Принцип Художественного Соответствия

 – развитие идеи из «Рамаяны», «Вижу нечто странное...»

Стихи, как картина,  не должны быть «голыми»! Это то же, что повесить на стену полотно, прибив его по краям гвоздиками! Или отлипающим лейкопластом. Нужна «рамочка» и рамочка, подходящая по смыслу и «цвету» к произведению, в ней заключённому.
Пример:

Лук звенит, стрела трепещет,
И, клубясь, издох Пифон,
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
Кто ж вступился за Пифона,
Кто разбил твой истукан?
Ты, соперник Аполлона,
Бельведерский Митрофан.

Стих гол, его смысл и юмор Пушкина непонятны!. Если «обрамить» его кратким прозаическим рассказом о событии, повлекшем за собой появления этого стиха, он сам и запомнится лучше и впечатление от него глубже и эмоциональней.

Поэт, Андрей Николаевич Муравьёв, брат М.Н. Муравьёва-Виленского («вешателя») и Н.Н. Муравьёва-Карского посещал салон княгини З.А.Волконской.
Однажды по неловкости, (некоторые считают, что намеренно) задел громадную гипсовую  статую Аполлона, стоявшую в зале, и отломал у неё руку.
Но, быстро придя в себя, без смущения написал на пьедестале:

О, Аполлон! Поклонник твой
Хотел померяться с тобой,
Но оступился и упал.
Ты горделивца наказал:
Хотя пожертвовал рукой,
Зато остался он с ногой.

Это происшествие и вызвало вышеупомянутый стих-эпиграмму Пушкина.
Весной 1827 года она (эпиграмма) была напечатана в «Московском Вестнике» Погодина.
Позже, повстречавшись с Погодиным, Пушкин сказал ему:
А как бы нам не поплатиться за эпиграмму.
Почему?
Я имею предсказание, что должен умереть от белого человека или от белой лошади. Муравьёв может вызвать меня на дуэль, а он не только белый человек, но и лошадь!
Муравьёв, до которого дошла, очевидно, эта фраза Пушкина, не вызвал того на дуэль, а ответил эпиграммой:
Как не злиться Митрофану?
Аполлон обидел нас:
Посадил он обезьяну
В первом месте на Парнас.
 
«Такие дела», -- как любит завершать свои выступления один мой хороший друг.
Вопрос к читателю:
ТЕПЕРЬ стих-эпиграмма Пушкина читается ИНАЧЕ?
И запомнится, наверняка, лучше!!!

И такое случается почти постоянно с ЛЮБЫМИ стихами!
Идиотический принцип, неизвестно кем и когда придуманный: Де, художественное произведение должно САМО говорить за себя.
Всё было бы верно, если бы это было так! Но часто (обычно) далеко не все читатели, даже склонные к нормальному восприятию искусства, обладают энциклопедическими знаниями и КВН-ной быстротой мышления. Потому необходима не ссылка где-то в «послесловии» или, вообще, в конце книги, а именно прозаическое обрамление стиха.
На его «фоне»  стихотворение становится более ярким, более «усваиваемым» и запоминающимся.
3 IV 2013


Рецензии
Ваша идея понятна, дорогой Эспри, но она, как мне кажется, уже давно была осуществлена. Любое серьёзное издание сопровождается комментариями к тем или иным трудноусвояемым местам в произведениях автора, однако по традиции дополнительная информация располагается в конце тома, так как чтение текста в обрамлении комментариев - занятие довольно затруднительное, но внимательный и любознательный читатель никогда не пропустит сноску и обязательно ознакомится с примечаниями к тексту. Допускаю даже, что это ознакомление приведёт читателя в библиотеку или книжный магазин для поиска дополнительной информации по заинтересовавшему его вопросу. Должен также заметить, что Ваше предложение подходит больше для классиков литературы, нежели для ныне живущих авторов, и уж совсем не годится для таких авторов, как Ваш покорный слуга, потому что подробности жизни некоего Эпигонова вряд ли заинтересуют широкие массы читателей, коих на его здешней страничке и не наблюдается. ;)))

Эпигонов   04.04.2013 17:56     Заявить о нарушении
Дорогой Саша Эпигонов,
Как обычно, моя сердечная благодарность Вам за прочтение заметки и написание рецензии.
Я не говорю о том. что моё "предложение" есть нечто абсолютно новое, но и как раз подчёркиваю, что речь идёт именно об "обрамлении" стиха прозаическим текстом не только инфолрмирующим читателя, а эмоционально и ИНТЕРЕСНО рассказывающего о том. что будет и как это произошло.
Речь не идёт о "подробностях жизни", а о коллизиях, ставших предметом художественного воплощения. Можно было написать полицейский отчёт (на уровне квартального надзирателя), о том. что:
Г-н Муравьёв. явившись в нетрезвом состоянии в дом княгини Волконской. спьяну задел статую Аполлона и сильно повредил её, нанеся моральный. художественный и материальный ущерб княгине и посему посаженный в карцер на две недели и приговорённый к штрафу в тысячу рублей золотыми рублями!

Это отчёт полиции, но не художественное произведение.
Вновь, моё мнение остаётся неизменным: надо в меру имеющегося таланта обрамлять стихи, дабы они выглядели красочней, полней эмоционально и интересней, не говоря уже о понятности.
Вообще, это тема большая и сложная.
Вы же, дорогой Эпигонов, широко известны в узком кругу почитателей Вашего несомненного таланта. Круг узок. зато КАКИЕ там лица!
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   04.04.2013 23:44   Заявить о нарушении