Двое или трое
Этот стих является одним из наиболее часто цитируемых в Евангелии от Матфея. Обычно трактуется, что здесь речь идет о всяком собрании христиан во имя Иисуса Христа и о том, что Он будет со Своими детьми на любом месте при любом количестве собравшихся (начиная от двух и трех человек). Хочу поделиться мыслью, к которой мне помогли прийти на этой неделе на одном из разборов Библии.
На самом деле, как предыдущий, так и последующий контекст говорит о том, что речь идет далеко не о всяком собрании верующих, а об очень конкретной ситуации. Начиная с 15-го стиха Иисус учил, что делать, если против верующего согрешил его брат. На одном из этапов этого процесса как раз и упоминаются двое или трое, которые потом присутствуют в 20-м стихе. Эта группа состоит из одного обиженного и одного или двух братьев, призванных им для обличения обидчика, итого двое или трое. Таким образом, предыдущий контекст говорит о действиях, которые следует предпринять, когда против тебя согрешает брат.
Последующий контекст (21-й стих и далее) на удивление созвучен с предшествующим: "Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?" В ответ на вопрос Петра Иисус рассказывает притчу о прощении от сердца "брату своему согрешений его". Снова речь идет о брате, согрешившем против брата, и об отношении пострадавшего к обидчику.
Вот поэтому я теперь полагаю, что с 18-го по 20-й стих Иисус говорил именно о том молитвенном собрании, на котором два или три верующих, которым известно о грехе другого верующего, молятся о нем. А весь фрагмент в совокупности говорит о следующих мерах, которые надо предпринять в отношении брата, согрешившего против тебя: обличить его, помолиться о нем, простить его. Причем ни одна из этих мер не исключает другую. Например, если ты простил обидчика, это не значит, что его не надо обличить.
06.04.2013
Свидетельство о публикации №113040702621