Иродион

***
Он Храм воздвиг- восьмое Чудо Света,
пять городов и КейсарИйский Порт!
Но страх за жизнь, с заката до рассвета,
не покидал, под славословий хор...

Казнил жену любимую, с семьёю.
Наследников и тысячи людей.
Сам Август возмущался им порою-
чтоб царь и друг- такой злодей!

В защите он нуждается едва ли...
Но что до "избиения детей"-
евангелисты явно "перебрали"...



ИЗ ИНТЕРНЕТА
.................


1)Previous Memorize Share Next
Иродион - дворец Ирода Великого
Игорь Торик

Одна из важнейших построек царя Ирода Великого на искусственно насыпанной горе в Иудейской пустыне неподалеку от поселка Текоа. Иродион использовался как летний дворец, монумент, семейный склеп, столица округа и крепость. Построен он был - по обету - на том месте, где Ирод когда-то выиграл битву у войска Мирьям Хасмонейской, вынудившей бежать претендента на престол из Иерусалима. Для этого Ироду пришлось увеличить гору по высоте примерно на треть - на 200 ступеней из белого мрамора. Это, кстати, единственное место, носящее имя Ирода. Национальный парк Иродион расположен в 15 километрах к югу от Иерусалима и около 5 километров на юго-восток от Бейт-Лехема, близко к древним дорогам, ведущим на Мертвое море. Иродион построен в 23-20 годах до нашей эры как грандиозное сооружение, состоящее из 2-х частей: Иродион верхний - дворец, крепость и монумент, облаченные в искусственную гору, имеющую форму вулкана, и Иродион нижний, находящийся у подножия и включающий в себя многочисленные дворцовые корпуса для членов царской семьи и его детей. Здесь был центр округа, хотя сам царь приезжал сюда крайне редко. Ирод очень гордился своим строительством и когда в 15 году до нашей эры к нему приезжает в гости Агриппа, зять императора Августа, Владыки Вселенной, Ирод устраивает ему экскурсию по своим дворцам и крепостям - здесь, в Иерихоне, Баниасе и других местах. После смерти Архелая, сына Ирода (4 год до нашей эры - 6 год нашей эры), Иродион принадлежал римским наместникам до 66 года, когда перешел в руки евреев во время великого восстания против римлян. Повстанцы воздвигли на месте синагогу и бассейны для ритуального омовения, и находились там 4 года, пока крепость не была захвачена римскими войсками. Наряду с Михваром и Масадой, крепость эта пережила падение Иерусалима и была захвачена позже. Иродион был заброшен до 132-135 годов, когда в нем обосновались участники восстания Бар-Кохбы. После подавления восстания место было оставлено, и заселение здесь возобновилось только в византийский период (5-7 века) когда на развалинах крепости поселилась большая община византийских монахов - отшельников, которые построили здесь три церкви из камней иродианских сооружений. Позже, эти же камни использовались для строительства арабских домов округи. После арабского завоевания в 7 веке место было вновь покинуто до тех пор пока в его окрестностях не поселились бедуины, женившиеся на беженках-арабках из лагерей несколько десятков лет тому назад.
Первые раскопки в верхнем Иродионе были организованы в 1962-67 годах, отцом Виджиливом Корбо для школы францисканцев в Иерусалиме. Раскопки в нижнем Иродионе проводились Эхудом Нецером в 1972 году по заказу Еврейского университета, и они продолжались до 1988 года. В это время также была обнаружена система тайных убежищ времен Бар-Кохбы, расположенная под верхним Иродионом, и включающая водяные ямы, туннели и выходы для внезапных атак, что свидетельствовало о высокой сообразительности его строителей. По определению Нецера, вход во дворец находился с северной стороны, там где археологи поставили мостик, и был единственным. Современный спуск во двор насыпан в наше время на остатках стены и арок иродианского периода. Бывший спуск с горы, тот самый, выложенный мрамором, показывает сейчас гряда упавших камней. Центральное сооружение верхнего Иродиона - круглое здание, окруженное полукруглыми башнями, а с востока круглой - является совершенно выдающимся для древнего мира. Высота строения была порядка восьми этажей, из которых пять были жилые! В центре здания, облаченного в искусственную гору, располагался дворец царя Ирода, классическая римская баня, древнейшая синагога, огромная подземная емкость для воды. В римской бане рядом с «горячей» комнатой - кальдериумом - находится еще одна круглая комната, возможно, закрытая купальня, потолок которой сделан в виде купола - и это самый древний купол в мире, наряду с куполом над могилой в Себастии иродианского же строительства. Первые такие сооружения появляются только над круглыми комнатами, строить купола над квадратными помещениями научились лишь значительно позже. У самого пола этой комнаты сохранились остатки штукатурки и цветной фрески, которой были украшены ее стены. Со двора крепости ведет подземный ход к водной системе, располагающейся на половине высоты горы. Тот ход, по которому можно спуститься сегодня - современный, однако видны следы древнего, прорытого восставшими во времена Иудейской войны, для того, чтобы доставать воду, не выходя из крепости. Во времена Ирода, воду доставляли с внешней стороны из огромных цистерн, куда собиралась влага со всей округи при помощи системы акведуков.
Нижние дворцы и служебные здания Иродиона были построены вокруг красивого сада в римском стиле, окруженного колоннами. В саду находились специальные площадки для загара, отдыха и трапез, а в центре его располагался огромный бассейн 70 на 45 метров, который использовался для купания, гребли и как запас воды. Колонны, сегодня стоящие вокруг бассейна - современная реставрация. Остатки еще одного, центрального, крыла дворца находятся в южной части большого прямоугольного здания к югу от бассейна. У подножия его проходит маршрут длинной 350 метров, который использовался, по мнению Эхуда Нецера, для похоронной процессии Ирода, описанной Иосифом Флавием. На западе, под центральным садом, находятся остатки «монументального строения», которое, возможно, и являлось склепом, в котором был похоронен царь, умерший в Иерихоне. Из Иерихона тело перевезли в Иерусалим, откуда и вышла похоронная процессия. Сама могила пока не обнаружена. С февраля 1997 года раскопки на Иродионе были возобновлены на 3 года, проводил их вновь Эхуд Нецер, основная цель исследований - поиски могилы Ирода Великого - успехом не увенчались.

2)

Могила Ирода Великого-I
По рождению араб, по названию иудей, по необходимости римлянин, по образованию и вкусу - Ирод был грек”
[Вильям Диксон, "Святая Земля", СПБ, 1869г]

" …болезнь Ирода все ухудшалась, так как Господь Бог наказывал его за все его беззакония. То был медленный огонь, который был не столько заметен наружно, сколько свирепствовал у него внутри тела…

Его мучили также внутренние нарывы, особенно же страшные боли в желудке; ноги его были наполнены водянистой, прозрачной жидкостью. Такая же болезнь постигла и низ его живота; на гниющих частях появлялись черви; когда он хотел подняться, дыхание причиняло ему страшные страдания как вследствие зловония, так и вследствие затруднительности своей; всего его охватывали судороги, причем царь обнаруживал неестественную силу. Богобоязненные люди, которые по своим знаниям умели объяснять такие явления, говорили, что теперь Предвечный наказывает царя за его великие беззакония."
[Иосиф Флавий, "Иудейские древности", книга 17: 6]


Так 2000 лет назад, в 4 году до н.э. умирал царь Иудеи Ирод (Ѓордос) Великий – личность в высшей степени неординарная и противоречивая. Это был царь равно великий, как в своих делах, так и в прегрешениях. Один из наиболее образованных и деятельных монархов своего времени, расширивший границы своего государства и давший ему экономическое процветание и мир на протяжении десятилетий. Царь-строитель, построивший больше, чем все его предшественники со времен Давида и Соломона. Успешный политик, умело лавировавший во время смены римских императоров, ставленником которых он был, оставаясь при этом царем иудейским не только по форме, но и в действиях своих. Злодей, не остановившийся перед казнью большинства членов Синедриона, чтобы преодолеть сопротивление жреческого сословия, жестоко и безжалостно расправившийся со всеми реальными и возможными противниками, среди которых были жены, сыновья, родственники и местная знать. Жертва своей маниакальной подозрительности и палач, имя которого на века стало символом злодейства и жестокости.

И даже сегодня, спустя 2 тыс. лет событиями его жизни продолжают интересоваться историки и христианские теологи, люди искусства, и, даже, врачи. Так, совсем недавно, в 2002г на ежегодной Исторической Клинико-патологической конференции, которая проводится в медицинском колледже при университете Мериленда (США), д-р Ян Хиршман из медицинского колледжа Вашингтонского университета, изучив оставленную Иосифом Флавием историю болезни царя, пришел к выводу, что Ирода, скорее всего, убила гангрена Форниера, редкая в наши дни. "Все началось с болезни почек и закончилось гангреной", - заключил медицинский эксперт.

Но более всего личностью царя Ирода интересуются историки и археологи. О нём написаны тысячи книг, исторических исследований и художественных произведений. Профессор Еврейского университета в Иерусалиме, археолог Эхуд Нетцер (род. 1934г) на протяжении 35 лет своей профессиональной деятельности изучал всё, связанное с деятельностью Ирода. Заветной мечтой ученого было найти могилу этого царя. Ведь о месте его погребения известно довольно точно – Иродион.

 "Затем состоялись похороны царя... Тело умершего покоилось на золотом ложе, усеянном разнообразными драгоценными камнями; покров был пурпуровый, и тело покойного было облачено в багряницу; на голове его покоилась диадема, поверх которой был надет золотой венец; в правой руке находился скипетр. Около ложа шли сыновья умершего и масса его родственников; за ними следовало войско по отрядам сообразно своей национальности: сперва шли копьеносцы, затем отряды фракийцев, германцев и галлов, все в полной походной форме. За ними следовало уже все остальное войско, … снаряженное как бы на войну. Затем шли пятьсот служителей, несших курения. Вся процессия прошла восемь стадий до Иродиона, где, сообразно повелению покойного, и состоялось его погребение".[там же]

Место это для царя Ирода знаменательно. Именно здесь, между Иерусалимом и Вифлеемом, на краю Иудейской пустыни около 40 лет до описываемых событий произошло решающее столкновение с людьми последнего, законного, по мнению Синедриона, Хасмонейского царя Антигона II (Маттитьяху). Вооруженный отряд, во главе которого стоял будущий царь Ирод Великий, победил в схватке. Тогда молодой военачальник поклялся соорудить на этом месте памятник, который увековечил бы это событие.

Получив из рук Рима право на царствование в Иудее, Ирод развернул широкое строительство по всей стране: дворцовый комплекс в Иерихоне, крепостные сооружения в Иудейской пустыне (в т.ч. знаменитая Масада), города Себастия в Шомроне и Кесария - на берегу Средиземном море, многочисленные акведуки и резервуары для сбора воды. Вершиной зодческих творений Ирода стал Храм в Иерусалиме . В 20-х гг до н.э. он осуществил свой давнишний замысел, создав на месте выигранного сражения за престол, уникальное сооружение - Иродион, в котором на искусственно насыпанном холме, напоминающем вулкан, удивительным образом сочетались большая загородная резиденция, надежно укрепленная крепость и царский памятник, ставший усыпальницей царя.


 
Иродион, вид сверху .
(1- мавзолей - место захоронения царя Ирода; 2 – остатки лестницы, ведущей к мавзолею; 3 – крепость.)

 "На горе, против Аравии, он построил крепость, которую назвал по своему собственному имени Иродионом. Тем же именем он назвал сводообразный холм в 60 стадиях от Иерусалима, сделанный руками человеческими и украшенный роскошными зданиями: верхнюю часть этого холма он обвел круглыми башнями, а замкнутую внутри площадь он застроил столь величественными дворцами, что не только внутренность их, но и наружные стены, зубцы и крыши отличались необыкновенно богатыми украшениями. С грандиозными затратами он провел туда из отдаленного места обильные запасы воды. Двести ослепительно белых мраморных ступеней вели вверх к замку, потому что холм был довольно высок и целиком составлял творение человеческих рук. У подошвы его Ирод выстроил другие здания для помещения утвари и для приема друзей. Изобилие во всем придало замку вид города, а занимаемое им пространство - вид царского дворца"..[там же]

Несмотря на такое подробное свидетельство, оставленное Иосифом Флавием, археологические раскопки, которые проводились в Иродионе начиная с середины XIX века, и открывшие много новых и неизвестных ранее подробностей, к царской могиле так и не привели. Во всяком случае до мая 2007г, пока на пресс-конференции, состоявшейся при Еврейском университете в Иерусалиме, проф. Эхуд Нецер официально не объявил о находке.

Проф. Эхуд Нецер на пресс-конференции с сообщением о находке могилы царя Ирода. Иерусалим, 8 мая 2007г. (фотография из архива Еврейского университета).

А началось всё около 150 лет назад, когда один из первых исследователей Иродиона, француз Фелисиан де-Суси, путешествовавший по Палестине, обратил внимание на остатки древних сооружений у подножья холма близ Вифлеема и вполне справедливо отождествил их с описаным Флавием комплексом построек для "утвари и приема друзей". Наряду с другими постройками он особо отметил цилиндрическое сооружение в центре бассейна с внушительными размерами.

Так как не было сомнений в том, что весь комплекс – это и есть знаменитый Иродион, а проходившие в нем пышные похороны царя Ирода были известны всем, кто интересовался этим периодом, то и для де-Суси было вполне очевидно, что где-то здесь должна быть и знаменитая могила. Тогда же он организовал первые раскопки, но ничего, к сожалению, интересного не нашел.


 
Бассейн и комплекс дворцовых сооружений. Вид с Иродиона .
(4– раскопки "дворца", 5 - бассейн)

Следующая попытка найти следы грандиозного строительства 2-тысячелетней давности были предприняты только через 100 лет, в 60-х гг прошлого века. В 1962-67гг монах францисканец, археолог Библейской школы в Иерусалиме, патер Виргилио Корбо (Virgilio Corbo, 1918-1991) провел в Иродионе четыре сезона. Своё внимание он сосредоточил в основном на полузасыпанной крепости на вершине холма. Эта крепость строилась как хорошо укрепленная летняя резиденция царя. Четыре башни и соединяющая их стена, занесенные в наше время многовековым слоем земли, принесённой ветром, угрожающе возвышались над безжизненной пустыней. Восточная, круглая башня была высотой с 8-этажный дом. По сторонам, ещё три полукруглых башни, для гарнизона, охраняющего крепость. Они были вровень со стеной и выступали своими полукружьями наружу.

Однако внутри крепости всё было устроено отнюдь не по-спартански - мозаичные полы, роспись стен под мрамор, колонны с коринфскими капителями и прочее. Кроме 5 этажей круглой башни, предназначенных для жилых помещений, во дворе между колоннами классического перистиля*) располагался сад, к которому примыкали баня, построенная по всем римским канонам, и триклиний**), где царь, устраивал пышные приемы для особо именитых гостей. баня , В исторических хрониках сохранилось сообщение о посещении Иродиона в 15 г до н.э. Агриппой, одного из влиятельнейших людей Римской империи, ближайшего соратника и зятя императора Августа Октавиана.

Вся крепость в её царском величии просуществовала недолго. Царь умер, "процарствовав 37 лет после провозглашения себя царем со стороны римлян" и, примерно через 15-20 лет, со дня постройки Иродиона. Немногие оставшиеся наследники не смогли поделить власть. В результате Иудея стала римской провинцией, которой управляли прокураторы***). Преемники Ирода стали именоваться этнархами, что в представлении римлян было равносильно понятию местный ("туземный") князь и считалось рангом ниже царя.

 

Крепость на вершине горы. Реконструкция и современный вид.

После 10-летнего правления этнарха Архелая, сына Ирода, Иродион перешел к римлянам. История не сохранила , какие изменения, дополнения были сделаны в этот период. Но во время восстания 66-73гг н.э. (Иудейская война) в крепости обосновались зелоты (ревнители), отличавшиеся очень строгим соблюдением религиозных обрядов. Они-то, очевидно, и перестроили триклиний Ирода под синагогу, установив каменные скамейки вдоль стен, и выкопали на территории сада две микве, бассейны для ритуального омовения.

Синагога в Иродионе – одна из древнейших в мире. Её ровесница только синагога в другой крепости царя Ирода, в Масаде, где тоже во время Иудейской войны скрывались повстанцы-зелоты. Создание синагоги до разрушения Иерусалимского Храма, т.е. до 73 г н.э. противоречит общепринятому мнению об их появлении в связи с отсутствием Храма - единственного разрешённого места жертвоприношений Богу. Но положение зелотов в осажденной крепости закрывала им доступ к Храму, и вполне естественным решением этой проблемы было создание своего святилища.

Кроме ревностного отношения к выполнению религиозных обрядов, отличались зелоты непримиримой ненавистью к Ироду. Именно они, в числе 6000 человек отказались принести присягу в верноподданстве царю и устроили заговор, грозивший ему низвержением. Поэтому поселившись в крепости, они, очевидно, сделали всё возможное, чтобы стереть память о ненавистном царе, и уничтожили все следы царской могилы. На века, почти на 2000 лет!

Примечания.

*) Перистиль (греч. peristilon, «окруженный колоннами») – колоннада, галерея, окружающая площадь, двор или сад.
**) Триклиний - помещение с тремя (лат., tries - три) закрытыми стенами, вдоль которых накрывался стол, у которого возлежали (kline - постель) обедающие.
***)Прокуратор - управляющий императорскими землями от имени императора в Древнем Риме.

3)
нтуиция, Иосиф Флавий и старые карты
помогли Эхуду Нецеру в поисках могилы Ирода
Как уже сообщала наша газета, в Петербурге выступал с лекциями ученый из Израиля Эхуд Нецер, который считается крупнейшим в мире специалистом по периоду правления самого знаменитого царя Иудеи Ирода. То, что сообщил профессор Нецер, у публики вызвало некоторую оторопь: найдена могила того самого Ирода, которого называют Великим, но именем которого нарекают не самых благообразных персон.

О том, что именно было найдено Нецером и группой археологов Еврейского университета в Иерусалиме и почему поиски могилы заняли 35 лет, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказал сам профессор.

                Царь Ирод Великий

- Я слышала, что вы мечтали раскопать гробницу царя Иудеи Ирода еще будучи школьником...
- Скажу честно, в детстве я не думал заниматься археологией, тем более не мечтал раскопать могилу Ирода.Это такая красивая легенда. По своей первой специальности я архитектор, занимался проектированием квартала в Иерусалиме, который был разрушен после войны 1967 года. Затем меня как специалиста по архитектуре стали приглашать для консультаций археологи, занимающиеся раскопками на территории Израиля. Так началось мое увлечение археологией, которое затем переросло в профессию.

Я - человек пространства. Я его чувствую и вижу, даже если оно еще покрыто вековыми песками. Так было и с могилой Ирода. Раскопки на территории Иродиона (насыпного холма в 12 километрах от Иерусалима. - Прим. ред.) велись с 1956 года. Но мы в отличие от тех же французов, которые копали Иродион до нас, начали копать на новом месте, в той части Иродиона, которую не рассматривал в качестве места захоронения ни один из моих предшественников. Мы нашли захоронение между двумя дворцами, выстроенными на искусственно насыпанном холме.

Изучив труды Иосифа Флавия, который довольно подробно описал Ирода как царя и как человека, и поучаствовав в раскопках Иерихо и Масады (соответственно, Иерихона и древней иудейской  крепости.   -   Прим.ред.), где было найдено множество памятников иродианского периода, я стал понимать архитектурные замыслы Ирода. Это был человек с хорошим пространственным мышлением, богатым воображением и абсолютной логикой. Кроме того, он первый иудейский царь, который начал строить комплексно.

Он продумывал все объекты и соединял их в архитектурный ансамбль. Ирод приглашал для строительства разных архитекторов, но все архитектурные проекты имеют общее. И в этом общем, объединяющем, как я считаю, и проявился строительный гений Ирода. Надо быть немного строителем, чтобы понимать, где Ирод мог устроить свою могилу.

- Он ее сам устраивал?
- О смерти Ирод думал постоянно и задолго до наступления старости стал искать место для своей могилы. Мавзолей для сына Анипара, которого называют Великим, но именем которого нарекают не самых благообразных персон. О том, что именно было найдено Нецером и группой археологов Еврейского университета в Иерусалиме и почему поиски могилы заняли 35 лет, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказал сам профессор.
проект стал настоящей могилой царя. Именно поэтому гробницу иудейского царя так трудно было найти - она оказалась в самом неожиданном месте.

Кроме того, даже я, уже почувствовав строительный замысел Ирода, не мог предположить, что могилой Ирода окажется не пещера, как было принято в иудейской традиции, а мавзолей, Нижний этаж мавзолея был прямоугольным, размером примерно 10 на 10 метров, верхний предположительно - круглым. Золотая кровать и корона, описанные Флавием, были помещены е гигантский саркофаг.

-  Но ведь ни кровать, ни корона, ни сами останки не были найдены.
-  Да, вы правы. Нам уда лось найти лишь куски саркофага с характерными для той эпохи элементами декора - розетками, такими, какие бы ли найдены на саркофаге царицы Елены.

- А куда все делось, кто разграбил гробницу?
-  Предположительно, саркофаг был разбит во время Великого восстания Макковеев против римлян в 66 – 72 годах нашей эры. Иудеи считали деспотичного Ирода марионеткой Римской империи и могли сделать все, чтобы стереть память о нем с лица земли.

- У вас нет сомнений, что вы нашли именно могилу Ирода?
- Сегодня я, по существу, впервые перед широкой общественностью открываю некоторые уже осмысленные итоги наших раскопок. И делаю это в России, где нахожусь впервые по приглашению Русского общества друзей Еврейского университета в Иерусалиме, в вашем прекрасном городе (я хотел приехать с этим докладом не в Москву, а именно в Санкт-Петербург!). Но надо понимать, что первое заявление об обнаружении могилы Ирода мы сделали 8 мая 2007 года, а раскопки еще не закончены. Заявили мы об этом потому, что мне и моим коллегам было абсолютно ясно, что мы нашли именно то, что искали так долго, а допустить манипуляции в средствах массовой информации по поводу нашего открытия мы не хотели.

Сегодня я предложил ряд доказательств того, что мы нашли на Иродионе именно могилу Ирода, но полный отчет и описание найденных объектов мы представим научной общественности позднее. У нас еще много работы.

– 35 лет плюс еще какое-то время... Неужели руки не опускались? Как, по-вашему, можно было бы сократить время поисков, если бы вы принимали во внимание выводы, сделанные о месте захоронения вашими предшественниками?
– Руки не опускались никогда. Я доверял своей интуиции, Иосифу Флавию и старым картам. Но я иногда думал, что не успею. Что кто-то за мной сделает это. Отвечая на ваш второй вопрос, могу сказать, что мои дети думают так же, как вы. На последний день рождения, который я праздновал в мае, сразу после обнаружения могилы Ирода, они мне подарили футболку с надписью: «35 лет – и ты не разу не заглянул в Google?».

4) памяти археолога

Эхуд Нецер – один из ведущих археологов Израиля, посвятивший почти сорок лет раскопкам в Иродионе, открывший могилу царя Ирода, упал на одном из участков археологических исследований и разбился насмерть. Профессору Эхуду Нецеру было 76 лет, он похоронен в пятницу, 29 октября, на кладбище Кирьят Анавим. 

 
Ниже мы опубликуем отрывки из статьи археолога Алексея Сперанского-Маршака о сенсационной находке в Иродионе могилы царя Ирода, поиску которой профессор Эхуд Нецер посвятил несколько десятков лет самоотверженного труда.   
 
 
СЕНСАЦИОННАЯ НАХОДКА ИЗРАИЛЬСКИХ АРХЕОЛОГОВ: В ИРОДИОНЕ НАЙДЕНА ГРОБНИЦА ЦАРЯ ИУДЕИ ИРОДА ВЕЛИКОГО.
Поиски гробницы Ирода Великого начались еще во второй половине ХХ века и велись в течение нескольких десятилетий. Во главе этих поисков стоял известный израильский археолог, один из сподвижников «отца израильской археологии», профессора Игаля Ядина, замечательный ученый Эхуд Нецер. Архитектор по специальности, он увлекся изучением древней архитектуры стран Ближнего Востока и Средиземноморья. В качестве архитектора экспедиции Игаля Ядина, организованной Институтом археологии Еврейского университета в Иерусалиме, Эхуд Нецер принял участие в одном из крупнейших исследовательских проектов молодой израильской археологии – раскопках на территории древней крепости  Масады, расположенной на огромном скальном массиве на берегу Мертвого моря. Эта крепость была последним оплотом восстания народа Израиля против римского господства, так ярко и драматично описанного историком Иудейской войны Иосифом Флавием, жившим в 1-ом веке нашей эры.

После этих раскопок Эхуд Нецер занимался исследованием памятников архитектуры иродианской и римско-византийской эпох, сохранившихся на территории современного Израиля: Иродиона, Масады, Кейсарии, Сеффориса ( Циппори, Нижняя Галилея ), остатков дворцового комплекса хасмонейских царей в Иерихоне. Его исследования и публикации внесли большой вклад в историю  культуры Ближнего Востока и Средиземноморья  античного периода. Одним из важнейших направлений исследовательской деятельности профессора Нетцера является его многолетнее  изучение сохранившихся остатков архитектурных сооружений, воздвигнутых царем Иудеи Иродом Великим в Верхнем и в Нижнем Иродионе. Одной из целей этой работы стал поиск гробницы Ирода Великого, о котором рассказал сам Эхуд Нецер в своей статье: «Загадки и тайны древнего Иродиона», опубликованной в американском журнале «Biblical Archaeology Review», перевод которой на русский язык помещен ниже в данной публикации.


"Через несколько дней после окончания Шестидневной войны, я впервые в моей жизни, - пишет профессор Нецер, - имел возможность осмотреть Иродион. Для меня это явилось незабываемым впечатлением. Даже теперь, когда я совершил, наверное, сотни поездок в Иродион, после всех этих прошедших лет близкого знакомства с ним и четырех полевых сезонов археологических раскопок, проведенных на этом месте, каждый раз при встрече с ним меня все еще охватывает чувство благоговейного восторга и восхищения, когда я созерцаю, приблизившись к нему, величие этой монументальной постройки, сотворенной человеческими руками"...
 
"В то время, когда я начинал свою археологическую работу в Иродионе, – рассказывает профессор Нецер, – у меня еще не появилось идеи начать поиск гробницы Ирода Великого. Но теперь я могу сознаться, что эта идея стала своего рода наваждением для меня. Вопрос – сумею ли я когда-нибудь в будущем реализовать это мое желание – все еще открыт для меня, но сами по себе настойчивые поиски и новые гипотезы плодотворны в своем научном аспекте и доставляют мне огромное интеллектуальное наслаждение. И хотя я не могу, говоря со всей честностью, скрыть свое желание найти гробницу величайшего строителя в истории Палестины, но тем не менее я буду считать себя щедро вознагражденным даже в том случае, если мой настойчивый и длительный поиск ни к чему не приведет. Мы знаем, что царь Иудеи Ирод Великий был погребен в Иродионе. Нам рассказал об этом великий историк античной эпохи Иосиф Флавий в своем прославленном сочинении «Иудейская война». Нет никаких оснований сомневаться в точности сведений, приведенных  этим историком, жившем в 1-м веке нашей эры".

 
Профессор Нецер пишет, что для Ирода Великого характерным было стремление сооружать башни впечатляющей высоты. Весьма вероятно, что все они имели фундаменты из массивных тесаных каменных глыб, а их названия запечатлевали имена родственников или друзей могущественного царя Иудеи. Эти башни служили в качестве военных наблюдательных и опорных пунктов, но, что еще важнее, они стали монументами, поражавшими воображение современников.

"Во время исследования нашей экспедицией этих туннелей, - рассказывает профессор Эхуд Нецер, - мы не обнаружили ни одного признака, который бы указывал на существование гробницы внутри самого холма. Причем, общая длина, изученных нами туннелей, отметил он, составила свыше 230 метров. По  глубокому убеждению   профессора Нецера, остатки гробницы Ирода Великого, скорее всего, могут находиться где-то внизу, недалеко от подножья насыпанного холма".

"Хотя я и занимался,  - говорит профессор Нецер, - изучением горного дворца–крепости,   измерял его сохранившиеся остатки, а также изучил туннели, скрытые внутри насыпи холма, но все же основная часть моих археологических раскопок в Иродионе была сосредоточена в месте, называемым Нижним Иродионом, и представлявшим собой в древности обширный комплекс царских построек, расположенный у подножья холма. Как показали проведенные мною исследования, эти постройки являлись неотъемлемой частью того масштабного комплекса различных сооружений, который археологи и историки называют в целом Большим Иродионом".
 
Все археологические  раскопки, предшествовавшие  исследованиям профессора Нецера,  были сосредоточены исключительно на исследовании верхней части холма.
 
В 1972 году Эхуд Нецер приступил к работе над  докторской диссертацией в Иерусалимском университете. Его руководителем был прославленный израильский археолог Игаль Ядин. Он предложил Эхуду заняться изучением памятников архитектуры иродианского периода в Иерихоне и в Иродионе в качестве основной исследовательской темы. Хотя он мог бы выполнить эту задачу, сидя за столом в библиотеке и изучая отчеты о предыдущих раскопках, Нецер решил в добавление к этому провести полевые археологические исследования и изучить эти памятники с киркой и лопатой в руках, то есть, путем проведения научных раскопок..


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →