Философемы
25. Свой лик и свои свойства они с неимоверной смелостью присваивали богам, божествам, кумирам, таинственным небожителям и многим странным существам из своего земного окружения. Бездны, горы, моря и океаны, звёзды и вулканы, благостные и опасные места своего временного приюта – всё это пришло в сферу интересов и переживаний, потребностей и надежд, симпатий и любви, стоического терпения и по-детски бесхитростной притязательности - желание сотворить ещё один мир – абсолютно человеческий. И необходимость помогла нашему предку в этом, а неизбежность принудила законы и случаи беспрекословно содействовать прекрасно бестолковому Демиургу.
26. Перечисленные тут моменты биосоциогенеза и образовали круг победившего смерть существа. Так летит стрела времени. Так повествует о себе природная Разумность.
Уважительно относясь к её немотивированно целесообразным метаморфозам, к ее многовекторному движению по маршрутам никогда не существовавшей судьбы, мы и предложили читателям и коллегам внести в лексикон этой книги понятие – образ «стрела философии». Она летит над планетой, над эпохами, над событиями, над бурлящим пространством Ойкумены. И потому возможен анализ трёх времён и, в частности, психосферы – огромной планеты интеллектуализма – со всеми его деяниями – без начала и без конца.
Именно так могли думать о мыслящей энергии, о философии, увлеченные её проблемами Фалес Милетский, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Эпикур, Тертуллиан, Марк Аврелий, Сенека и другие. Их блистательные имена, их лучезарно неустрашимая мысль, их учителя и ученики, их революционная смиренность перед Высшим и незаменимо обычным, их мастерство быть всегда нужным для летящей мысли, при этом никого не затеняя своей славой и оставаясь героями ума – возвращают нас к проблеме школы.
Правы те, кто говорит, что понедельник начинается в субботу, что нас учат будни, никогда и никому не отдавая пальму первенства в деле просвещения поколений. Мыслить и существовать одно и то же, - считал Декарт. Буквально: cogito ergo sum - «Я мыслю, следовательно, существую».
Нас, живущих на земле, учит мыслить школа, представляя собой открытие всех прежних тысячелетий. Они включают в себя прагматику и схоластику (scholia, лат., - школа). И как же мы замечательно едины в своих представлениях о начальном этапе изучения и понимания мира. Римский историк утверждал: «Не для жизни, а для школы учимся». (Сенека-младший 1 век н.э.) Он же уточняет свой взгляд на стратегию и процессы интеллектуализации европейцев с помощью знаний: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным». Ещё раз обратимся к истокам понимания реальности. Не прав ли был Альбер Камю, утверждая: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Где же тогда существует его школа? Вне мира?
И на все сто процентов прав Лоренс Питер, канадский педагог и литератор. Он смело разрушает претензию экзистенциализма на истину: «Кто не знает, куда идёт, вероятно, придёт не туда».
Аксиома 1. Мы учимся всю жизнь, - как до школы, так и после неё. И все мы школьники, никогда не расстающиеся с первыми учителями в нашем земном движении к знаниям неизвестного, то есть к самим себе. В этом школьном курсе не бывает каникул.
Их замечательные школы, их светоносные заповеди – и названных выше мыслителей и неупомянутых в силу механической целесообразности, которой подчиняется автор ради движения мысли с ближайшей точки зрения на порядок вещей – вот что и хотелось нам уточнить в диалоге с великодушным читателем.
Благородная неизбежность ещё раз напомнила: «правило – любимец свободы».
Свидетельство о публикации №113040607313