Человек универсален

15. Человек универсален в своих будущих измерениях и возможностях.
Многие тысячелетия он был занят накоплением ресурсов жизни, чтобы быть здоровым, деятельным, открытым для сотрудничества.  В движении к лучшему любым из носителей разума  не однажды был открыт и пережит ультиматум реальности, или Универсума. Что же требовал Большой мир от человека? Как выяснилось: всему большому в нашей жизни симпатизирует умное.  У Платона – это идеи “эйдосы”. Анаксагор вводит в научный лексикон Античности понятие “нус” (разум).  Буддийская цивилизация в качестве мировоззренческого постулата приемлет идею всеобразующего потока дхарм и - восьмичленный вариант самоутверждения Правильного (правильное понимание, правильное согласие, правильное решение  и т.д. – как путь движения к нирване).
Единообразен подход мыслителей прошлого и настоящего к решению проблемы выбора высшей доктрины. Речь идёт о знаменитом “что-бы” и “якобы”. Это аз причинно-следственного алфавита, это высшая истина долженствования, всемирности, любви к абсолюту, это постоянное возвращение к человеку, которому необходимо бесконечно много знаний. Ему нужны  справедливость, добро, красота и та демократия, которая облагораживает человека. Они (эти ценности) просто поднимают его над Чем-то или до Кого-то.
Доступным становится ранее не досягаемое  – в силу каких-то чиновничьих, религиозно-мировозренческих, информационно-технологических “можно” и “нельзя” (жизнестойких особенностей эпохи). Кто же он – Тот? Он – человек, и Он  должен быть универсальным. Подчеркнём в истине выразимого мира людей: человек должен быть свободным. Уточним, что свобода - это познанная необходимость (Бенедикт Спиноза), а богатство – это экономический предметный уровень, это – вариант нормативной обеспеченности человека всем необходимым.
Что же было дальше? Дальше были кризисы, войны, тёмные периоды в истории человеческого рода. Но и тогда человек мечтал. То, что будет названо  впоследствии  системой научных знаний,  представляло собой зародыш интеллектуализма. Путь человека в науку был сложным, и это несмотря на то, что мозг современного человека и мозг нашего предшественника,  находящегося на удалении в сорок тысяч лет – различается, как полагают специалисты в очень малой степени.
Очень спорным выглядит капиталистический вариант общественного развития. Джон Бернал напоминает в этом случае о “безответственной алчности капитализма”. Учёный с горечью говорит о трагедии европейцев,  допустивших реанимацию страшных воззрений конкистадоров. Миллионы ни в чем неповинных краснокожих людей  будут уничтожены представителями белой расы. Фашистское господство в Германии оказалось не просто повторением жутких периодов мировой истории.  На родине  Баха и Бетховена, Гёте и Гегеля здравомыслие отступило перед  идиотизмом,  либерализм стал заложником преступного расщепления логики  ( Дж.  Бернал.  Наука в истории общества. - Москва: Иностранная литература, 1956.-735с., С. Кара-Мурза. Потерянный разум - Москва:  Алгоритм, 2006.-730 с.) .


Рецензии