Вечна природа, но не вещи

   "Вечна природа, а не вещи"
 АРИСТОТЕЛЬ    "Наставление  Никомаху"

Мысли и размышления по Аристотелю


   Судьба может измениться, личные же наши свойства никогда.  То есть мы имеем то, что мы собою представляем.  Отсюда следует,  человек гораздо менее подвержен внешним влияниям, чем это принято думать.  Индивидуальность сопутствует человеку всюду и всегда, придавая ту или иную окраску всему переживаемому.

   То, что мы имеем в себе  -  наша л и ч н о с т ь  и подлинная ценность её - является 
 е д и н с т в е н н ы м   непосредственным  ф а к т о р о м  нашего счастья и довольства;  все остальные факторы -  влияют лишь КОСВЕННО и действие их может быть  п а р а л и з о в а н о ,  тогда как личность проявляет своё влияние всегда.  Но, чем больше человек имеет в себе,  тем меньше требуется ему извне,  тем меньше могут дать ему  другие люди.  Крайне глупо лишаться чего-либо внутри себя с тем, чтобы выиграть вовне.

  Источник счастья берёт своё начало в самом человеке.  Мудрый должен искать не наслаждения,  а отсутствия страдания.  Нет худшего безумия,  как желать превратить мир - эту ю д о л ь  горя - в увеселительное заведение и вместо свобод от страданий ставить себе целью наслаждения и радости;  а очень многие так именно и поступают.  Глупец гоняется за наслаждениями и находит разочарование;  мудрец же только  и з б е г а е т   горя.

   Н и к т о  не может сбросить с себя свою индивидуальность.  Как животное, так и человек : его индивидуальность  з а р а н е е  определяет  меру возможного его счастья, а его духовные силы,  особенно прочно и причём навсегда ,  определяют способность к возвышенным наслаждениям.  То, что человек значит для самого себя,  что сопровождает его даже в одиночестве и что никем не может быть подарено или отобрано  - очевидно существеннее для него всего,  чем он владеет , и чем он представляется другим людям.

   Благородные, хорошие люди скоро  у с в а и в а ю т  воспитательные уроки судьбы и послушно,  с благодарностью следуют им, понимая, что в этом мире можно найти  о п ы т , но не счастье, привыкая охотно менять надежду на  знания...   С ч а с т ь е  -  это  д о в о л ь с т в о  собою.

   Н и к т о  не может видеть  в ы ш е   с а м о г о   с е б я.  Человек может видеть в другом лишь столько, сколько он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом.  Если последний у него невелик ,  то даже  в е л и ч а й ш и е   д у х о в н ы е   д а р ы  не окажут на него     н и к а к о г о действия  и в носителе их он подметит лишь одни низкие свойства,  то есть слабости  и недостатки характера и  темперамента.  Для него этот человек только и будет состоять ,  что из недостатков; все его высшие духовные способности,  так же для него не существуют как цвета для слепых.

   Любой ум останется незамеченный  тем,  кто сам его не имеет; всякое уважение к чему-нибудь есть произведение достоинств ценимого,  умноженных на сферу понимания ценителя.  Решительно всё может забыть человек,  но только не самого себя,  не своё существо. Характер человека  а б с о л ю т н о   н е и с п р а в и м,  ибо все его действия вытекают их некого  внутреннего начала,  в силу которого он при одинаковых условиях всегда будет поступать так же.

   Люди тем похожи на детей, что становятся  н е п о с л у ш н ы м и , если их балуют(!):
поэтому ни с кем не следует быть слишком уступчивым , слишком добрым.  Даже на собаках плохо сказывается большая дружба, - о людях и говорить нечего.  Истинный характер человека сказывается именно в  м е л о ч а х , когда он перестаёт следить за собой. Именно в разных маленьких делах, можно удобно наблюдать, хотя бы по одним манерам, тот  б е з г р а н и ч н ы й  эгоизм, который, если не отсутствует, но зато бывает скрыт в крупных.

  Если человек не считается ни с чем , кроме себя, в мелких, обыденных делах и житейских отношениях, вообще в вопросах, к которым применима норма - то  можно быть уверенным, что ему  ч у ж д а  всякая справедливость ; в дом к себе его нельзя впускать.

  Нет такого характера, который можно было предоставить всецело самому себе, дав ему полную свободу; каждая личность нуждается в руководстве понятий и правил. Но сколько "не гони природу - она всё равно вернётся" (латинская пословица). И как в этом законе жизни, так  и со всеми теоретическими правилами происходит : первое - это понять правило ( достигается разумом и сразу); второе - это научиться его применять ( достигается опытом и постепенно). Этим путём  неуклюжий превращается в придворного, сорвиголова - в выдержанного светского человека, открытый характер становится замкнутым, а благородный ударяется в иронию.

  Забыть какую-либо скверную черту человека - это всё равно, что выбросить трудом добытые деньги, всегда помните о неизменности характера. Помнить, что ядовитыми бывают лишь животные имеющие холодную кровь. Злобу или ненависть нельзя обнаружить иначе , как действием. Мозг человека - безусловно, более страшное орудие, чем когти льва. Этот мир, где жизнь так сурова, требует железного рассудка, забронированного от судьбы и готового бороться с людьми. Ибо то, что принято называть  судьбою, является , в сущности, лишь совокупностью учинённых нами глупостей.
   
Счастью ,наряду с умом, необходимо мужество. Первое наследуется от матери, второе - от отца. Однако при желании и при упражнении можно увеличить оба эти свойства и наоборот, при нежелании с ними считаться - оба эти свойства либо зачахнут либо превратятся в весьма болезненную гнойную язву, как  для самого человека и весьма опасную для  других.

  Знайте, что неразумный питает во сто раз больше ненависти к разумному, чем этот - к нему.  Никто не может видеть выше себя.

  PS. Но всё же мы можем утешиться "habes - haberis" (Петроний)- "Имеешь одно - будешь иметь и другое". Может и не меняется суть человеческой природы, но в семени её искра божья, а околоплодная мякина - это то, что соединяет нас со временем, в которое мы периодически приходим.
  Но мы должны понимать, что яблоко не является семенем яблони -  маленькое семечко внутри яблока  есть истинный плод яблони , и , оно без " прививки" садовника (Божьей воли) вырастет дичком и плоды им взращённые будут кислы и малы. Не корни себе подобного и не красивость плодов на ветвях являются залогом твоего счастливого явления в миру, а некая совокупность  всех необходимостей, что скрыта от нас и не подвластна нашему суду определения. Как только мы перестаём быть "звеном" этой  совокупной необходимости, мы по полной мере разделяем Адамов грех, то  есть перекладываем свои поступки  и решения на других и получаем проклятие Евы, муками постигаем истину.
 
 

 

фото  страница Ян Марченко


Рецензии
Интересные размышления...

Спасибо!

С теплом,

Борис Коренфельд   10.04.2013 16:49     Заявить о нарушении
Это Аристотелю вечное благодарю причитается. Мы сквозь века находим зёрна для своей современности из его хранилищ мудрости и философии.
Сейчас так любят говорить о новизне проявления человека, это потому,вероятно, что запылились полки с античными авторами, которые ультрасовременны и сейчас своей ритрикой о жизни.
Пусть на нас не отдыхает вечность)))

Лотыш Яна   17.04.2013 00:25   Заявить о нарушении