только принципиальное экологическое, но и прикладное значение. Так, при решении проблем взаимопонимания и дмалога, он может быть трансформирован следующим образом: "Метод, способ ведения диалога фундаментальным образом определяется взаимоотношением или соотношением (диспозицией, распределением) ценностно-целевых установок участников диалога."

    В отличии от других исследователей, сама экология в философском обобщенном понимании Ю.П.Трусова выявлена как определенный аспект всеобщей универсальной связи, взаимодействия, как общая теория экологического взаимодействия, то есть взаимодействия любого становящегося, фунционирующего, и эволюционирующего "центрального" объекта и среды, в которой он возникает, существует, функционирует и эволюционирует. Экологический подход в обобщенном плане выступает как центрированный, центральноориентированный вариант системного подхода; любая система для любого своего элемента (подсистемы) выступает как экосистема.

    В России, Америке, Германии опубликованы 54 работы ученого. Сборник "Проблемы оснований и конструкции знания" вышел посмертно.
    К сожалению Ю.П.Трусов не успел завершить свои фундаментальные труды: "Философские основы экологии" - тема монографии и одновременно докторской диссертации и "К основам общей теории человека". Судьба распорядилась вопреки его желаниям. Но и то, что сделано этим удивительным человеком, философом, учителем - является достойным вкладом в сокровищницу человеческой культуры, духовности, образования и науки.

    Нижайший поклон Вам, Юрий Петрович, за все, что Вы создали и оставили для людей. Светлая память, признательность, уважение и любовь навсегда сохранятся в сердцах Ваших благодарных слушателей и учеников.

              Молчанов В.Н., руководитель Отделения
              Российского философского общества по   
              исследованию проблем экстрасенсорики,
              пара- и трансперсональной психологии
              им. Ю.П.Трусова.


Рецензии